Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2017 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Чудотворные иконы Афона

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://www.pravenc.ru/text/293403.html

Игнатий (Газадини (Гозадино) Иаков; 1716/1717, сел. Китнос, о-в Китнос - 16.02.1786, близ Мариуполя, ныне Донецкой обл., Украина), свт. (пам. 3 февр.), митр. Готский и Кафский. Из греч. рода, переселившегося из Италии на Китнос в XII в. В 1613 г. предки И. построили в Китносе ц. св. Саввы. В детстве И. был отвезен к родственнику монаху на Афон, где в юношеские годы принял монашество. На Афоне И. получил образование, был рукоположен во диакона, иерея и хиротонисан во епископа. Затем был вызван в К-поль, где получил сан архиепископа и стал членом Патриаршего синклита.

В 1771 г. К-польский патриарх Феодосий II  (Феодосий II (Христианопулос) (22 апреля 1769 — 27 ноября 1773)) назначил И. митрополитом Готской и Кафской (Готфейской и Кефайской) епархии в Крыму. 23 апр. 1771 г. прибыл вБалаклавский во имя вмч. Георгия Победоносца мон-рь, а 27 апр.- в Бахчисарайский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь в предместье Бахчисарая Мариамполе, где находился центр епархии. И. направил усилия на возрождение и сохранение греками национального самосознания и правосл. веры. В ходе русско-тур. войны рус. войска в 1771 г. захватили мн. города Крыма, в т. ч. Кафу (Феодосию), куда 15 авг. того же года по приглашению рус. военного начальства ездил И. Присутствие русских войск способствовало укреплению положения христиан на полуострове. И. решил воспользоваться ситуацией и 29 сент. написал в Святейший Синод прошение о принятии его епархии в юрисдикцию Русской Церкви. В нояб. обратился к имп. Екатерине II с просьбой принять крымских греков в подданство Российской империи. Не дождавшись ответа, 8 дек. 1772 г. снова направил Екатерине II письмо с аналогичной просьбой.

Вскоре в условиях политической нестабильности Крымского ханства Екатерина II решила переселить крымских христиан в Россию с целью подорвать экономику ханства и поставить его в зависимость от России. Командующий русскими войсками в Крыму ген.-поручик А. А. Прозоровский 25 февр. 1778 г. получил указание приглашать христиан на поселение в Азовскую и Новороссийскую губернии, а губернаторы - принимать и расселять выходцев из Крыма. Особое место в организации переселения отводилось И., к-рый 23 апр. того же года во время пасхальной литургии в Успенской ц. Бахчисарайского мон-ря сообщил пастве о предложении российской стороны. Составил воззвание, в котором описывал тяжелое положение христиан в Крыму под татар. гнетом и свободу и безопасность, ожидавшие их в России. Среди христиан началась агитационная работа духовенства и близких к митрополиту людей, в частности вызванного им с Китноса племянника, впосл. капитана И. А. Гозадинова. В результате удалось склонить часть христиан к переселению.

Организация переселения была поручена новому командующему рус. войсками в Крыму и на Кубани ген.-поручику А. В. Суворову. 16 июля 1778 г. он принял составленное И. «Постановление крымских христиан», в котором были сформулированы их условия («пункты митрополита Игнатия») по переселению: поселение отдельно от других народов, гражданская и духовная автономия, разрешение всеобщими свободными выборами определять свою администрацию, сохранение Готской и Кафской епархии и ее подчинение Святейшему Синоду. С этими условиями согласилось и арм. духовенство. 17 июля того же года И. просил предоставить ему монаршую грамоту, гарантирующую выполнение условий, поскольку из-за неопределенности будущего мн. христиане отказывались от переселения. Выполнить такую просьбу сразу было невозможно, ген.-губернатор Малороссии гр. П. А. Румянцев пообещал, «что православные христиане должны быть весьма обнадежены, что найдут под скипетром спокойную жизнь, возможное благополучие и такие выгоды, каких себе предположить не могут». С нач. авг. духовенство еще активнее взялось за агитационную работу среди христиан, благодаря чему переселение в сер. авг. стало наращивать темпы и 18 сент. было завершено. В этот день в Россию отправился И. вместе с последней партией переселенцев. 24 окт. он приехал в Александровскую крепость (ныне Запорожье), где прибывшие проходили регистрацию. Всего из Крыма было выведено свыше 30 тыс. христиан, в т. ч. ок. 8 тыс. детей.

14 марта 1779 г. указом Екатерины II И. был принят в российское подданство, Готская и Кафская епархия перешла в юрисдикцию Святейшего Синода и была размещена на части территории Славянской и Херсонской епархии. Митрополит поселился в Самарском Пустынном во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре, занимался вопросами создания монастыря во имя вмч. Георгия Победоносца в окрестностях Павлограда. Ездил по местам проживания греков, к-рые временно были поселены вдоль рек Орель и Самара от Екатеринослава (ныне Днепропетровск) почти до Харькова в крайне стесненных условиях. Из-за скученности населения, голода, эпидемий многие люди умирали. Переселенцы обвиняли И. в своих бедах, но его усилиям противодействовало руководство Азовской губ., прежде всего губернатор В. А. Чертков. И. протестовал против насильственного поселения греков в местах, выделяемых без учета их желания. Писал просьбы и жалобы в разные инстанции, после обращения в нач. мая 1779 г. к кн. Г. А. Потёмкину был приглашен в С.-Петербург, где участвовал в согласовании мест проживания переселенных христиан. 21 мая Екатерина II подписала жалованную грамоту, согласно которой выходцам из Крыма даровались свободы и привилегии. Благодаря настойчивости И. ордером Потёмкина от 29 сент. того же года, а затем указом Екатерины II от 2 окт. для греков был создан Мариупольский у. В апр. 1780 г. началось его заселение, строился Мариуполь, названный в честь Божией Матери, появился Мариупольский греч. суд - орган, выполняющий адм., полицейские и судебные функции в уезде. На новых землях греки получили значительные земельные наделы, были освобождены от рекрутской повинности, не разрешалось размещение воинских частей в их населенных пунктах. Уже в 1780 г. И. выстроил в Мариуполе несколько церквей: Харалампиевскую соборную, Рождества Пресв. Богородицы, вмч. Феодора Стратилата и Успенскую, куда была помещена старинная икона Божией Матери «Одигитрия», привезенная из Крыма. Участвовал в строительстве и освящении сельских церквей уезда.

Рака на месте захоронения свт. Игнатия (Газадини) в ц. вмц. Екатерины в Мариуполе. Фотография. 1990 г. (ГИМ)

Рака на месте захоронения свт. Игнатия (Газадини) в ц. вмц. Екатерины в Мариуполе. Фотография. 1990 г. (ГИМ)

И. поселился в Мариуполе, первоначально жил в убогой землянке. 7 сент. 1780 г. в его доме был пожар, уничтоживший мн. документы по истории Готской и Кафской епархии и переселения греков в Россию. После этого для него был построен удобный дом. Для отдыха он избрал дачу в 5 км от города вверх по р. Кальмиус, где ему была выделена земля площадью 1500 дес. Он развел там фруктовый сад, выстроил каменную келью. Планировал основать в этом месте мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца. Из-за голода и новых людских потерь напряженные отношения между И. и частью греч. общины сохранялись и в Мариуполе. Председатель Мариупольского греч. суда признал действия И. по обустройству своей дачи незаконными и собрал толпу, к-рая снесла ограду и уничтожила сад. Митрополит после очередного богослужения попросил своих сторонников отделиться от противников и проклял последних. Конфликт продолжался вплоть до смерти И. Уже после его кончины мариупольские греки связывали многочисленные природные катаклизмы, в т. ч. частые засухи, с его проклятием. 

Скончался после 2-недельной болезни на своей даче. Готская и Кафская епархия с его смертью прекратила существование, а ее приходы перешли в Феодосийско-Мариупольское вик-ство Славянской и Херсонской (позже Екатеринославской и Херсонской) епархии. Погребен в Харалампиевском соборе Мариуполя, в кресле, в сидячем положении, по обычаю того времени и предсмертному завещанию. Над могилой святителя поставили памятник и вывезенную им из Крыма икону вмч. Георгия Победоносца. По приказанию вик. Екатеринославской епархии Феодосийского еп. Дорофея (Возмуйлова) памятник был снят, а место погребения закрыто досками. И. завещал свое имущество, значительная часть к-рого была привезена из Крыма, священникам и храмам Мариуполя и уезда. Однако греч. суд сразу после его кончины повелел запечатать его комнаты своей печатью и поставить караулы без согласования с родственниками покойного.

Несмотря на ряд конфликтов, почитание И. проявлялось при его жизни. Так, жители с. Георгиевка, основанного в Приазовье пленными грузинами и валахами, выкупленными при переселении у крымских татар, переименовали село в Игнатьевку (ныне Староигнатовка Тельмановского р-на Донецкой обл.). Почитание И. укрепилось среди потомков переселенцев. В Мариуполе с почестями встречали его племянника И. А. Гозадинова, приезжавшего из Крыма, а также внука Игнатия, названного в честь деда. В 1845 г. для Харалампиевского собора в Мариуполе было построено новое здание. Греки обратились с просьбой при переносе собора на новое место разрешить им перенести прах митрополита, но Синод не разрешил трогать останки покойного. В 1847 г. греки просили при сносе здания старого собора разрешить им за свой счет поставить на месте погребения И. памятник. Синод предложил вместо памятника устроить часовню, однако вопрос со сносом храма затянулся. В 1867 г. греки обратились с новой просьбой разрешить им за свой счет возобновить собор как церковь с новым посвящением во имя вмц. Екатерины. Получив разрешение, они начали ремонтные работы. В мае того же года при перемощении старого деревянного пола под правым клиросом была случайно вскрыта усыпальница И. и обнаружены его нетленные мощи. В 1886 г. в Мариуполе торжественно отпраздновали 100-летие со дня его смерти. Городская дума постановила учредить стипендию в память И. в Мариупольском ДУ, выставить в зале думы его портрет, 16 февр. 1886 г., в день кончины И., отслужить панихиду на его гробнице.

После установления советской власти ц. св. Екатерины в 1936 г. была разрушена, мощи святителя перенесли в подвал Мариупольского городского краеведческого музея. В 1942 г., во время оккупации города немцами, по инициативе греков мощи при участии многочисленного народа были перенесены в открытый в одном из жилых домов храм. При отступлении из города в сент. 1943 г. немцы подожгли это здание. Уцелевшие останки И. собрал иподиак. Василий Мултых (впоследствии протоиерей) и перенес в Преображенскую ц. В 1993 г., по завершении строительства и освящения кафедрального собора во имя свт. Николая Чудотворца в Мариуполе, мощи были перенесены в этот храм.

11 июня 1997 г. решением Свящ. Синода УПЦ И. был причислен к лику местночтимых святых. 15 нояб. 1998 г. в соборе во имя свт. Николая Чудотворца состоялся чин прославления свт. Игнатия Мариупольского, торжество возглавил Предстоятель УПЦ, митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). В 1999 г. часть мощей была перенесена в Бахчисарай. В честь И. освящены престолы неск. храмов в Мариуполе и Донецке и храм на территории Донецкого металлургического завода, построенный в 2003 г. В 1998 и 2008 гг. в Мариуполе были установлены памятники митрополиту.

 

Количество просмотров материалов
42364

доска объявлений