Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://rusico.indrik.ru/artists/u/uhtomskiy_ff/index.shtml

(ПРОТОПОПОВ; ФЕДОТ) (уп. 1676–1727)

Московский мастер, работавший в посл. четв. XVII – 1-й четв. XVIII в. в традициях Оружейной палаты, и при этом не состоявший в ее штате. Одно лицо с Феодотом Феофановым Протопоповым.

 Его отец, Феофан Феофилактович, в 1677 г. служил протопопом Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском (Переписная книга 1884:13). Тем же годом датируются две иконы его сына, написанные для церквей города: “Никита великомученик”  и “Богоматерь Боголюбская”. Обе иконы мастер подписал как “зограф Феодот Феофанов сын Протопопов”. (см. список сохранившихся произведений).

 Икона “Богоматерь Новоникитская” (см. список сохранившихся произведений) написана Феодотом Феофановым в 1678 г., в один год с первой иконой на этот сюжет, написанной Симоном Ушаковым и Михаилом Милютиным для дворцовой церкви Спаса Нерукотворного. Это говорит о тесной связи переславского мастера с ведущими мастерами Оружейной палаты. Необычайно высокий профессиональный уровень уже первых работ Феодота Феофанова свидетельствует о том, что он учился у лучших мастеров, может быть, у самого Симона Ушакова.

 Вскоре молодой иконописец появляется в Москве, что связано, вероятно, с продвижением по службе его отца. Хотя сведения о Феофане Феофилактовиче отсутствуют вплоть до 1693 г., в этом году он становится настоятелем Благовещенского собора и царским духовником (АИ. Т. 5. СПб., 1842:373–375), что предполагает многолетнюю успешную службу в столице. В этом качестве он упоминается и в 1699 г. (надпись на иконе “Николай чудотворец, с житием”. См. список сохранившихся произведений).

 Н. А. Маясова высказала предположение, что упоминающийся в 1684 г. ключарь Благовещенского собора Феофилакт был отцом Феофана и, соответственно, дедом Феодота (Качалова, Маясова, Щенникова 1990:76. Прим. 65).

 Что касается самого Феодота, то он становится в Москве “государевым певчим дьяком”. В качестве такового он впервые упоминается на иконе “Богоматерь Иверская”, которая из-за повреждения даты в подписи датируется широко: между 1672 и 1681 г. (см. список сохранившихся произведений). Здесь он назван по-прежнему “Феодот Феофанов сын Протопопов”, однако в документах о государевых певчих он называется новым прозвищем — Ухтомский (Разумовский 1895; Извеков 1906). Певческая карьера иконописца шла успешно: в 1693 г. он был уже уставщиком, т. е. руководителем хора. Об этом узнаем из надписи на несохранившейся иконе “Спас Нерукотворный”: “Этот образ писал великих государей уставщик Феодот Феофанов Ухтомский от сотворения мира 7201, а от Р. Х. 1693 года”. Согласно преданию, икона была собственностью Петра I и вместе с ним оказалась в Петербуре. Затем она находилась в комнатах Павла I, откуда попала в ризницу большой церкви Зимнего дворца. В мае 1858 г. эта икона была подарена в Исаакиевский собор в связи с его освящением (О святыне 1860). Среди всех уставщиков хоров членов царской семьи Феодот Ухтомский получал самое большое жалованье — 50 руб. оклада и 100 корма, не считая прочих положенных выплат (Извеков 1906).

После смерти царя Ивана Алексеевича, у которого Феодот Ухтомский служил уставщиком, последний становится уставщиком вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны, а после упразднения должности уставщиков и передачи хоров крестовым дьякам он стал крестовым дьяком царицы, т. е. певчим, который принимает участие в ежедневных домашних молитвах царицы в специально для этого устроенных так называемых крестовых палатах. Феодот Ухтомский назван крестовым дьяком в купчей 1702 г. на продажу принадлежавшей ему каменной лавки в Седельном ряду, которую он продал за 225 руб. (Москва. Актовые книги 1892).

Одновременно с певческой службой шла иконописная деятельность Феодота Ухтомского. Нередко он работал по заказу собственного отца: в 1695 г. по обещанию Феофана Феофилактовича им была создана икона Богоматери Тихвинской для новопостроенной московской церкви Тихвинской Богоматери в Сущеве, а в 1699 г. — образ Николы в житии для иконостаса Благовещенского собора (см. список сохранившихся произведений).

 В 1703 г. имя Феодота Ухтомского неожиданно вновь всплывает в Переславле-Залесском. Из надписи на иконе Богоматери уникальной иконографии Иелексы — “Наставницы милости” — выясняется, что отец иконописца Феофан Феофилактович вернулся в Переславль, где постригся в монахи под именем Алексий и вскоре умер. Его дети вложили икону в Спасо-Преображенский собор, где некогда служил отец. (см. список сохранившихся произведений).Отметим и тот факт, что иконописец не называет в подписи свое московское прозвище — Ухтомский.

В следующем 1704 г. иконописец написал в качестве вклада в Киево-Печерскую лавру икону Успения Богородицы, хранившуюся затем в придворных соборах в Зимнем дворце в Петербурге, с надписью: “1704 года писал сей образ великих государей певчий дьяк Феодот Феофанов Ухтомский в Киевопечерский монастырь по обещанию своему и по дщери своей и по родителям”. Икона представляла собой мощевик; имена святых, чьи мощи она содержала, были написаны на бумажках, помещенных в вырезанный ковчег (Историко-статистические сведения 1873; Эрнст 1915). Из надписи следует, что вслед за родителями иконописец похоронил и дочь и что Феодот в эту пору был опять всего лишь “государев певчий дьяк”. Не удивительно, что в первые годы XVIII в. бывший госу дарев уставщик вновь возвращается к своему изначальному ремеслу иконописца.

В это время он пишет иконы по заказам владельцев усадебных церквей. С 1702 по 1713 г. по заказу бояр Головиных он написал несколько икон в их вотчинную церковь Спаса Нерукотворного в подмосковном селе Деденеве, близ г. Дмитрова. Кроме икон, названных в разделе “Сохранившиеся произведения”, там находились следующие: “Великомученица Параскева”, с подписью: “1702 г. Августа в 6 де. сии образ писал Феодот Ухтомский”; “Спас Нерукотворный”, с подписью: “1704 сей образ писал Феодот Ухтомской”; “Богоматерь Одигитрия” — “Преподобные Сергия Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие” (двустворчатый складень), с надписями: на одной створке — “1710 писал сии иконы”, на другой — “Феодот Ухтомской”; “Спас Нерукотворный” (на холсте), с надписью: “1713. сий образ писал поп Феодот Ухтомской” (Казанский 1847; Ровинский 1903).

В церкви Смоленской Богоматери близ Бронниц, построенной в 1708 г. князем М. А. Волконским, помимо сохранившейся иконы Богоматери Смоленской могут находиться и другие, скрытые под поздними записями.

В 1707 г. в надписи на иконе “Спас Вседержитель” Феодот Ухтомский впервые называет себя иереем. С этого времени он подписывает свои иконы как “иерей” или “поп Феодот Ухтомский”. Неизвестно точно, в каком храме он служил. В семье Никоновых, проживавшей в г. Инсаре Пензенской губ., сохранялось предание, что Ухтомский был священником московской церкви Никиты на Басманной. Семья Никоновых владела иконой “Богоматерь Тихвинская”, написанной “попом Федотом Ухтомским” в 1715 г. и почитавшейся чудотворной. Икона позднее была подарена в местную Вознесенскую церковь (Бурлуцкий 1871). Однако в надписи на несохранившейся иконе Ухтомского “Богоматерь Казанская” 1720 г., находившейся в московской церкви Петра и Павла в Мещанской слободе, утверждалось, что он был иереем именно этого храма (Розанов 1874:154).

 Последнее упоминание об Ухтомском относится к 1727 г., когда им была поновлена икона Богоматери Казанской в Высоко-Петровском монастыре. На иконе имелась надпись, воспроизведенная в 1774 г.: “1727 поновлена Федот Феофанов Томской, при архимандрите Сергие”. (Григорий 1875). (Комашко Н. И.)

 

 

Сохранившиеся произведения:

1.    Богоматерь Боголюбская. 1676/1677 г. Антикварное объединение “Гелос”. Аукцион 13 декабря 1998 г.. М., 1998: №57. 163,3х66,8 см.

Ранее находилась в Смоленской (Корнилиевской) церкви Переславля-Залесского, построенной в 1696–1705 гг. (ОР ГТГ. Ф. 8. II. № 613. Л. 15. 1935 г. Отчет о командировке сотрудников ГТГ Леонова А. И. и Мневой Н. Е. от 5 июля 1935 г.).

Подпись: “7185 писал сий образ зограф Феодот Феофанов сын Протопопов”.

2. Никита Великомученик, с житием. 1676/1677 г. ПЗИХМ. Инв. 2750. 95х134 см. Происходит из церкви Рождества Христова г. Переславля-Залесского.

На нижнем поле надпись: “Лета 7185 (1676/1677) писал сей образ изограф Федот Феофанов сын Протопопов в Переславль-Залесской Никитской монастырь при игумене Романе и при казначее старце Иоасафе по обещанию подъячего Никиты Максимова сына Ведерницына”.

3. Богоматерь Новоникитская. 1677/1678 г. ГРМ. Инв. ДРЖ 1409. 52,3х42 см. Пост. в 1927 г. от Д. С. Большакова.

Подпись белилами по нижнему полю: “7186 (1677/1678) писал сий образ зограф Феодот Феофанов сын Протопопов”.

4. Богоматерь Иверская. 70–80-е гг. XVII в. ГМИР. Инв. А1503IV. 52,5х41,5 см. Присхождение неизвестно.

Надпись на нижнем поле белилами: “718 — писал сей образ государев певчий дьяк Феодот Феофанов сын Протопопов”.

5. Богоматерь Тихвинская. 1695 г. Тихвинская церковь в Сущеве в Москве. Во время закрытия храма находилась в церкви Пимена в Нововоротниковском переулке в Москве. 110х76 см.

Надпись: “7203 года марта в 11 день сий образ писал великих государей [уставщик] Феодот [Фе]офанов сын [Ухтомский] в новопостроенную церковь во имя пресвятые Богородицы Тихвинские, что [по] конец Сущевской слободы по обещанию Сретенского собора, что у великих государей на сенях протопресвитера великих государей духовника [Фе]офана Фео[филакто]вича” (Розанов 1874).

6. Николай чудотворец, с житием. 1699 г. ГМЗМК. Инв. Ж1281; 7 Бл. с.; 350 соб. 156х125 см.

Надпись: “Лета 7207 (1699) марта 2 д[н]е сии образ писан по обещанию Благовещенского собора, что у великого государя на сенях, протопресвитера великого государя духовника Феофана Феофилактовича, писал сын его зограф Феодот Феофанов Ухтомской” (Качалова, Маясова, Щенникова 1990:49).

7. Богоматерь Одигитрия Иелехса. 1703 г. ПЗИХМ. Инв. 2148. 133х139 см. Происходит из Спасо-Преображенского собора г. Переславля-Залесского.

На нижнем поле надпись: “1703 году сей образ писал в Переславль Залесской в соборную церковь Преображения Господня Федот Феофанов сын протопресвитера Алексия Духовского по обещанию сестры своей вдовой попадьи Параскевы девича монастыря что, на Москве, бывшего священника Ивана Гаврилова по своей душе и по родителех”. Надпись в настоящее время утрачена. Зафиксирована М. И. Смирновым (Смирнов 1929).

8. Кирилл Новоезерский. 1704 г. ДИХМ. 13,7х9,2 см.

Надпись в нижней части иконы: “1704 сий образ писал Феодот Ухтомский”.

9. Спас Вседержитель. 1707 г. ГТГ. Инв. 6194. 73х39 cм. Пост. из ГИМ в 1930 г.

Внизу на лицевой стороне надпись: “1707 сии образ писал иерей Феодот Ухтомский” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2).

10. Богоматерь Смоленская. Ок. 1708 г. Местный ряд иконостаса Смоленской церкви с. Кривцы Раменского района Московской обл.

Надпись внизу слева под изображением: “17… сий образ писал поп Феодот Ухтомской”.

11. Спас Нерукотворный. К. XVII – н. XVIII в. Филиал ГТГ “Музей-квартира П. Корина”. Кат. 84. 52,5х42,5 см. Принадлежала царице Марфе Матвеевне, жене царя Федора Алексеевича (обвенчана в 1682 г., ум. в 1715).

Имела на нижнем поле остатки подписи “Феофановича”, что и является основанием для атрибуции иконы Феодоту Ухтомскому. В каталоге В. И. Антоновой приписывается Симону Ушакову. (К. Н.)

12. Спас Нерукотворный. Н. XVIII в. ДИХМ. Инв. 4769. Из Спасской церкви с. Деденева.

Надпись: “…Феодот Ухтомский”.

13. Богоматерь Казанская. 1720 г. Собрание В.А.Бондаренко в Москве. 31,5х 26,2 см. Привезена из Санкт-Петербурга и приобретена на Антикварном салоне в 2002 г. Реставрирована О.Б.Воробьнвой и М.Г.Степановым в 2002 г.

На нижнем поле надпись белилами: “1720-го сий образ (п)исал иерей Феодот Ухтомской”. (Иконы из частных собраний 2004)

14. Николай Чудотворец. 1722 г. ГЭ. Инв. ДРЖ2326. 17х14,5 см. Пост. в 1953 г. через  Эрмитажную закупочную комиссию.

Надпись: “1722 го сии образ писал иерей Феодот Ухтомский” (Косцова, Побединская 1990).

Библиография:

Казанский П. Село Новоспасское, Деденево тож и родословная Головиных, владельцев онаго. М., 1847:30-31.; О святыне Исаакиевского кафедрального собора. СПб., 1860:5–6; Бурлуцкий И. О св. иконах, пользующихся особенным чествованием народа в г. Инсаре // Пензенские ЕВ. 1871. № 3. Часть неофициальная:80–81; Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 3. СПб., 1873:368 (пагинация 2); Розанов 1874:151, 154; Григорий, архимандрит. Древние и другие замечательные предметы в московском Высокопетровском монастыре. М., 1875:13;  Переписная книга г. Переславля-Залесского 1677 г. // Переславль-Залесский: Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1884:13; Холмогоровы 1884. Стлб. 170–171; Москва. Актовые книги XVIII столетия. Т. 1. М., 1892:127, п. 887;  Ровинский 1903:167; Извеков 1906:10; Эрнст С. Церковная старина в Петрограде // Старые годы. 1915. Июль-август:10; Каргер 1928:127; Смирнов М. И. Переславль-Залесский: Путеводитель и справочник. Переславль, 1928 (ошибочно называет художника Феофаном Феофилактовым); [Смирнов М. И.] Актография Переславль-Залесского края XVIII ст. // Труды Переславль-Залесского историко-художественного и краеведческого музея. Вып. 10. Переславль-Залесский, 1929:78, 80, 83; Антонова, Мнева 1963. Т. 2. № 908; Антонова 1966. Кат. 84; Качалова, Маясова, Щенникова 1990:49, 76. Прим. 65; Косцова, Побединская 1990. Кат. 47; Пречистому образу Твоему 1995. Кат. 116; Сукина 2001:100–101; Корнеева Н. И. Феодот Феофанов Протопопов-Ухтомский — государев певчий дьяк и изограф  // Переславль-Залесскому историко-художественному музею-заповеднику 80 лет. Сб. трудов. Переславль-Залесский. 2002 (в печати); Комашко Н.И. Подписные иконы изографов Оружейной палаты и их последователей // Антиквариат и предметы коллекционирования. 2003. № 11. С. 89; Шалина И.А. Обретенные сокровища из собрания В.А.Бондаренко. Книга-календарь на 2005 год. Милан-Минск, 2004. Аннот. И таб. XX; Иконы из частных собраний 2004. № 26. Илл. цв. (автор статьи Н.И.Комашко).

 Симон Ушаков: государев иконописец

 Писал Симон Ушаков, государев иконописец

Хранители памяти. Иконописцы Оружейной палаты

 

http://rusico.indrik.ru/artists/m/milutin_mikhail_ivanov/index.shtml

(уп. 1670–1690)

иконописец, с 14 апреля 1670 г. ученик Симона Ушакова.

Михаил Милютин принадлежит к числу наиболее даровитых учеников Симона Ушакова. Милютин был сын священника Предтеченской церкви, что у Никитских ворот (Успенский 1910).

Отчество иконописца установила А.Павленко по его челобитным 1677 г., в которых он называет себя “Мишка Иванов” и “Мишка Иванов сын Милютин”. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Д. 16495. Л. 23,24). На этом основании ею было высказано предположение, что отцом иконописца был справщик, “человек священнического чина”, который с 1646 по 1654 г. в Троице-Сергиевом монастыре занимался составлением и переписыванием 12 книг - полного комплекта Четий-миней (так называемых Милютинских миней). (Павленко 2001).

До поступления в ученики к Симону Ушакову он был у государевых дел в кормовых иконописцах меньшей статьи.

Когда Милютин подал свою первую челобитную о выдаче ему жалованья, Симон Ушаков “у выписки сказал, что тот ученик его Мишка иконное художество пишет святых лиц воображение лучше его прежняго ученика Василия (ум. 15 апреля 1670 г.) и впредь он будет великому государю прочен; и ныне он годится в среднюю статью кормовых иконописцев”. Таким образом, на первых же порах Ушаков был доволен новым учеником и дает ему лестную аттестацию. 20 апреля Милютину было назначено жалованье против ученика живописных дел ГригорияГрызлова, но так как оно вдвое было меньше оклада другого ученика Ушакова — Василия, на место которого и был определен Милютин, то через месяц последний в челобитной просит о прибавке содержания, объясняя свое право на это в следующих выражениях: “Взят-де он, по царскому указу, в ученики и отдан доучиваться иконописцу Симону Ушакову, на убылое место бывшаго ученика Василья, а тому-де Василью было жалованья, поденнаго корму на день по 2 алтына, а ему, Михаилу, указано только по алтыну, против тех учеников, которые впервые отданы мастерам в ученье, а он-де прежде сего научен иконописнаго мастерства, у государевых дел был в кормовых иконописцах в меньшей статье, и корму-де ему было по 2 алтына 2 деньги на день”. Согласно этой челобитной, Милютину дали по 2 алт. на день.

В 1671 г. ученик Ушакова писал образ Богородицы Корсунской на восьмилистовой дске.

В марте и апреле 1673 г. Милютин снова просил себе прибавки. Работаю, — пишет он, — в Оружейной палате всякия дела безпрестанно третий год, а жалованья по окладу мне нет, нет и платья в приказ (т. е. в пожалованье). Иконописец просил дать ему “убылой оклад” Ивана Башмакова.

В 1673 г. Симон Ушаков заявил в Оружейной палате, что “ученик его Мишка Милютин против бывшаго его ученика Ивана Евреинова таков ныне будет, и у государевых иконописных дел он, Мишка, с ним Симоном безпрестанно, и впредь ко государевым делам прочен будет”.

3 апреля 1673 г. Милютину “справлен был убылой денежный оклад и хлебное жалованье и поденный денежный корм иконописнаго-ж ученика евреенина иноземца новокрещена Ивана Башмакова для того, что он пропал безвестно”. “А оклад ему Ивану был 10 руб., ржи и овса 20 чет., на день по 2 алтына” (Стлб. № 44 182 г.).

В августе 1674 г. Милютин женился (Стлб. № 420 182 г.); в том же году написал он икону Иверской Богоматери (на кипарисной доске) в хоромы к царице Наталье Кирилловне и лук для царевича Феодора Алексеевича (Стлб. № 162 183 г.).

В сентябре следуюшего года Михаил Милютин за свое “доброе мастерство” был пожалован окладом Ивана Башмакова, т. е. стал получать в год по 10 руб. деньгами, по 20 четв. хлеба — ржи и овса и по 2 алт. на день поденного денежного корма.

В 1675 г. к Пасхе в поднос к государю Милютин написал лук большой “по алой кибитке золотом травы мелкия, в травах два орла двоеглавых с буйволовыми костями” (Стлб. № 341 183 г.).

В конце 1675 г. Милютин пишет в хоромы царицы Натальи Кирилловны и царевича Феодора Алексеевича на кипарисной и на липовой дсках две иконы Иверской Богоматери; к Пасхе того же года для царевича же Феодора написал лук.

В 1676 г. Милютин участвует в реставрации Верхоспасского собора.

В июне 1676 г. он чинил (т. е. реставрировал) два образа Спаса Нерукотвореннаго (Стлб. 382 184 г.) из государевой Мастерской палаты.

31 августа 1676 г. М. Милютин получил прибавку к своему жалованию “для воображения св. икон и для его пожарнаго разорения, что он погорел в один год дважды”, — из оклада Никиты Павловца по 5 руб. и 10 четв. ржи и овса (Стлб. 186 г. № 553).

В июле 1677 г. Милютин Михаил “золотом написал образ святых девяти мучеников, иже в Хижице, к великому государю в хоромы” (Оп. 34. № 958. Л. 403; ср. стлб. 185 г. № 524).

В 1678 г. Милютин получает жалования 36 руб. 30 алт. (Стлб. 187 г. № 90) (Успенский 1910:174–175).

В 1678 г. вместе с другими иконописцами он писал в церковь Евдокии “местные образа, и деисусы, и праздники, и пророки, и праотцы, и иныя иконописныя письма писал и в 1679 беспрестанно”; за что и пожалован сукном кармазиновым (Филимонов 1873).

В 1679–1680 гг. написал, как видно из надписи, деисус “искусного письма”, что находится в придельном алтаре Троицкого собора Успенского женского монастыря в Александрове (Токмаков 1889).

В 1680 г. он вместе с Леонтием Степановым писал и расцвечивал два арчака седельных, которые были принесены в Оружейную палату из Конюшенного приказа (Стлб. 188 г. № 78).

В начале марта 1681 г. Михаил Милютин в своей челобитной царю говорил: “В нынешнем 189 году писал я, холоп твой, твои государские ангелы (на кипарисной цке) и иныя всякия твои, великаго государя, иконописныя дела работаю с иконописцем Иваном Максимовым равно, а денежное жалование оклад ему 18 рублей, хлеба, ржи и овса в казенную меру 40 четвертей, а мне оклад 15 руб., хлеба, ржи и овса 30 четвертей… Вели, государь, прибавок ученить против Ивана Максимова”; “Окольничий и оружейничий Иван Максимович Языков с товарыщи, слушав сей выписки, приказали допросить Симона Ушакова, иконописец Михайло Милютин иконое художество мастерством своим против иконописца Ивана Максимова напишет-ли”. Симон Ушаков заявил: “иконописец Михайло Милютин напишет иконное письмо мастерством своим против иконописца Ивана Максимова и лучше”. 25 марта велено было оклад Милютина “для его доброго мастерства” сравнять с окладом Максимова (Стлб. 189 г. № 288).

В июне 1682 г. Милютин реставрировал (“чинил”) “иконы Всемилостиваго Спаса, Пресвятыя Богородицы, Иоанна Предтечи, которыя (были) выданы из хором великих государей” Петра и Иоанна Алексеевичей (Стлб. 190 г. № 453).

