Печать 

источник http://www.volgaprav.ru/2014/09/glavnyj-sekret-ikonopiscev/#.W_06rSlGTwo

Автор иконы не имеет права подписать ее, это запрещено церковными канонами. Люди просто по стилю потом узнают, кто именно ту или иную икону написал – Андрей Рублев, к примеру, или же Феофан Грек. Говорят, в связи с этим, что иконы Святым Духом пишутся, хоть и руками обычных людей... О секретах этого искусства рассказывает Людмила Мурзина, мастер иконописи православной общины Отрада, что в Кировском районе Волгограда.

Иконы – это вечное

– Родом я из Набережных Челнов. Рисовала с детства неплохо, – рассказывает Людмила. – Два класса художественной школы окончила. А потому, когда настало время выбирать профессию, поступила в Челнинское училище искусств осваивать профессию дизайнера широкого профиля. Лучшие наши выпускники уезжали продолжать учение в Москву и Питер. Но я нередко видела, как их работы, представлявшиеся ранее на выставках, пылились где-то на складах без всяческого применения. Мне это было неприятно и обидно. Хотелось чего-то такое найти, чтоб это было навсегда, навечно. Господь навел меня на мысль, что это вечное – и есть иконы.

И стала я искать, куда мне поступить, чтобы иконопись освоить. Собралась уже было в Москву. А перед этим съездила в Волгоград, в гости к знакомым. Они и рассказали мне, что в этом городе также проводятся семинары по иконописи. И я решила здесь остаться, пришла жить в общину Отрада. С тех пор вот уже десять лет прошло.

– И все эти десять лет вы занимались написанием икон?

– Настоятель общины отец Анатолий благословение на посещение подобных семинаров дает обычно на третий год пребывания в ней. Но мне он сразу разрешил, в порядке исключения.

Я понимала: это далеко не просто – прийти из мира в церковь и сразу вдруг начать писать иконы. В церкви до десяти лет, пока идет время воцерковления, молчать положено, собственного мнения не высказывать. Человек просто опыта набирается, при этом требуется от него смирение с искоренением гордыни. И только по прошествии десяти лет становится возможным свое мнение высказывать. Тогда и ближних начинаешь лучше понимать, милосердие к ним появляется.

Чем отличается икона от картины?

– Вам в освоении иконописи, видимо, помогло ваше художественное образование?

– Не всегда, кое в чем оно даже мешает. Помню, писала, к примеру, образ Иоанна Предтечи. Это аскетический образ, образ покаяния. Частично тело этого святого на иконах обнаженным пишется. В училище же мы подробно изучали анатомию, включая строение мышц. И по привычке мне, работая над этим образом, хотелось мышцы на руках его изобразить, тогда как надо было просто провести ровную линию карандашом. Д ело здесь в том, что поначалу нам в работе не хватает послушания. В подобных случаях необходимо к Богу обращаться и к тому святому, над образом которого сейчас работаешь.

– Какой была ваша первая икона?

– Первой иконой для иконописца является всегда образ архангела Михаила, стоявшего за правду Божью. Так в церкви принято. Затем обычно пишется архангел Гавриил. Третья икона – образ Иоанна Предтечи, образ покаяния. Все иконописцы стараются придерживаться этого порядка.

– Людмила, объясните, чем принципиально отличается икона от картины? Ведь есть и картины прекрасные на религиозную тематику. Вспомнить хотя бы «Явление Христа народу» Александра Иванова...

– Икона по сравнению с картиной символична. Каждый из ее элементов что-либо собой символизирует. Дерево на ней, к примеру, – символ жизни. В придачу к этому на иконе должна быть обратная перспектива. Это особенно видно на иконе Святой Троицы.

– Поясните неспециалисту – что это такое?

– При рассмотрении прямой перспективы все то, что расположено на заднем плане, обычно удаляется от нас, становится мельче и мельче. Тогда как каждая икона, как на нее ни посмотришь, всей своей перспективой к нам обращена, к людям, которые молятся.

В церкви существует такое понятие, как обожение, когда человек, душа его преобразились божественным образом. Христос был Богочеловек, а мы должны быть как бы человекобогами, как образ и подобие его. И на иконе должен отражаться именно этот момент обожения. Поэтому на ней всегда есть символ святости и обожения – нимб над головой у святого.

– Людмила, из мастеров иконописи прошлого кто вам наиболее близок и чем?

– Мы часто пользуемся опытом и наставлениями монахини Иулиании, в миру – Марии Соколовой. В возрасте восемнадцати лет она пережила сложный период, время революции в России. Много ходила по храмам, делала зарисовки сохранившихся остатков их настенной росписи. Затем она стала монахиней, преподавала в Троице-Сергиевой лавре. По ее зарисовкам мы зачастую сейчас и работаем.

Красота – не главное

– Расскажите немного, как пишется икона? С чего начинается, какие этапы в работе проходятся?

– О, это целая наука! Икона начинается с изготовления доски. Лучше всего подходит для нее липа – дерево это лиственное, довольно мягкое и не смолистое, в отличие, к примеру, от сосны. Чтобы будущая икона не покоробилась со временем, в доску вставляются специальные шпонки из дерева более твердых пород – из бука либо дуба. Далее доска проклеивается, просушивается. На нее наклеивается паволока – натуральная льняная ткань, на паволоку же наносится левкас – грунт, представляющий собою мел, разведенный на клею. Затем доска ошкуривается, на ней ровняют грубые места. И только после этого начинается написание самого образа, также состоящее из множества этапов. О каждом из них можно отдельно и долго рассказывать – от прочерчивания линий будущего образа и до нанесения красок, закрепления их на иконе.

– Как много икон вы уже написали?

– Образов двадцать примерно.

– Они теперь в храмах находятся?

– Первую свою икону я своему духовному отцу подарила – даже не зная, что существует такая традиция. А остальные – в храмах. В том числе в Германии. Не потому, что я какой-то особо известный мастер иконописи, просто у нас есть знакомые там.

– А сейчас работаете над чем?

– Заказов на иконы много. Мне теперь надо написать икону «Вера, Надежда, Любовь и мать их София», а также образ Александра Невского.

– Людмила, если сделать вывод из рассказанного вами, – так что же для иконописца главное? Что для него важней всего в работе?

– Главное для иконописца – чтобы душа его чистой была. Икона покаянием пишется. Бывают ведь образы внешне красивые – с отточенными линиями, с яркими цветами. Но одухотворенности в них не хватает. Батюшка на такие иконы нам даже смотреть запрещает. Бывали и у нас в общине люди, которые пытались заняться иконописью, имея за душой свою какую-то корысть. В том числе и давно пребывавшие в церкви. Но ничего у них не получается, увы…

Подробнее:http://www.volgaprav.ru/2014/09/glavnyj-sekret-ikonopiscev/

Православная жизнь в картинах русских художников