Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

источник http://rusico.indrik.ru/artists/d/dionisiev_feodosy/index.shtml?adm=dd04628f09e78dbf37b3db16d6f65752

уп. 1486, ум. 1542–1546?

Сын Дионисия, ведущего московского иконописца к. XV – н. XVI в., и брат Владимира Дионисиева. Вместе с отцом, братом и другими иконописцами около 1486 г. украшал стенописью вновь построенный Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря и писал туда иконы (см. Дионисий). Его работы неоднократно упоминаются в описи Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г.

В Успенском соборе: “Икона местная ж, Рожество пречистые, писмо Паисеино… а деяние у Рожества пречистыя писмо Феодосиево… У дверей у царских на правой стороне: икона пречистые Богородицы Владимерская писмо Феодосиево, обложена серебром золочена… За левым крылосом в киоте… икона пречистые Одигитриа с крылцы на гладком золоте. Писмо Феодосиево, а крылца Михаилово писмо Елина 12 праздников. В другом ряду шестодневец на гладком золоте локотной ж. Писмо Феодосиево. Икона болшая пядница Спас на престоле с крылцы, с сторону Пречистыя, а з другую Предтечя да 2 архааггла. Дионисево писмо, а крылца Феодосиево писмо, а на крылцах писано 8 образов святых…Икона пречистая Одигитриа с крылци пядница, Дионисево писмо, а на крылцах писаны образов святых 18, а крылца писмо Феодосиево…

(В теплой церкви Богоявления) Да две иконы местные локотницы болшие: святое Богоявление, Феодосиева писма, обложена серебром и золочена манастырская, а окладывал Марко старец…

(В церкви под колоколы) Икона местная ж пречистые Успения, на гладком золоте, писмо Денисевых детей и учеников его…” (Георгиевский 1911).

Поскольку иконы Феодосия и других мастеров находятся в разновременных постройках монастыря, было высказано предположение, что они неоднократно работали там, вплоть до 1504–1506 гг. (Попов 1975:74–76).

Наиболее значительными из сохранившихся работ с участием Феодосия являются стенная роспись и иконы иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Датировка их колеблется от 1495 до 1502 г. (см. Дионисий). В этих коллективных работах не удается выделить руку отдельных мастеров. Возможно, Феодосий участвовал и в других работах, которыми руководил его отец. Так, например, Г. В. Попов считает вероятным участие сыновей Дионисия в написании икон для собора Павло-Обнорского монастыря в 1500 г., а также икон начала XVI в. “Митрополит Петр” и “Митрополит Алексий” из московского Успенского собора, клейм иконы “Дмитрий Прилуцкий в житии” (Попов 1975:75, 116, 120).

Единственным дошедшим до нас подписным произведением Феодосия являются четыре миниатюры с изображением евангелистов Евангелия 1507 г. в РНБ. (См. “Сохранившиеся произведения”.)

В 1508 г. Феодосий руководил работой по росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Об этом сообщается в нескольких летописях: “Тоя же весны (1508) повеле князь великий Василий Иванович всея Русии подписывати церковь Благовещения святыя Богородицы у себя на дворе; а мастер Феодосий Деонисьев сын с братиею” (Софийская 1-я летопись по списку Царского // ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853:53). См. также: Воскресенская летопись (ПСРЛ. Т. 8. СПб., 1859:249), Русский временник. Ч. 2:268. В несколько иной редакции о том же пишет Никоновская летопись: “…великий князь Василий Иванович Всеа Русии с великою верою и желанием повеле на своем дворе церковь… Благовещения подписати златом… А мастер бысть Феодосейф Денисьев сын” (ПСРЛ. Т. 13, 1-я половина:9).

Долгое время считалось, что сохранившиеся росписи собора относятся к 1508 г. (Мнева Н. Е. Московская живопись XVI века // ИРИ. Т. 3. М., 1955:543–557). Однако последние исследования привели к выводу, что роспись Феодосия была сильно повреждена при пожаре 1547 г. и была заменена новой в 1547–1551 гг. Возможно, при этом были частично сохранены система декорации храма и иконография отдельных композиций (Качалова И. Я. Монументальная живопись // Качалова, Маясова, Щенникова 1990:21–44).

Феодосий был близок с Иосифом Волоцким, некоторыми видными боярами. В своем послании Ивану Ивановичу Третьякову, написанном в декабре 1510 – январе 1511 г., Иосиф замечает: “…Сее весны был у нас Феодосий иконник…” и передает разговор Феодосия с боярином Семеном Воронцовым. Из его послания боярину Борису Васильевичу Кутузову узнаем, что Феодосий сделал вклад в Иосифов монастырь в виде икон Андрея Рублева ценою 20 рублей, которые силой забрал из монастыря волоколамский князь Федор Борисович.

Это был не единственный вклад Феодосия в монастырь. Во вкладной книге монастыря есть запись: “Поминать Феодосия иконника Дионисиева сына доколе монастырь Пречистой стоит ис повседневнаго поминания невыгладити, — а за то Феодосий подписывал церковь, да дал на то землицу и ту землицу продали, а взяли на ней 40 рублев и на те денги купили 2 деревни на Фаустове горе, а дали на них 40 рублев” (Георгиевский 1911:34–35).

Видимо, Феодосий разделял мнение Иосифа о необходимости непримиримой борьбы с еретиками — “жидовствующими”. В житии Иосифа в редакции Саввы Черного передается рассказ Феодосия Иосифу о священнике-еретике, который выплеснул после службы святые дары в печь, после чего там появился младенец, которого унесли две птицы. Эта легенда используется как аргумент в борьбе с еретиками (Житие Иосифа, Саввы Крутицкого. М., 1886:29–30).

 Как ярый приверженец Иосифа Волоцкого в борьбе с новгородскими еретиками Феодосий упоминается в полемическом сочинении “Слово на списание Иосифа”, датируемое исследователями 1512-1514 гг.: “...о чем сам Иосиф не потскусил своей святыни - стал бы с Касьяном Юрьевским в клетке, а Феодосей бы иконник с Волком с Курицыным?”. (Анхимюк Ю.В. Слово на “Списание Иосифа” - памятник раннего нестяжательства // Записки ОР ГБЛ. М., 1990. Вып. 49. С. ). Иосиф был духовником Феодосия (Волоколамский патерик // Богословские труды. М., 1973. Т. 10: 179).

Имя Феодосия встречается в синодике Ферапонтова монастыря среди членов семьи Дионисия, а также в синодике XVI в. Пафнутьев-Боровского монастыря. Это позволило Н. К. Голейзовскому установить предположительное время смерти художника: между 19 марта 1542 и 17 февраля 1546 г. (Голейзовский 1999).

Сохранившиеся произведения:

Евангелие 1507 г. РНБ. Пог. 133. Миниатюры с изображением евангелистов: Матфея (Л. 10об), Луки (Л. 173об), Марка (Л. 109об) и Иоанна (Л. 273об).

Надпись на л. 373об: “В лето (7016 = 1507) милостию Божиею и Пречестныя Его Богоматере и святых славных и всехвалных божественых апостол написана бысть сиа святая и божественая четвероблаговестиа в преименитом и славном граде Москве в дому великаго чюдотворца Николы Старого при благоверном и христолюбивом великом князи Василии Иваннович, государи и самодръжци всея Росиа в третие лето государства его и при архиепископе Симоне, митрополите всея Руси повелением Иоанна Иоаннова сына Владимировичя Третиакова. А черное писмо писал… каллиграфос Ник. А златом прописывал Михаило Медоварцов. А евангелисты писал Феодосие зограф сын Дионисиев зографов. И приатова опаш сиа святая книга месяца декабря 24”.

См. Дионисий.

Приписываемые произведения:

Сергий Радонежский, с житием. Н. XVI в. ЦМиАР. Инв. 135 ВП. 136,5х97,5 см. Происходит из Успенского собора г. Дмитрова. Поступила в 1965 г. из краеведческого музея г. Дмитрова. Расчищена в 1928 и 1965 г. В. О. Кириковым. Атрибуция И. А. Кочеткова по сходству стиля с миниатюрами Евангелия 1507 г. (Кочетков 1981).

А. И. Некрасов приписывал Феодосию стенные росписи церкви Покрова в г. Александрове (Некрасов А. И. Возникновение московского искусства. М., 1929:65).

В исследовательской литературе (преимущественно книговедческой) Феодосию атрибутировались также заставки (одна из них с курсивной гравированной авторской подписью: “Изограф Феодосие”) и маргинальные украшения (“цветки”) старопечатного стиля, выполненные в технике гравюры на металле и вклеенные в ряд рукописных книг сер.(?) - кон. XVI в. (см., например: Немировский Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. М., 1964. С. 134-142), однако в настоящее время они датируются не ранее конца XVI в. (Плигузов А.И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. С. 79).

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений