Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

источник http://orthodox.etel.ru/2007/05/ikonopis.htm

Возле стенда художника-иконописца и реставратора Елены Ивановны Колосовой, экспонирующегося на выставке «Русь крещеная, Святая…», всегда было много людей. Посетители с одинаковым интересом знакомились с собственными работами художницы и с альбомом, в котором были представлены фотографии отреставрированных ею икон. На одной странице альбома – фотография иконы в том виде, в каком она попала в мастерскую Елены Ивановны, на другой – икона после реставрации. Трудно поверить собственным глазам, но факт остается фактом, и с этим не поспоришь: святые лики обрели былую красоту и величавость, обрели вторую жизнь.
О своей жизни и творчестве Елена Ивановна поначалу не хотела даже и говорить, но затем изменила свое решение, мотивируя это тем, что газетная публикация поможет в будущем «спасти» немало редких старинных икон, которые имеются в домах наших жителей, и нуждаются в реставрации. Художник-реставратор – профессия редкая, поэтому многие пытаются сделать заказ на реставрацию иконы «обычным» художникам. Что из этого получается, я видела собственными глазами, когда у одной моей знакомой реставраторы-самоучки «превратили» старинную икону в обыкновенную лубочную картинку.

 

Колосова Елена Ивановна
Источник 
http://www.mosip.ru/index.php?newsid=464          

Вот так и завязался наш разговор.

          - Я родилась и большую часть жизни прожила в Екатеринбурге. С самого детства занималась живописью, можно сказать, что родилась уже с карандашом в руках. Работала в самых различных техниках: живопись, графика, акварель… А когда пришла к Богу, у меня появилось желание писать иконы, что соответствовало моему духовному настрою.
          - В каком возрасте Вы пришли к вере и к Богу?
          - В довольно зрелом. Мне было уже тридцать лет. До того времени я была ярой атеисткой, и меня очень трудно было переубедить в моих взглядах. Как говорят сегодня, я была очень «упертым человеком». Так случилось, что меня никто и не переубеждал, никто мне ничего не доказывал, я до всего «дошла» сама, путем своих размышлений и рассуждений. Когда я сделала для себя вывод, что Бог – есть, это было для меня совершенным потрясением.
          Потом я заметила, что каждый день думаю о Боге, и пришла к решению, что надо принять таинство Святого крещения. Никто меня ни в чем не убеждал и не принуждал. И в этом отличие православных от сектантов, которые вылавливают людей прямо на улицах и ведут в секты. Любого православного человека спроси, как он оказался в церкви, и каждый ответит почти одинаково: «Бог привел». А там кто-то за руку взял и привел в секту. В любой из сект существует насилие над сознанием, идет определенное зомбирование членов секты. А у нас – свобода собственного выбора, и никто никого ни к чему не принуждает.
          - Трудно было «переквалифицироваться» в своем творчестве, начинать новое, совершенно не известное для себя дело?
          - Было необычайно сложно, потому что иконопись – это совершенно особая техника работы. Работать надо минералами, а как их приготовить, как ими писать было очень трудно узнать. Я познакомилась со многими иконописцами, но большинство из них держат тайны своего мастерства в секрете, не рассказывают о своем творчестве, не передают опыт. В общем, очень закрытые люди.
          - Но кто-то все же оказал Вам помощь, поддержал Вас, иначе бы Вы не стали тем, кем являетесь сейчас.
          - Слава Богу, нашлись добрые люди. Игумен Свято-Николаевского монастыря в городе Верхотурье отец Филипп больше года присматривался ко мне и моим работам. Я привозила ему иконы, которые писала сначала простыми масляными красками, он освящал их, оставлял у себя в храме, благословлял меня на новую работу.
          А через год он благословил меня на стажировку в духовную семинарию. Отец Филипп сделал для меня очень много хорошего, во всем мне помогал. Благодаря ему я поняла, что такое настоящая икона, как она пишется. Но, так как я – художник, мне многое быстро стало понятным. Самое главное, что в семинарии я узнала саму технологию изготовления минеральных красок, как они разводятся. Познакомилась с техникой работы по написанию икон.
          - Насколько долга и кропотлива работа по изготовлению иконы?
          - Судите сами. Икона пишется в технике наслоения краски. Каждый слой – прозрачный, поэтому, чтобы получить желаемый цвет, нужно накладывать несколько слоев, и каждый слой хорошо просушивать. Только тогда и появляется такой необычный цвет, когда сквозь верхний слой высвечивается другой, нижний слой нанесенной краски. Это и дает необыкновенный зрительный эффект, я бы сказала, – мерцающей живописи. Сейчас появились очень хорошие современные акриловые краски, ими тоже пишут иконы. Они очень прочные, но все же минеральные краски не сравнить ни с чем. Когда пишешь минералами, видишь, что еще не освященная икона – уже живая. Она словно светится изнутри и придает ощущение одухотворенности изображения.
          Минералы – это изначальное искусство иконописи и я продолжаю эти традиции.

 

Икона Пресвятой БогородицыИсточник http://www.mosip.ru/photo-id-690.html
          

- А что сложнее: написать новую икону или отреставрировать старую?
          - Для проведения реставрационных работ нужен очень большой опыт, потому что иконы бывают очень сложные, необычные. Я реставрировала и невьянские иконы, и деревенское простое письмо… Какая бы икона ни была, к работе над ней нужно подходить очень ответственно, с душой и благоговением. И сложность реставрации каждой иконы бывает разной.
Недавно я решила немного поэкспериментировать, решила писать новые иконы, но изготавливать их «под старинку», тем самым продолжая собственный учебный процесс. Я учусь делать при письме коркелюры – естественные трещинки и расколы, которые имеются на старинных иконах, чтобы в дальнейшем использовать эти умения при реставрации настоящих старинных икон. У меня уже имеется несколько икон, написанных «под старину». Там самые различные коркелюры, где-то глубокие, где-то не очень, где-то крупные, где-то мелкие.
          - Как давно Вы стали заниматься иконописью?
           Со дня написания первой иконы прошло четыре года. Но для меня каждая новая икона – это всегда новое открытие, потому что в процессе работы над ней всегда узнаешь что-то новое, испытываешь новый душевный порыв и настрой. Потому что, даже когда одну краску смешиваешь с другой и получаешь новый оттенок – это уже открытие. Делаешь глиссировку (наслоение одной краски на другую) и удивляешься – какой необычный и красивый получился эффект.
          - По какой технологии Вы пишите иконы?
          -Иконы я пишу по старинной технологии XV-XVI веков. Как в древние времена вручную изготавливали краски, так я делаю и сегодня. То есть беру минералы, вручную измельчаю в порошок, затем растираю на яичном желтке. Минералы закупаю в геологическом музее.
          - Не расскажете, какой цвет дает тот или иной минерал?
          - Малахит – это, естественно, зеленый цвет. Бурый железняк дает коричневый цвет, но если его выдержать какое-то время и сверху очень аккуратно кисточкой брать, получается ярко-красный цвет. Охры очень красивые можно приготовить, причем, самых разных оттенков. Киноварь – это ярко красный цвет. 
          Он всегда был любимым минералом у иконописцев, и в древние времена его использовали очень широко. Он используется, в основном, для написания ликов, из него наносится первый слой, а затем уже идет работа с красками из охры. В итоге получается очень красивый и естественный цвет святого лика. 
          Может быть, кому-то покажется, что набор красок довольно ограничен, но когда иконописец смешивает их или делает какие-то собственные глиссировочные слои – получаются новые оттенки. Потому на иконах – такое богатство цвета, потому и кажется, что они словно бы светятся изнутри.
          - Елена Ивановна, а как с началом работы над иконами изменилось Ваше отношение к миру, к жизни, к людям, ко всему, что нас окружает?
          - Очень сильно изменилось. Мне кажется, что все в моей жизни встало на свои места. Не стало почти никаких проблем, и я на все вопросы всегда нахожу ответ.
          Я и раньше очень хотела общаться с православными людьми, со священниками дружить хотела. Как-то получалось так, что к этому почти десять лет Господь меня вел только по книгам. Могу назвать не один случай, когда я совершенно случайно покупала какую-нибудь книгу, и в ней находила ответы на свои вопросы.
          Когда я только-только пришла к вере, я была еще довольно глупой, еще ничего не знала. Я ходила по книжным магазинам и искала какую-то философскую книгу, в которой смогла бы найти ответы на свои вопросы. Я еще не чувствовала, что мне нужна была именно Библия, а вот душа уже просила именно этого.
          Почти через десять лет после того я однажды поехала в Верхотурье. И так получилось, что я там впервые познакомилась и сдружилась с православными людьми, у меня появилось очень много знакомых священников, которые духовно поддерживали меня, помогали мне. Я очень благодарна всем людям, которые были и есть рядом со мной. 

 

Икона Пресвятой Богородицы
        Источник  http://www.mosip.ru/photo-id-691.html

- Вы не подсчитывали, сколько за это время написали икон?
          - Один раз я пыталась сделать это. Мне было очень неловко и стыдно за то, что я продаю свои работы. Я когда-то слышала такое выражение, что иконописец, который получает за свою работу плату на земле, будет лишен награды за это на небе. Я была согласна с этим изречением, но так как для работы нужно было покупать краски, кисти, золото, я продавала иконы.
          Но ведь я не только продаю иконы, я их очень часто дарю. Вот и решила посчитать, сколько работ я продала, а сколько подарила. Когда количество подаренных икон зашло за пятьдесят штук, я дальше просто уже перестала считать. Я сама удивилась тому, сколько икон я раздарила. А потом пришла к мысли, что мне Господь дает такое утешение, чтобы я не переживала о том, что некоторые иконы я продаю. Я редко назначаю конкретную цену за свои работы, потенциальные покупатели иногда сами называют цену, за которую бы они приобрели икону, и я всегда иду им навстречу.
          - В каких храмах Екатеринбургской епархии имеются Ваши работы?
          - Сейчас строится храм на станции Кузино во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Я подарила туда икону с их изображением. Написана она минеральными красками, доску делал монах Николай, которого постригли в монашество с именем Николай в честь императора Николая II. Почти три года работала я над созданием этой иконы.
          В храм Коуровской Слободы во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца подарила икону Симеона праведного. Она написана масляными красками, но очень большого размера, так что работа над ней длилась тоже довольно долго. Но в этом храме есть уже чудотворная икона Симеона праведного, поэтому настоятель храма с моего разрешения подарил эту икону храму в честь Святой Троицы поселка Староуткинск.
Самые первые свои работы – две иконы, написанные масляными красками, я подарила в храм в честь Рождества Христова, что на Уралмаше.
          - Какие иконы Вам довелось реставрировать?
          - Иконы, конечно, попадаются разные: и старого письма, и более современные. Расскажу о недавнем случае. Уже на этой выставке ко мне подошла женщина с иконой. В свое время один священник порекомендовал ее отреставрировать, и женщина отдала икону реставратору, который работает при храме, каком, говорить не буду. Он просто закрасил икону масляными красками, всю полностью переписал: и лик, и одежду, причем, работа была выполнена на очень низком уровне. После такой, с позволения сказать, реставрации, хозяйка иконы перестала чувствовать ту благодать, которая раньше исходила от святого лика. 
          С этой иконой женщина и подошла ко мне, показала ее, сама чуть не плачет. Я ей сказала, что я могу его реставрацию полностью снять, посмотреть, в каком состоянии находилось изображение, и почему он решил его полностью переписать. И на основе того, что откроется, отреставрировать святой лик так, как положено. Я взяла у нее икону, и, надеюсь, что сумею вернуть ей первоначальный облик, и что от иконы будет исходить прежняя благодать.
          - Елена Ивановна, я вижу на выставке изумительные по красоте иконы и ризы, изготовленные из бисера. Это – тоже Ваши работы?
          - Вообще-то я сама занимаюсь бисероплетением. Увлеклась этой техникой в Верхотурье, там много девушек, которые работают с бисером. Но здесь представлены не мои работы, а работы жительницы поселка Коуровская Слобода. Она – прекрасная рукодельница, шьет, вяжет, она много делает изделий декоративно-прикладного искусства, очень красивых, необычных. Я предложила женщине направить свой талант на прославление Господа: «Давай-ка, попробуй вышить бисером икону». Ей очень понравилась идея, и она с удовольствием сейчас работает.

          Во время нашей беседы с Еленой Ивановной Колосовой к ее стенду подходили посетители выставки. Люди с удовольствием рассматривали представленные экспонаты, но больше интересовались не новыми иконами, а именно альбомом, в котором были представлены фотографии отреставрированных икон. Елена Ивановна заметила, что если у людей есть необходимость реставрировать домашние иконы, она с удовольствием и с радостью сделает эту работу, качественно и хорошо.
          Елена Ивановна Колосова сейчас живет очень уединенно, она уехала из шумного суетного Екатеринбурга, купила небольшой домик в селе Коуровская Слобода, где и оборудовала для себя мастерскую. Она регулярно посещает местный храм, ходит на исповедь к отцу Владимиру, причащается, получает благословение на дальнейшие труды.

 

 

 Источник http://www.mosip.ru/photo-id-692.html#photo

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений