http://www.stsl.ru/news/all/den-pamyati-prepodobnogo-daniila-chernogo
Ученик преподобного Сергия
Иконописец Даниил был учителем и сопостником преподобного Андрея Рублева. Даниил, как полагают, родился около 1350 года, но дата эта весьма условная. Ничего не известно ни о месте рождения Даниила, ни о его родителях. Неизвестно также, когда Даниил встретился с преподобным Андреем, которому он стал не только учителем в художественном мастерстве, но и духовным единомышленником и другом. Даниил, как полагают исследователи, принял монашество в московском Спасо-Андрониковом монастыре или в другой митрополичьей обители. Отличался строгостью жизни. Прозвище «Черный» впервые упоминается в тексте «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII – начало XVIII вв.), в более ранних источниках Даниил называется только по имени. Цельность творческого наследия преподобных Андрея и Даниила такова, что современная наука считает проблему разграничения их произведений чрезвычайно сложной.
www.pravenc.ru
(ок. 1350? - ок. 1430, Андроников мон-рь), прп. (пам. 12 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец, предполагаемый учитель, «содруг» и «сопостник» прп. Андрея Рублёва; ошибочно именуется Даниилом Чёрным.
Большинство специалистов, пишущих о прп. Андрее, либо намеренно игнорируют проблему, связанную с творчеством 2 мастеров, либо забывают, что основная часть произведений прп. Андрея является плодом его творческого союза с Д. Разделить их наследие не помогают, ни технико-технологические исследования (проведенное в 1999-2000 предварительное обследование ряда икон из разных частей иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры не выявило различий в составе левкаса, красочных пигментов, санкиря, приемов письма и т. п.), ни стилистически-художественный и критический анализ. Лишь минимальные отличия в индивидуальном почерке и художественном темпераменте позволяют гипотетически наметить группу произведений Д. Цельность творческого наследия Д. и прп. Андрея такова, что совр. наука считает проблему разграничения их произведений чрезвычайно сложной.
Икона святого Даниила Радожнежского, по прозванию Черного
Изображение взято по ссылке
http://www.st-alipy.ru/upload/resize_cache/iblock/9f0/615_1200_12dd08ee1be9677107982b9cc56693e86/measure-076.jpg
Икона святых Андроникова монастыря
Жизнь и творчество
Сведения о жизни и творчестве Д. содержатся в тех же источниках, что и о прп. Андрее, но их гораздо меньше.
Если время смерти Д. и прп. Андрея устанавливается с нек-рой определенностью - ок. 1430 г., то даты их рождения сугубо гипотетические. Поскольку Жития преподобных Сергия и Никона, рассказывая о последних работах художников, сообщают, что они имели «почтенные седины» и были «в старости великой» (такой старостью тогда считали 70-80 лет), следов., дату рождения прп. Андрея следует искать ок. 1360 г., а Д.- ок. 1350 г.
Приглашение игум. Никоном преподобных Даниила и Андрея
в Троице-Сергиев мон-рь и «подписание» ими Троицкого собора.
Миниатюра из Лицевого Жития прп. Сергия Радонежского.
XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 292 об.)
Изображение взято по ссылке http://www.pravenc.ru/text/171187.html
Одной из причин, почему прп. Никону Радонежскому пришлось уговаривать иконописцев расписать Троицкий собор в Троице-Сергиевом мон-ре, мог быть, вероятно, их преклонный возраст; на это же указывает сообщение в Житиях о наличии тогда у Д. и прп. Андрея помощников; о том же свидетельствуют погрешности в рисунке нек-рых икон Троицкого иконостаса, к-рые могут быть объяснены старостью и слабеющей рукой мастеров (наблюдения Грабаря, Дёминой, Лебедевой, Лазарева и др.),- возможно, в силу этого Д. не смог участвовать в росписи Спасского собора Андроникова мон-ря, ставшей единоличной и последней работой прп. Андрея.
- Назад
- Вперёд >>