3 августа велено было Михаилу Милютину написать в собор архистратига Михаила “Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в высоту 6 арш., а ширина по размеру, а написав — поставить в том соборе над деисусы и пророки” (Стлб. 190 г. № 511). За это распятие (“за доброе мастерство”) Михаилу Милютину было пожаловано 4 ноября сукно кармазин и камка (Стлб. 191 г. № 105) (Успенский 1910:175).  [В надписи на иконе стоит дата 7189, т. е. 1680/1681 г. См. список сохранившихся произведений - Ред.]

В 1682 г. написал в церковь 12-ти апостолов, что в дому святейшего патриарха, местную икону двенадцати апостолов, “вышиною и шириною против прежней иконы”. За эту икону Милютин получил 20 руб. (МАМЮ. Кн. № 105. Л. 128об).

Икона эта находится и до настоящего времени в названной церкви. На ней апостолы Петр (с ключом) и Павел изображены держащими одноглавую церковь, по сторонам их стоят Филипп, Лука, Иаков, Варфоломей, Иоанн Богослов, Марк, Фома, Андрей, Симон, Матфей (над каждым надпись: “Агиос апостол”). Вверху представлен Спаситель на облаках, восседающий на херувимах и благословляющий обеими руками. Внизу иконы сделана надпись: “190 году писал сии образы царев зограф Михайло Милютин” (Косаткин 1906).

В 1684 г. Милютин писал четыре местные иконы в новую придворную Петропавловскую церковь — Спасителя, сидящего на престоле, Богоматери Смоленской, апостола Петра и муч. Наталии (Стлб. 192 г. № 764).

Написал икону Воскресения Христова на кипарисной цке (11 вер. Ѕ 9 вер.) в хоромы к царевне Татьяне Михайловне (Стлб. 193 г. № 30).

В том же году написал образ Спаса Всемилостиваго (размер иконы — “длиною 1/4 арш., шириною — по размеру”. Стлб. 193 г. № 297) для царицы Натальи Кирилловны.

В 1685 г. Милютин написал две иконы апостола Петра (Стлб. 193 г. № 985).

16 сентября 1686 г. Михаилу Милютину велено было написать для царевны Софии Алексеевны на штилистовой цке “образ Иоанна Предтечи поясной в дописку к деисусу” (Стлб. 195 г. № 54, 142).

23 октября того же года ему велено было написать в хоромы к царевне Екатерине Алексеевне “на штитлистовых цках три образа — образ Спасителев, да образ Пресвятыя Богородицы, да образ Иоанна Богослова” (Стлб. 195 г. № 179).

Весною 1686 г. Милютин для царевны Екатерины Алексеевны писал следующие штилистовые иконы: Похвалы Богородицы с кондаки и икосы, Всех скорбящих радости, Трех святителей вселенских, Иоанна милостиваго, Всех святых, Предста Царица, Иоанна Богослова, Апостола Петра, Апостола Павла, Апостола Андрея, Козьмы и Дамиана, Феодора Стратилата, мученика Никиты, Алексея Человека Божия, Марии Египетския, Феодосии мученицы, Евфросинии Суздальские, Мученика Христофора, Варлаама Хутынскаго, Саввы Сторожевскаго, Никиты Переславскаго, Александра Свирскаго (Стлб. 195 г. № 613).

С 10 января 1686 г. годовой оклад Михаила Милютина был увеличен на 10 руб. из оклада умершего Симона Ушакова (Стлб. 196 г. № 155) (Успенский 1910:175–176).

 1687 годом датируется царская грамота новгородскому воеводе Петру Шереметьеву о разрешении московскому иконописцу Михаилу Милютину “снять меру” с иконы Знамения Богородицы Софийского собора (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. № 2703. Л. 152-154; Оп. 3. № 2709. Л. 140–141). (М. М., С.Л.А.). 

В 1687 г. взят из Оружейной палаты в Посольский приказ.

12 ноября 1687 г. велено было Михаилу Милютину сделать для царя Иоанна Алексеевича “к образу Пресвятыя Богородицы Казанския киот деревянный с откосами и затворами и написать на нем во главе образ Живоначальныя Троицы, в откосах — с одну сторону образ Иоанна Предтечи, по другую сторону — образ великомученицы Парасковеи, на затворех — Гурия и Варсанофия Казанских чудотворцев”. Михаил Милютин написал этот киот к 28 января 1688 г. (Стлб. 196 г. № 174) (Успенский 1910:176). Тогда же он поновил чтимый образ Казанской Богоматери (для которого, вероятно, и делался киот). На иконе была надпись: “7195 сей пречистый образ поновлял Михаил Милютин” (Чугреева Н. Н. С какой иконой Богородицы Казанской была освобождена Москва в 1612 г. // VII Международные Рождественские образовательные чтения. Сборник докладов секции. М., 1999:141–147).

С 7 мая по 1 октября 1688 г. писал с товарищами иконы в церковь Иоасафа царевича в Измайлове. В бригаду входили: Георгий Терентьев, Спиридон Григорьев, Федор Нянин, Тимофей Резанцов, Михаил Матвеев, Семен Амеллофьев, Иван Аникиев. Работали все дни, кроме воскресений, всего 126 дней. Дано на корм 21 руб. Сам Михаил Милютин написал Богоматерь с младенцем и Сошествие Св. Духа (Токмаков 1889).

Летом 1688 г. Михаил Милютин вместе с Спиридоном Григорьевым, Тихоном Ивановым Филатьевым и с иконописными учениками писал иконы в иконостас соборного храма Петровского монастыря — “в апостольский, пророческий, праотеческий поясы на 39-ти цках, вышина цки по два аршина по два вершка, по тринадцати икон в пояс, да в клейма резныя на двенадцати цках страсти Господни”. “Ризы и венцы” были писаны “золотом, свет — красочный”. В апостольском поясе были помещены иконы — в средине “образ архиерейской (т. е. „Великий Архиерей“), посторонь — образ Богородицын, Иоанна Предтечи, дву архангелов, апостола Петра, ап. Павла, ап. Иоанна, ап. Матфея, ап. Июды Ияковля, ап. Андрея, ап. Иакова Брата Господня, ап. Филимона”; в прорческом поясе — “образ Воплощения Пресвятыя Богородицы, посторонь — царя Давида, царя Соломона, пророка Илии, пророка Еноха, пророка Наума, пророка Аввакума, пророка Исаии, пророка Захарии”; в праотеческом поясе — в середине — “образ Господа Саваофа, посторонь — праотцев Адама, Евву, Авеля, Сифа, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Аминодава, Иосифа, Вениамина, Осию” (Стлб. 196 г. № 570) (Успенский 1910). Михаилу Милютину было приказано написать “самым добрым мастерством” две иконы местного ряда: Вседержителя и Петра митрополита (Филимонов 1873:74).

В 1689 г. Милютин писал в своей челобитной царям Иоанну и Петру Алексеевичам: “27 августа 193 года [1685] волею Божиею погорел я и разорился в конец без остатку, скитаюсь с женишкою и детишками меж двор по чужим углам, а земли у меня по дворовое строение нет. А моей братьи земли по дворы даваны, а мне нигде не отведено, и ныне мне построиться негде, и дворишка купить нечем”. 22 мая 1689 г. Милютину выдали жалованье вперед за весь 197 г. — на постройку (Стлб. 197 г. № 445).

В 1690 г., при сокращении штата Оружейной палаты, Михаил Малютин был от должности жалованного иконописца “отставлен” (Стлб. 199 г. № 836).

“В селе Дедневе, — говорит Д. А. Ровинский, — есть его [т. е. Милютина] работы деисус, два Архангела и Спас Еммануил. на Еммануиле надпись: „187 писал сий образ царев зограф Михайло Малютин“” (Милютин? Ровинский, очевидно, ошибается в чтении фамилии художника). “На иконе архангела Гавриила: „Труды государева иконописца Михаила Малютина“, а на иконе архангела Михаила: „188 государева иконописца Михаила Ма[?]лютина“”. По словам Ровинского, деисус этот “очень хорошо писан фряжским письмом”. [Далее А. И. Успенский дает краткое описание икон Михаила Милютина: храмовой иконы церкви Двенадцати апостолов в Кремле и Деисуса из церкви с. Деденева. См. список сохранившихся произведений, № 4 и 7 — Ред.] (Успенский 1910:176–177).

В Костроме, в Богородицкой церкви на Московской улице, в местном ряду иконостаса, находилась икона Михаила Милютина “Спас Вседержитель”, датируемая 1683 г. (Вознесенский 1859).

См. также: РГАДА. Ф. 396. Кн. 964, 965 (Молева, Белютин 1965).

Сохранившиеся произведения:

  1. Распятие. 1680/1681 г. Праздничный ряд иконостаса Архангельского собора Московского Кремля. МЗМК. Инв. Ж-482. 35 соб. 24 Арх. XLVI — 25. 135х120 см.

Надпись в левом нижнем углу иконы: “7189 году (1680/1681) писал сей образ Михайла Милютин”. (Сведения об украшениях на иконах, надписях, открытых на иконах при реставрации. // ОРПГ. Ф.2. Д. 241. Л. 25 об.) (1975-1980 гг.) (ОРГП. Ф. 20. 1981 г. Д. 18. Л. 5) (Власова Т.Б. История формирования иконостасов Архангельского собора // Архангельский собор Московского Кремля.  М., “Красная площадь”, 2002. С. 225.

2. Архидьякон Стефан. 1676/1677 г. ГМЗМК. Дверь в жественник церкви Спаса за Золотой решеткой. Инв. 1809 — соб. Ж-1246/1. 198х65 см.

На поземе внизу в центре надпись светлой охрой: “185-го году писал сии образ иконописец Михайло Милютин с товарыщи”

3. Симон Ушаков, Михаил Милютин. Богоматерь Новоникитская. 1677/1678 г. ГМЗМК. Инв. 1807 — соб. Ж-1244/1. 111х76 см. Иконостас Верхоспасского собора, местный ряд.

На фоне под нижней перекладиной креста надпись темно-малиновой темперой: “186-го года писали сий святый образ Симон Ушаков да Михайло” (Милютин).

4. Оплечный деисусный чин из 3-х икон. 1679–1680 гг. Из церкви Спаса Нерукотворного с. Деденева, вотчины Головиных. В 1860-х гг. был перевезен в Новодевичий монастырь Верой Головиной, настоятельницей монастыря.

4а. Спас Эммануил. МНДМ. Инв. 3313. 37х31 см.

Надпись: “7187 (1678/79) года писал сий образ царев зограф Михаил Милютин”. На обороте: “Моление благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексеевны, Всея Великие и Малые России самодержицы, а благословила, акольничего и воеводу Петра Алексеевича Головина”. (Казанский 1847)

4б. Архангел Михаил. МНДМ. Инв. 3313. 37х31 см.

Надпись: “7188 (1679/80) году труды государева иконописца Михаила Милютина”.

4в. Архангел Гавриил. МНДМ. Инв. 3313. 37х31 см.

Надпись: “718… года января в 3 день труды государева иконописца Михаила Милютина”.

 5. Федор Стратилат и мученица Агафья. 1681(?) г. ГИМ. Инв. 7398/ 68965. 2379. 37,2 х 32, 4 см. Серебряный чеканный оклад 1681 г. Пост. из Александровой слободы. Написана, вероятно, по поводу бракосочетания царя Федора Алексеевича и Агафьи Грушецкой в 1681 г.

Надпись в левом нижнем углу: “184(9?) году писал сии образ Михайло Милютин”.

6. Собор 12 апостолов. 1682 г. ГМЗМК. Инв. Ж-1104. 2226 соб. 177х111 см. Находилась в трапезной церкви 12 апостолов в Кремле. Ныне в алтаре Успенского собора.

Надпись: “190 году писал сий образ царев зограф Михайло Милютин”. Справа: “Реставрировал сию икону Василiй И. Гурьяновъ 1901 года в Москве”.

 7. Иоанн Предтеча поясной из деисуса. 1686 г. (?). ГИМ. Инв. VIII 2979/ГИМ 85992. 31,7х25,7 см. Из Александровой слободы.

Надпись поздняя красными буквами под изображением Иоанна Предтечи: “Труды государева иконописца Михайла Милютина”.

Существует предположение, что настоящая икона была написана по заказу царевны Софьи Алексеевны в 1686 г. (см.: Успенский 1910:175).

8. Богоматерь Смоленская. 1687 г. МНДМ. Инв. 3030/872. 35х31 см.

Надпись: “195 писал сей святый образ иконописец Михаил Милютин” (Русские мастера живописи 1989).

9. Воскресение — Сошествие во ад. 1687 г. (?) Берлинский музей византийского искусства. Инв. 11602.

 Надпись: “195    году пресвятый образ писал Михайло Милютин”. (К.Н.).

10. Митрополит Алексий. 1687/1688 гг. (?). ГРМ. Инв. ДРЖ Б-569. 47,2х34 см. Из Кирилло-Белозерского монастыря.

В левом нижнем углу надпись: “…6 году образ сей (писал) иконописец Михайло Милютин”.

Приписываемые произведения:

1.    Оплечный деисусный чин из 3-х икон. 1679–1680 гг. Из Александровой слободы.  Находился за престолом в приделе Сергия Радонежского Троицкого собора. Передан в Исторический  музей в XX в. (Павленко 2001).

[Надписи на всех трех иконах точно совпадают с надписями на иконах такого же деисуса, находившихся в церкви с. Деденева (близ Дмитрова), описанных Д. А. Ровинским. Только Д. А. Ровинский ошибочно прочел фамилию иконописца как Малютин (Ровинский 1856:161). Изучение икон в ГИМ и  ГосНИИР показало, что иконы из Александрова являются искусными копиями икон из Деденева, выполненными в XIX в. — Ред.]

1а. Спас Эммануил. ГИМ. Инв. VIII 1595/ГИМ 68966. 37х32,5 см. Антикварная реставрация.

На нижнем поле слева первоначальная (?) надпись — белыми буквами, полууставом. Над ней, ее перекрывая, находится надпись XIX в., тоже написанная белыми буквами: “187 ого году писал сии образ царев зограф Михайло Милютин”. Поздняяя надпись в точности повторяет древнюю, только дата у древней не сохранилась.

1б. Архангел Михаил. ГИМ. Инв. VIII 1596/ГИМ 68967. 36,7х32,5 см. Запись XIX в.

Надпись XIX в. в левой части нижнего поля: “188 го году труды государева иконописца Михаила Милютина”.

1в. Архангел Гавриил. ГИМ. Инв. VIII 1597/ГИМ 68968. 37х32 см. Запись XIX в.

Надпись XIX в. на нижнем поле: “Труды государева иконописца Михаила Милютина”.

 

Библиография:

 Казанский П. Родословная Головиных, владельцев села Новоспасского. М.. 1847:27; Ровинский 1856:161; Филимонов 1873:73–74; Викторов 1883:442, 446, 452, 454; Токмаков 1889:21–22; Забелин 1894. Вып. 2:109, 120; Успенский 1902/2. № 7:13–15; Вознесенский Е. П. Воспоминания о путешествиях высочайших особ благополучно царствующего императорского дома Романовых в пределах Костромской губернии, в XVII, XVIII и текущем столетии. Кострома, 1859:106; Косаткин 1906:313; Успенский 1910:173–177; Успенский 1913–1916. Т. 4. Табл. 49–50:187; Ушаков 1913:354; Молева, Белютин 1965:218; Цюрик 1968: 138-139; Русские мастера живописи 1989. Кат. 16; Павленко А. Михаил Милютин - царский изограф XVII века // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия. Сб. статей М., 2001: 153-158.

Симон Ушаков: государев иконописец

https://www.pravmir.ru/reformator-ikonopisaniya-simon-ushakov-cherez-reformyi-k-traditsii-1/

Симон Ушаков – через реформы к традиции

Левон Нерсесян – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи.

Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров.

Очень важно, что в отличие от великих предшественников мастера, таких как Дионисий или Андрей Рублев, сведения о жизни и творчестве Ушакова достаточно широко представлены в документах эпохи. Мы привыкли к тому, что биографию средневекового художника можно реконструировать только в общих чертах, по кратким летописным или житийным упоминаниям, а об авторстве его работ можно судить только по косвенным свидетельствам или по стилю. Кроме того, мы почти никогда не знаем, какова была мера личного участия того или иного иконописца в том или ином художественном проекте, какие обязанности выполнял руководитель художественной артели, какая часть работы доставалась именно ему.

Между тем, официальное придворное делопроизводство XVII столетия фиксировало каждый шаг «государевых людей», к числу которых принадлежал «государев иконописец» Симон Ушаков. В распоряжении исследователей имеется огромный архив Оружейной палаты, из которого можно получить множество сведений о том, в какие годы и над чем работал художник, куда он ездил и чем занимался. Кстати, некоторые из этих документов выглядят до смешного по-современному: ведомость выдачи расходных материалов или ведомости о выдаче зарплаты. И конечно, есть еще одно важное обстоятельство, которое делает для нас образ Ушакова более определенным, чем образы его великих предшественников, – подписи и даты на исполненных им иконах: «Писал Симон Ушаков, государев иконописец, в таком-то году».

Всего известно около 50-ти подписных и датированных работ Симона Ушакова, и почти 40 из них находятся на выставке. Кроме того, на выставке представлены некоторые работы, которые приписываются Ушакову на основании поздних надписей или по стилистическим признакам, а также довольно большое количество работ его учеников.

Творческая биография Ушакова прослеживается по документам с 1648 года, когда ему было всего 22 года. Именно тогда Ушаков написал прошение о своем производстве в государевы иконописцы. Причем он указал в прошении, что еще до этого времени уже работал «безпрестанно у… царского дела», видимо, привлекаясь к каким-то отдельным художественным проектам. Судя по другим документам, это прошение было удовлетворено, однако жалованным иконописцем Ушаков так и не стал. Вероятно, для художника нашли другую работу – он был произведен в знаменщики Серебряной палаты, где в его обязанности входило изготовление подготовительных рисунков для церковной утвари и других произведений декоративно-прикладного искусства. Кроме того, он работал в Царицыной мастерской палате, исполняя рисунки для шитья, украшал царские палаты, гравировал, рисовал карты и планы.

Богоматерь Владимирская. Новатор или традиционалист?

К 50-м годам XVII столетия относятся первые подписные и датированные произведения Ушакова, и самое раннее из них – икона «Богоматерь Владимирская» 1652 года. На обороте иконы надпись, в которой сказано, что эта икона – список с древней и прославленной чудотворной иконы. Причем сверху надписи есть приписка «и мерой» – иконописец воспроизвел не только композицию оригинала, но и точный его размер.

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская, на обороте – Голгофский Крест. 1652
Дерево, темпера. 104×70. Третьяковская галерея

То, что Ушаков избирает на раннем этапе своего творчества именно прославленную чудотворную византийскую икону, присланную на Русь еще в начале XII века, очень ясно обозначает для нас один из главных стержней его творчества. Мы привыкли считать художника новатором, революционером в древнерусском иконописании, но нужно понимать, что в русской культуре XVII столетия отсутствовало само понятие «новаторства». Церковные писатели и художники ориентировались, прежде всего, на традицию. Эта традиция имела огромное значение и для Ушакова. Он не просто выбирает древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием».

Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»

Для разговора об Ушакове как реформаторе необходимо обратиться к одному из самых излюбленных сюжетов его творчества – образу Спаса Нерукотворного, который художник неоднократно повторял в разные периоды своей творческой биографии.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1678
Дерево, темпера. 53×42. Третьяковская галерея

Самая ранняя икона Спаса Нерукотворного, исполненная Ушаковым, происходит из московской церкви Троицы в Никитниках и раньше датировалась 1658 годом. Но именно к выставке была произведена полная реставрация иконы, она была освобождена от записей XVIII и XIX века, и мы получили возможность увидеть почти полностью сохранившуюся оригинальную ушаковскую живопись. Кроме того, реставраторам удалось по фрагментам золотых букв и их отлипам на олифе реконструировать первоначальную надпись и установить правильную дату – 1661 год.

Почему именно образ Спаса Нерукотворного так привлекал внимание художника, и почему именно на нем на протяжении десятилетий он отрабатывал свои новые художественные приемы? Чтобы это понять, нам нужно обратиться, прежде всего, к эстетическим трактатам как самого Ушакова, так и его друга, ярославского художника Иосифа Владимирова (этот оригинальный жанр – одна из новых особенностей художественной культуры XVII столетия).

Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций. По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя.

Отсюда, от поиска этой живости и подлинности, и происходит само понятие «живоподобия», которым Ушаков и Владимиров оперировали как в своих теоретических сочинениях, так и на практике, в своих иконах.

Что такое живоподобие? Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. Живоподобие – это воспроизведение живого, подлинного свидетельства о священных лицах и событиях как главная задача иконописания. Для Ушакова было важно уточнить это свидетельство, скорректировать его, сделать более убедительным. И поэтому образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск. Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. И этот настойчивый поиск, конечно, опровергает все традиционные предубеждения о секуляризации русской культуры в XVII столетии.

Древо государства Московского

О том, какое важное значение для Ушакова имела традиция, свидетельствует его неоднократное обращение к образу «Богоматери Владимирской». Помимо самой первой иконы 1652 года, эту тему отражают еще три произведения начала 1660-х годов, представленные на выставке.

Икона Богоматери Владимирской с избранными святыми на полях 1660 года происходит из Успенского собора Флорищевой пустыни, и, судя по пространной надписи в ее нижней части, это вклад самого художника в Успенскую обитель – свидетельство того, что художник был, во-первых, достаточно состоятелен для того, чтобы делать собственные вклады, а во-вторых, весьма религиозен. Еще одна Владимирская икона написана по заказу игумена московского Сретенского монастыря Дионисия в 1662 году.

Третий образ – знаменитая икона «Похвала иконе Богоматери Владимирской» или «Древо Государства Московского» 1663 года. Названия эти поздние и более или менее условные, поскольку оригинального ее названия мы не знаем, а в описях XIX века она называлась «Образ Владимирской с московскими чудотворцами». Вокруг медальона с иконой Богоматери располагаются изображения московских святых и некоторых знаменитых исторических деятелей. Галерея этих персонажей начинается с основателей Московского княжества – князя Ивана Калиты и митрополита Петра, который перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву и основал Успенский собор Московского Кремля, также представленный на иконе.

Слева на ветвях древа представлены московские святители, преемники митрополита Петра, последний из которых – Патриарх Филарет. Выше – его сын, царь Михаил Федорович Романов, основоположник новой династии, царь Феодор Иоаннович, последний из Рюриковичей, и благоверный царевич Димитрий – святой покровитель всего московского царствующего дома.

На правой ветви изображены преподобные, причем их ряд неожиданно открывается образом князя-схимника – преподобного Александра Невского. Вверху иконы изображен Христос в облаках, который передает ангелам венец и ризу. История сюжета такова: в 1625 году в Москву из Персии шахом Аббасом была прислана прославленная реликвия – риза Господня, которую торжественно положили в Успенском соборе Московского Кремля. И, конечно, изображая ризу, художник имел в виду именно эту драгоценную кремлевскую реликвию. Соединение же двух реликвий – иконы Богоматери Владимирской и ризы Господней – наглядно демонстрировало прямое покровительство Христа и Богоматери Московскому государству.

По сторонам от Христа начертаны надписи из Апокалипсиса – фрагменты из обращений к Сардийской и Смирнской церквям. Эти тексты вместе с текстами на свитках царя Алексея Михайловича и тогдашнего наследника царевича Алексея Алексеевича образуют своеобразный диалог: в ответ на молитвенное обращение царя и царевича Христос обещает им и всему Московскому государству ризу и венец как знак своего покровительства.

Как дворянин стал иконописцем

Одним из важных заказчиков Ушакова был святитель Иларион Суздальский, основатель Успенской пустыни. Он был родственником Симона Ушакова, о чем сообщает его житие. И именно из жития мы узнаем о том, что митрополитом Ушакову были заказаны четыре иконы: «Спас на престоле», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Киккская» и большое храмовое «Успение», исполненное в 1663 году.

С иконой Успения связано замечательное предание, также изложенное в житии Илариона Суздальского. Когда происходила смена деревянного храма на каменный, Иларион задумался, сохранять ли прежнее престолоосвящение, и тогда ему во сне явилась Богоматерь в том образе, как Она была написана на ушаковской иконе. Илларион понял, что престолоосвящение надо сохранить, новый каменный храм был также посвящен Успению Богородицы.

Симон Ушаков с учениками Егором и Иваном. Успение Богоматери. 1663
Дерево, темпера. 146×120. Третьяковская галерея

О том, что митрополит Иларион играл важную роль в жизни Ушакова, свидетельствуют и другие факты жития. В частности, известно, что в доме Ушакова в Китай-городе останавливался и сам Иларион, и монахи его обители. И житие рассказывает, что когда монахи, гостившие в доме Ушакова, стояли на молитве, над домом поднялся столп света и пламени. Он был настолько велик, что прибежали сторожа от Спасской башни, испугавшись, что в Китай-городе начался пожар.

Эти эпизоды показывают, насколько тесно Ушаков был связан с духовной средой, и, возможно, именно эта связь с малолетства предопределила его судьбу. Ушаков происходил из дворянской семьи, а для московского дворянина в ту пору выбор художественного поприща был несколько неожиданным. Скорее всего, причиной такого выбора были не только таланты молодого человека, но и внутренние духовные мотивы.

Светло и живоподобно

В 1668 году Ушаков принимал участие в очень важном художественном проекте – создании декоративного убранства церкви святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Этот храм был заложен в 1667-м и выстроен за этот год по инициативе его настоятеля протоиерея Андрея Савинова, который также был настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля. Судя по сохранившимся подписям, самому Ушакову принадлежат только две главные иконы из этой церкви: Господский образ Христа Вседержителя и образ Богоматери Киккской.

Примечательно, что для главного Богородичного образа храма Ушаков выбирает достаточно редкую и экзотическую для Руси иконографию, которую он мог знать по поствизантийским спискам с древней святыни. В них, как и в других поствизантийских иконах, вероятно, присутствовали некоторые художественные приемы, характерные для европейского искусства. Но Ушаков не копировал европейскую художественную систему: удивительный лик Богоматери Киккской создан исключительно традиционными иконописными средствами. Это тонкие полупрозрачные слои темперной живописи, которые накладываются друг на друга для того, чтобы передать цветовые и светотеневые переходы. Причем иконописец учится постепенно сглаживать контраст, поверх теней кладет полупрозрачные светлые слои, а высветления почти чистыми белилами, которые характерны для икон рубежа 60-70-х годов, заменяет более охристыми по тону. К тому же поверх высветлений Ушаков кладет чуть более темный полупрозрачный слой. Таким сложным путем достигается ощущение сглаженности переходов, возникает ощущение реального, живоподобного объема.

Очень важно, что ушаковская живопись при этом продолжает оставаться насыщенной светом. Эта светоносность для художника была даже важнее, чем живоподобие. Светло и живоподобно – вот так должен работать настоящий иконописец. И в этом таком благоговейном отношении к свету, видимо, проявляла себя духовная традиция, идущая еще от времен аскетических подвигов монахов-исихастов, от мистической культуры XIV столетия.

Еще один пример живоподобного ушаковского стиля – икона Троицы 1671 года, созданная по заказу греческого купца и дипломата Николая Николетты. Об этом свидетельствует надпись на греческом языке, поставленная в нижней части иконы.

Среди замечательных экспонатов, представленных на выставке, праздничный чин из церкви Покрова, созданный в 1673 году по заказу Богдана Матвеевича Хитрово, главы Оружейной палаты. Первую икону праздничного чина исполнил сам Ушаков, а остальные иконы чина писали уже его ученики и соработники – Никита Павловец, Федор Козлов, Георгий Зиновьев, Иван Филатьев и другие.

Его прямые ученики: мастера  Георгий Зиновьев, Михаил Милютин и Феодот Ухтомский и др.

Симон Ушаков: государев иконописец

Хранители памяти. Иконописцы Оружейной палаты

Иконописец Зиновьев

МИЛЮТИН МИХАИЛ ИВАНОВ

УХТОМСКИЙ ФЕОДОТ ФЕОФАНОВ

https://www.pravenc.ru/text/199835.html?

Георгий Терентьевич (упом. в 1667-1702), жалованный иконописец Оружейной палаты, ученик Симона Ушакова. Первое упоминание о З. зафиксировано в указе царя Алексея Михайловича от 16 мая 1667 г. о том, что иконописец «взят в Оружейную палату для иконного воображения» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. № 11538). Еще один документ, от 31 мая того же года, регламентирует условия перехода З. в Оружейную палату, сообщая, что он являлся крестьянским сыном в вотчине Гавриила Петровича Островского, по воле к-рого обучался иконописи у Симона Ушакова. Своим наставником З. характеризовался так: «...святых икон воображение писать искусен и пишет добрым мастерством», за что и был взят у своего хозяина за 100 р. вместе с женой, с детьми и со сродниками и определен иконописцем в Оружейную палату (Там же. № 11232). Сохранились 2 подписные работы З. из Вознесенской ц. в Москве, датированные 1667 г.: «Господь Вседержитель» и Смоленская икона Божией Матери (обе в ГМИР).

В 1668 г. З. с жалованными иконописцами во главе с Симоном Ушаковым писал иконы для иконостаса ц. свт. Григория Неокесарийского в Дербицах. Тогда же ему было дано место для постройки своего двора близ «государева большого аглицкого двора» (РГАДА. № 396. Оп. 1. Ч. 9. № 51389), а в 1675 г. его двор был перенесен в район Белого города за Ильинскими воротами. В 1670 и 1671 гг. имя З. встречается в документах Оружейной палаты в связи с распределением иконописных работ. В 1673 г. З. вместе с Симоном Ушаковым, Никитой Павловцем, Федором Козловым, Андреем Ильиным и Иваном Филатьевым (см. ст. Филатьевы) писали иконы праздничного ряда для иконостаса Покровской ц. в вотчине дворян Хитрово с. Братцева (ныне в черте Москвы) (сохр. подписная икона «Распятие», ГТГ). В 1676 г. З. упоминается в связи с починкой стенного письма в ц. Нерукотворного образа Спасителя Большого Кремлевского дворца. 1676-1677 гг. датированы 2 подписные иконы мастера в иконостасе этого храма: «Распятие с предстоящими» и «Иверская икона Божией Матери, с апостолами на полях» (вместе с Сергеем Рожковым) (обе в ГММК). 1677 г. датирована южная диаконская дверь с изображением архидиак. Лаврентия с надписью о работе З.: «с товарыщи» (ГММК).

Распятие с предстоящими. 1676-1677 гг. (ГММК)

(ТОКГ), написанной вместе с Симоном Ушаковым, З. назван его учеником. Сохранился ряд работ, выполненных З. с учениками. 1678 г. датированы Иверская икона Божией Матери З. и его ученика Евфимия для московских храмов св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (ГИМ - Музей «Новодевичий монастырь»), образ свт. Власия Севастийского (ГМИР) и икона для Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ; под записью). В 1679 г. З. с учеником Федором был написан 3-фигурный оплечный Деисус (ГРМ); в 1681 г. З. упомянут с учеником в связи с написанием иконы «Спас Нерукотворный» для Введенской ц. Уздринской Введенской пуст. в Архангельской губ. В 1690 г. к З. были определены в ученики сыновья иконописца Федора Зубова Алексей и Иван (см. ст. Зубовы); в 1694 г. З. с учеником Георгием Торопчениным (Туфановым) писал икону «Царь царем» (ГТГ). На своих местах сохранились иконы мастера, выполненные в 1681 г. для иконостаса собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, «Архиерей Великий прошедши небеса» и «Апостолы Петр и Павел» (обе в ГВСМЗ).

дважды по царскому указу отправлялся «для письма святых икон» из «Приказу Оружейной палаты»: в «малороссийские города, в Батурин войска запорожскаго обеих сторон Днепра, к гетману Ивану Самойловичу» - в 1682 г. и в 1686 г., очевидно, в период пребывания имеретинского царя Арчила Вахтанговича в Москве, был послан к нему «для иконного письма».

Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК)

Под 1688 г. значится неск. работ, в к-рых отмечено участие З. вместе с др. иконописцами. Так, он работал в новом соборе Донского мон-ря (Налетов. 1985. С. 67); писал иконы в ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове (Токмаков. 1889. С. 21-22); «починивал в соборную церковь Преображения Господня, что на дворце, иконы местныя, деисусы, северную и южную двери» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 16. № 26079). На рубеже 1688 и 1689 гг. З. «погорел и разорился без остатку»; на восстановление из Оружейной палаты ему было выдано 10 р. (Там же. № 26441). В 1691 г. З. написал диаконские врата для Высокопетровского мон-ря; в 1697 г.- для придела св. Иоанна Предтечи в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в имении Узкое писал иконы, к-рые сохранялись там вплоть до нач. XX в. (Гурьянов. 1904); в 1698 г. для деисусного ряда Спасо-Преображенской ц. в Вязёмах исполнил икону апостолов Петра и Павла (Шереметев. 1916). Последней известной работой З. в 1700 г. стала сохранившаяся до настоящего времени 2-сторонняя икона «Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном» с изображением на обороте Голгофского креста (ГММК). Образ кон. XIV - нач. XV в. был поновлен З. (икона, согласно сведениям реставрации 1980 г., была полностью переписана, расчищена), о чем сообщала надпись: «...поновлен сей святый чудотворный образ Спасителев греческаго письма во вторые изографом Георгием Терентьевым сыном Зиновьевым» (цит. по: РИБ. М., 1876. Т. 3. С. 587). Последние упоминания о З. датированы 1701 и 1702 гг. в связи с его поручительством об иконописцах Оружейной палаты (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1029. Л. 123 об., 156; Ед. хр. 1031. Л. 332 об.).

Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г.

Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ)

Ист.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи // ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 100, 102, 109; он же. Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров XVII ст. // Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 115, 122; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского Единоверческого мон-ря в Москве. М., 1904; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 81-85; Шереметев П. С.Вязёмы. Пг., 1916. С. 49, 193, 198.
 
Лит.: Токмаков И. Ф. Сборник мат-лов для VIII Археол. съезда в Москве. М., 1889. Вып. 2: Моск. губерния и ее святыни: История, археология, статистика; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 381-384; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 49, 54; Налетов А. Г. К истории создания иконостаса нового собора Донского мон-ря // ВМУ: Ист. 1985. № 2. С. 66-67; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. 1988. Кат. 151, 152; Гладкая М. С. Иконостас собора Рождества Богородицы в г. Суздале. Владимир, 1996. С. 5, 19, 22-27, 29, 31-34, 57, 62, 108, 121, 138; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 229-234 [Библиогр.].

Писал Симон Ушаков, государев иконописец

Хранители памяти. Иконописцы Оружейной палаты

http://eguarwr.ru/index/erofeev_nikita_ivanov_pavlovec/0-8991

Ерофеев Никита Иванов Павловец (уп. 1659, ум. 1677) - жалованный иконописец, из с. Павлово Нижегородскаго уезда; принят на службу в Оружейную палату после смерти боярина князя Якова Куденетовича Черкасского 10 января 1668 г. “для того, что прежние иконописцы Степан Резанцев от многих великаго государя иконописных дел устарел, а Федор Козлов болен, а Симон [Ушаков] c товарищи безпрестанно у государевых дел, и теми людьми дел великаго государя делать немочно, а наперед сего он Микита иконнаго воображения в письме свидетельствован сими же жалованными иконописцы, и по их, иконописцев, свидельству он, Микита, иконного художества в письме мастер”.Симон Ушаков, работавший весьма часто с Никитою Ивановым Павловцем, был всегда о нем лучшего мнения, как о прекрасном иконописце. Желая дать самый блестящий и лестный отзыв об иконописцах Гурии Никитине и Семене Спиридонове, Ушаков “с товарищи, сказали, по евангельской Христовой заповеди, что… Костромин Гурей Никитин, да Семен Спиридонов мастерством своим против Никиты Павловца стоит”. Уцелевшая до настоящего времени икона Никиты Павловца “Великий Архиерей” из Смоленского собора Новодевичьего монастыря может служить прекрасным наглядным подтверждением лестного отзыва Ушакова о Павловце. [Далее следует описание иконы. — Ред.] (Успенский 1910).

Работы художника

http://eguarwr.ru/index/the_state_tretyakov_gallery_erofeev_nikita_ivanov_pavlovec/0-8993

Богоматерь Вертоград заключенный. Ок. 1670 г.

Дерево, темпера.

Размеры: 33-29 см.

Собрание С. А. Щербатова. Приобретена в 1940 г. На нижней лузге надпись белилами: “…го писал сии образ иконописец Никита Иванов сын Ерофеев Павловец” (Антонова, Мнева 1963).

Инв. 28699.

 

Чудо Георгия о змие и Чудо Дмитрия Солунского. Ок. 1670 г.

Дерево, темпера.

Размеры: 31-28 см.

Собр. А. С. Уварова. Пост. из ГИМ в 1930 г. На лицевой стороне, над нижнем полем надпись: “[Ле]т[а] 718… (167…) год написа[на] многогрешною рукою Никиты [Пав]ловца” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2) По мнению Л.В.Ковтыревой, надпись на иконе выполнена на чинке грунта и относится к позднейшему времени, а стиль иконы не позволяет отнести ее к произведениям Никиты Павловца (Ковтырева 2007).

 

Инв. 14663.

 

Воскрешение Лазаря, из праздничного чина. 1673 г.

Дерево, темпера.

Размеры: 57-38 см.

Происходит из церкви Покрова в с. Братцеве, построенной в 1672 г. боярином Богданом Матвеевичем Хитрово. Пост. из ГИМ в 1930 г. Раскрыта в 1920-х гг. в ГИМ. В 1952 г. на полях, в местах утрат, дополнен левкас с тонировкой. В правом нижнем углу на изображении камня надпись белилами: “Писал сии образ иконописец Никита Павловец” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2).

 

Инв. 13958

 

 Праздники богородичные (Доброчадие). 1675 г.

Дерево, темпера.

Размеры: 32-27 см.

Собрание А. И. и И. И. Новиковых. Пост. из церкви Успения на Апухтинке в Москве в 1936 г. В картуше, над нижнем полем, надпись: “Лета 7183 (1675) написал сию икону многогрешнай рукою Никита Павловец” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2).

Инв. 24395.

НИКИТА ПАВЛОВЕЦ “с товарищи”

Царь царем, или Предста царица. 1676 г.

Дерево, темпера.

Размеры: 184-130 см.

Происходит из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (висела на юго-восточной стене). Пост. из АМИ в 1935 г. Внизу на подножии черная надпись: “Лета 7185 (1676) го году месяца ноября 11 день писа[н] си образ повелением благочестиваго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича всея Великия Малыя и Белыя Росии са[м]оде[р]жца а труды у сего образа зографа Никиты Павловца с товарищи” (Тренев 1902; Антонова, Мнева 1963. Т. 2).

Инв. 14969.

 

Хранители памяти. Иконописцы Оружейной палаты

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений