Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2018 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Чудотворные иконы Афона

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

источник https://foma.ru/istoriya-odnogo-restavratora.html

Реставрация — профессия в чем-то сродни занятию врача. Восстанавливая здоровье и обеспечивая сохранность памятников, художник-реставратор, пусть и достигший больших высот мастерства, при этом остается для широкой публики неизвестным. Так ради чего он готов оставаться где-то на периферии искусства? Разговор об этом с выдающимся художником-реставратором Адольфом Овчинниковым оказался неожиданным.

По главе на ночь

Его детство пришлось на период войны и было трудным, но интересным. Воспитанием занимался дед, который, чтобы избежать сталинских репрессий, решил уехать из опасной столицы — и потому купил в Подмосковье деревенский дом. Каждый вечер перед сном он приходил к внуку в маленькую комнатку под лестницей и читал Евангелие. Читал по главе, не больше. Сначала по-церковнославянски, потом пересказывал.

Сегодня известный в России художник-реставратор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, говоря о культуре и воспитании, снова вспоминает деда. «Дом — это аккумулятор, в котором формируются традиции и опыт конкретной культуры. Современные родители, увы, не могут состязаться в воспитании детей с улицей, телевизором или дискотекой. Да и понятия «дом» больше не существует: есть квартирки, куда мы приходим ненадолго, чтобы переночевать. Мне, к счастью, повезло. И если во мне есть хоть что-то приличное, то это от деда. Он научил многому, определил мой вкус (религиозный инстинкт), который позволяет мне отличать настоящее от фальши. Многое идет из детства, которое я помню хорошо: окружающая природа (наш деревенский дом стоял в живописнейшем месте), Евангельские чтения, псалтырь, стихи, строки книг. Еще мне везло на людей. Во время войны люди так настрадались, что старались как можно скорее и щедрее отдавать свои знания, опыт, все то, что имеют. Сегодня человек разучился этому. Бабушка сдавала комнаты квартирантам, да и просто всегда в нашем доме было много людей, в том числе художников».

Наверное, эти встречи отчасти и определили судьбу Овчинникова. В Москве уже в 1949 году он поступил в художественно-ремесленное училище и окончил отделение монументально-декоративной живописи. «Во время войны мы приехали от бомбежек в Москву, — вспоминает Овчинников. — Однажды к нам пришла старушка-соседка, которая принесла пейзажик и попросила его почистить. Я почитал книжки, рискнул — и под темным, будто поджаренным слоем лака открыл настоящего Алексея Саврасова. Тогда реставрация стала для меня “владычным словом”. Когда же я пришел в 1952 году в Исторический музей и увидел живые иконы, у меня будто с глаз пелена спала. Стало понятно, что там и живопись, и жизнь, и вообще всё!».

С этого начинается судьба художника-реставратора. Правда, в Историческом музее Овчинников пробыл недолго. Виктор Васильевич Филатов (старейший сегодня художник-реставратор, академик, профессор, заслуженный деятель искусств РФ) переманил  юношу во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика Грабаря, где Овчинников задержался на пятьдесят с лишним лет.

Банк для копий

За это время Адольфом Николаевичем были раскрыты многие десятки древнейших образов, написаны монографии о символике христианского искусства и труды по теории реставрации икон. Он же положил начало созданию банка копий-реконструкций храмовых фресок. «Идея на самом деле не моя, — рассказывает Овчинников. — Это еще Михайло Васильевич Ломоносов добился царского указа о создании такого банка, потому что считал, что для обучения нужно не просто срисованное и похожее, а идентичное. Нужна копия, имеющая научно обоснованную ценность. Но, как всегда в России, чем лучше мысль, тем скорее с ней расстаются. Идею Ломоносова не реализовали».

Но чтобы спасти от забвения величайшие шедевры настенной живописи, оригиналы которых осыпались на глазах, он сосредоточил свое внимание на ранних памятниках: георгиевском соборе XII века в Старой Ладоге, рождественском соборе XIII века в Суздале, на живописи XV века в Пскове, а также на монументальной живописи Грузии VIII, XII, XIII веков.

В отличае от картин и икон, которые находятся в музеях, где за ними тщательно наблюдают, фреска неизбежно погибает в неотапливаемом храме. Зимой она покрывается инеем, летом пересыхает от жары. «И вот она уже выглядит не как фреска, а как полупрозрачная декоративная акварель, — говорит Адольф Николаевич. — И образ, в котором заключена вся его сущность и смысл, уже не читается».

Овчинников полностью скопировал живопись восьми храмов, половины из которых уже не существует. «Не надо спрашивать меня, как я делаю копии-реконструкции, — улыбается он. — Это все равно что спрашивать музыканта, как он играет. Да вы со скуки умрете! Вопрос, зачем я это делаю? У нас много музеев, есть даже музей спички, водки и матрешки. А музея монументальной живописи нет. Когда я занимался реставрацией, то задумался: существует, например, банк зерновых культур. Случись на Земле катастрофа — у нас будет запас сортовых семян, которым мы воспользуемся. Так же и с банком копий монументальной живописи. Приходя в храм, стоя на полу, можете ли вы увидеть то, что изображено в куполе? Скорее мы видим миражи, нам кажется, что мы что-то различаем. Но согласитесь, что если я замусолю текст так, что не будет видно половины букв и уйдут рифмы, вряд ли вы прочтете “Евгения Онегина”. Оказывается, что все кому не лень “напяливают” на древнерусскую живопись свои впечатления, которые берутся непонятно откуда и непонятно зачем. Между тем там-то все очень ясно и доступно, нет никакого колдовства, но есть то, что можно назвать богоискательством».

Икона под микроскопом

Для Овчинникова техника, эстетика, этика — понятия, неотделимые друг от друга, Поэтому-то в сакральном искусстве, которое суммирует созерцательный опыт народа, нет разницы между изображением и текстом. Это не иллюстрация, а зримая молитва. А изображение — это как стихи, только вместо рифмы — форма, подчиненная ритму. Сам храм являет собой литургическое пространство, построенное как кристалл, где каждый сюжет в росписи наполнен символикой и подразумевает все Евангелие. «Это искусство не для аплодисментов, — говорит Овчинников. — Художнику важно упаковать в работу все свое представление об образе и всю суть Евангелия».

Реставратор убежден, что каждому, кто хочет разобраться в церковном искусстве, важно понимать как минимум две вещи. Первая: сакральное искусство — это самовыражение, но без подлой авторской амбиции. И вторая: самовыражение невозможно без опыта. Нужно снова и снова репетировать. «Нужно питать себя каждый день, войти внутрь, стать частью того, что делаешь, наполнить себя, чтобы суметь отдать, — говорит Овчинников. — Ведь искусство — это то, что связывает в единое любые факты, превращая материальное в духовное. Андрей Рублев каждый день писал и каждый же день с помощником ходил любоваться на работу мастеров преславущих. Значит, и у Рублева были авторитеты, значит, и он любовался этим языком. Если я плохо вижу, то надеваю очки и вижу лучше, а еще лучше — если смотрю через микроскоп. Это называется удлинением возможностей. И получается что-то. Только тогда человек оказывается способен почувствовать каждый лик на иконе. Даже написанный размером в три миллиметра».

Машина времени

На счету Овчинникова более двадцати персональных выставок, сотни копий-реконструкций древнерусской монументальной живописи, выполненных в адекватной авторской технике. «В Грузии я копировал огромный храм в Бетании, построенный в XI веке, — вспоминает мастер. — На большой высоте, метров двадцать от пола, на откосах окон остались фрагменты живописи с изображением фигур пророков. По три метра каждая. Краска по большей части отлетела, и я обнаружил маленький, сделанный буквально одним росчерком, рисунок человека, обнимающего ногу пророка. А рядом потрясающую по содержанию надпись: “Не помилуй, Господи, Сафрома”. Мало того что он изобразил себя — он в этот же миг полностью отдал себя на то, как Бог сочтет нужным распорядиться его судьбой. Художник и предположить не мог, что кто-то увидит эту закрашенную им же надпись, а тем более узнает, как он помолился. Вот это и есть сакральное искусство, и глубина понимания того, чему ты себя посвящаешь!». 

Храм святого Георгия в Старой Ладоге Овчинников скопировал целиком три раза. И готов продолжать делать это до конца своих дней. «На любой лик посмотрите, других таких нет, даже в самой Византии. Откуда они брали таких мастеров, трудно понять. Там гениально все, — говорит Адольф Николаевич. — И сам храм, в котором окна, как будто хаотично разбросанные по стенам храма, на самом деле ловят каждый луч солнца с первого до последнего. Там гениальны росписи. Нет, я не просто их копирую. Для этого можно воспользоваться фотоаппаратом. Я же пытаюсь разобраться в том, как они создавали все это, что при этом хотели сказать и чего добиться. Как у них получается такое легкое небо. Или земля, которая по цвету светлее, но по ощущениям тяжелее неба. И больше скажу. Для меня копии-реконструкции — это моя машина времени, которая переносит меня в XII, или в XIV, или в XV век».

Увлекшись рассказом художника об изучении химического состава красок, о том, как в точности повторить технику, каждый штрих, оставленный древним художником, я вдруг почти поверила, что реставратор, стоящий передо мной, действительно на какие-то минуты или даже часы своей жизни переносится во времени к тем, кто расписывал эти храмы. Встает рядом, рядом пишет, рядом молится. И совсем не по заказу начальства, не по просьбе министерства культуры, а вопреки и помимо. И не потому что реставрация — его профессия или даже призвание, а потому что это его мировоззрение.

Копия-реконструкция фресок XII века храма св. Георгия в Старой Ладоге.

Фрагмент пророческого ряда: Соломон



Фрагмент пророческого ряда: Давид



Копия-реконструкция фресок XIII века храма св. Георгия в селении Ачи, Грузия. Западная стена.

Святой великомученик Георгий Победоносец. Фрагмент западной стены храма св. Георгия в селении Ачи, Грузия.



Фрагмент западной стены храма св. Георгия в селении Ачи, Грузия.



Царица Елисава. Фрагмент западной стены храма св. Георгия в селении Ачи, Грузия.

Копия-реконструкция фресок XII века храма св. Георгия в Старой Ладоге.

Фрагмент пророческого ряда: Михей.


Фрагмент пророческого ряда: Иеремия.

Иконотека А.Н. Овчинникова

Реставратор икон А.Н. Овчинников об особенностях

средневековой русской фрески

https://www.youtube.com/watch?v=AcfzPWvT-d0

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80317

Уникальная выставка «Иконы Каргополья. Возрождение» – совместный проект Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск), Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря и Российской академии художеств. Выставка продолжает череду проектов, посвященных христианской культуре Русского Севера, цель которых - собрать, сохранить и представить широкому зрителю раритеты малоизвестных музейных фондов Северной России. Проект будет показан в юбилейный для ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря год – 80-летие со дня создания и приурочен к 80-летию образования Архангельской области. Большая часть произведений, представленных в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств, будет показана впервые, сообщает Православие.Ru.

В фокусе экспозиции – итог многолетней реставрационной практики и научно-исследовательской работы с целью сохранения наследия Каргополья, одного из главных художественных центров Русского Севера. Среди всего разнообразия произведений живописи, представляющих «северные письма», искусство каргопольских мастеров занимает особое место. Выставка показывает, как ведущие реставраторы страны совместно с сотрудниками архангельского музея из года в год собирали, сохраняли, реставрировали и изучали каргопольские иконы. В результате подготовлено для экспонирования 150 произведений иконописи и деревянной пластики Каргополья ХV – ХIХ веков. Выставка построена по хронологическому принципу с выделением нескольких тематических комплексов: «Древнейшие иконы Каргополья», «Каргопольские мастера», «Иконы села Ошевенское», «Деревянные резные иконы», «Старообрядческие иконы», сообщает Российская академия художеств.

Каргополье в древности – крупный регион, расположенный вдоль течения реки Онеги, начиная от ее истока из озера Лаче до Белого моря. Согласно современному территориальному делению, эти земли включают Каргопольский, Онежский и часть Плесецкого района Архангельской области. Река Онега – важная северная водная артерия, открывающая путь в древнее Заволочье – привлекала русских переселенцев еще в ХII – ХIII веках. Первыми путь на Север, к низовьям реки Онеги, стали осваивать новгородцы, следом за ними – посланцы ростово-суздальских князей. На реке возникли посады, наиболее значительным из них был Каргополь. 

Культура Каргополья многолика и разнообразна, также как и удивительная природа этого края. Вдали от крупных городов, больших строек и железных дорог Каргопольская земля смогла сохранить свой неповторимый, ностальгически привлекательный облик. Христианские памятники – наиболее известная и значительная часть каргопольского наследия. Расцвет северной иконописи относится к ХVI – ХVIII векам. Каргопольские мастера упоминаются в документах с ХVI века. Они работали в разных видах искусства: настенная роспись, иконопись, книжная миниатюра, резьба и роспись по дереву.

Круг сохранившихся произведений каргопольских мастеров довольно обширен. В 1950-1980-е годы в Каргопольский, Онежский и Плесецкий районы Архангельской области были организованы многочисленные экспедиции по сбору древних памятников. Наиболее значимые из них - Онежские экспедиции Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской под руководством Н.Н. Померанцева в период с 1958 по 1971 годов. В сложных экспедиционных условиях реставраторы и сотрудники архангельского музея пытались сохранить церковное наследие Каргополья. К сожалению, не все удалось сберечь, многое осталось только в фотографиях.

В собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» сосредоточена значительная коллекция каргопольских икон и деревянной скульптуры ХVI – начала ХХ века. Она представляет наследие не только города Каргополя но и расположенных в его окрестностях сел и деревень: Ошевенское, Саунино, Лядины, Архангело. Жемчужина выставки – икона «Богоматерь с младенцем и пророк Илия» из Никольской часовни д. Бухалово на Кенозере, созданная во второй половине ХV века. Она принадлежала первым православным переселенцам, пришедшим на Онегу из Великого Новгорода. 

Среди самых ранних икон – Деисусный чин конца ХV – начало XVI века, который был буквально спасен реставраторами ГЦХРМ из-под руин падающей Никольской церкви с. Астафьево. Обращает на себя внимание икона «Богоматерь Одигитрия со святителем Василием Великим» 1527 года, поставленная «на поклонение всех христиан» в церкви Рождества Богородицы села Бережная Дубрава. Точные даты и исторические надписи являются большой редкостью на иконах.

Произведения каргопольских резчиков – самобытные и редчайшие памятники средневекового искусства. Мастерами разработан особый тип образа святителя Николая (Можайского). Он стал символом русского воинства, особенно после польско-литовского нашествия и разорения края в 1612 – 1614 годах. Деревянную скульптуру святого Николы помещали в киот со створами, затем ее расписывали. Этот вид совместного творчества резчиков и иконописцев процветал в Каргополье. Резные образы стояли во многих церквях и часовнях вдоль реки Онеги.

Каргополье – это былинный и песенный край. Именно сюда отправились в поисках редких этнографических типов и характерных северных пейзажей с древними церквями художники И.Я. Билибин и И.Э. Грабарь. Выставка дополнена редкими видовыми фотографиями ХХ века, с утраченными храмами и интерьерами церквей.

Адрес: МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)

Выставка открыта для посещения: 28 ноября 2018 года – 17 февраля 2019 года

Презентация выставочного проекта состоится 27 ноября в 17.00 (аккредитация обязательна).

Аккредитация: Конт. тел.: 8(495)637-47-71, E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. . Управление информации Российской академии художеств

Вологодская икона попала на обложку каталога выставки «Сокровища музеев России»

За «сокровищами музеев России» выстроились толпы москвичей: фоторепортаж

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80387

Более 100 тысяч человек посетили в Москве выставку «Сокровища музеев России» с момента ее открытия

С 4 по 25 ноября в ЦВЗ «Манеж» в Москве проходит выставка «Сокровища музеев России», организованная в рамках XVII Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь ― к Дню народного единства», сообщает "Патриархия.ру" со ссылкой на Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Выставка подготовлена Патриаршим советом по культуре при поддержке правительства Москвы и министерства культуры РФ, организаторы — Государственная Третьяковская галерея, проект «Россия ― Моя история», Государственный церковно-выставочный центр «Росизо».

Выставка стала центральным событием культурной жизни столицы — за 10 дней ее посетило более 100 тысяч москвичей и гостей столицы.

Экспозиция проекта «Россия — Моя история» не в первый раз демонстрирует высокий интерес россиян к собственной истории и культуре. Так, дебютная мультимедийная выставка, посвященная 400-летию Дома Романовых, в первую неделю работы привлекла свыше 85 тысяч посетителей. Рекорды посещаемости регулярно отмечались и на последующих экспозициях: «Рюриковичи», «От великих потрясений — к Великой Победе», «Россия — Моя история. 1945-2016», «Россия, устремленная в будущее».

Экспозиции, представленные в парках Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Ставрополя, Махачкалы, Волгограда, Омска не раз показывали рекордный интерес россиян.

«Мы рады, что выставка, посвященная живописи, снискала такую популярность среди зрителей. И молодежь, и люди преклонного возраста стремятся увидеть шедевры, которые приехали из регионов России. Мы стараемся сделать все, чтобы очередь двигалась быстро, но и учитываем ценность представленных экспонатов, которые содержатся в специальном сохраняющем картины микроклимате, нарушить который может избыточное количество людей в зале. Просим отнестись с пониманием и желаем приятного просмотра всем!», — отметил Иван Есин, организатор выставки.

https://www.ntv.ru/novosti/2098681

Президент в День народного единства посетил выставку «Православная Русь ко Дню народного единства. Сокровища музеев России», которая открылась в «Манеже».

Вместе с главой государства на выставку приехал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В «Манеже» их встретили министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин и митрополит митрополит Псковский и Порховский Тихон. Видео-файл о посещении выставки 

Файл-репортаж "Манеж - ко Дню народного единства"

Видео-файл -"Акафист Божией Матери перед иконой «Умиление» Псково-Печерская."

В «Манеже» собрали около 300 картин и икон из 50 музеев страны. Среди выставляемых полотен, которые привезли в Москву из регионов, есть работы Валентина Серова и Карла Брюллова. Один из центральных экспонатов — икона «Умиление» из Псково-Печерскогомонастыря.

Путин выразил уверенность, что эта выставка вызовет большой интерес у общества и будет содействовать популяризации лучших произведений изобразительного искусства.

https://www.eg.ru/culture/657948-v-maneje-vystavili-chudotvornuyu-ikonu-bogomateri-umilenie/

В Манеже экспозицию выставки «Сокровища музеев России» пополнила чудотворная икона Богоматери. Православную реликвию под названием «Умиление» доставили в Москву специально ко Дню народного единства.

Икона, созданная в начале XVI века, представляет собой изображение Богородицы и младенца Иисуса, ее украшают инкрустации из алмазов и других драгоценных камней. Как считают верующие, реликвия способна исцелять, а также охраняет границы нашей страны.

Посетители выставки смогут увидеть икону на отдельном аналое, куда ее установили с молебном, до 25 ноября. Всего в экспозиции представлено около трехсот экспонатов, часть из которых выставляется впервые, передает «Пятый канал» (видео-файл).

«Это очень почитаемая икона Псково-Печерского монастыря. Милостивая, милующая и дарующая силы», – рассказал «Вестям» в ходе подготовки выставки Митрополит Псковский и Порховский Тихон.

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80185

 

Москва, 31 октября. С 4 по 25 ноября в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь ― ко Дню народного единства» в ЦВЗ «Манеж» будет представлен для поклонения верующим известный образ Богородицы «Умиление». Икона, датированная началом XVI века, станет центральным и самым древним произведением на экспозиции-продолжении цикла «Россия — Моя история».

Одним из почитаемых и известных образов псковской земли, хранимый Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем, является чудотворная икона Богородицы «Умиление», которая 3 ноября займет свое место на специально подготовленном аналое, украшающим вход в первый из 9 экспозиционных залов выставки «Сокровища музеев России», сообщили в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Для всех желающих будет организован удобный подход к иконе, а также возможность познакомиться с другими образами, привезенными из региональных коллекций, обычно не доступных столичной аудитории.

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» была, по преданию, написана в 1521 году иеромонахом Арсением с Владимирской иконы Божией Матери. Она была принесена в Псково-Печерскую обитель купцами Василием и Федором во время игуменства преподобного Корнилия Псково-Печерского (XVI век) и прославилась как исцелительница незрячих и заступница Северо-Западных рубежей России. Во время Ливонской войны войска Стефана Батория пять месяцев осаждали крепость Пскова и тридцать раз тщетно пытались взять Кремль штурмом.

При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями — алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от тяжелой осады 1581 года.

В 1812 году во время вторжения в Россию Наполеон занял Полоцк, угроза снова нависла и над Псковом. 7 октября по старому стилю был совершен крестный ход с иконой, и в тот же день русские войска отбили Полоцк. В память об этом событии в Псково-Печерской обители был возведен храм Архистратига Михаила, а указанный чудотворный образ был помещен у правого клироса.

В Москву икона прибудет по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, где пробудет на выставке до 25 ноября, а после чего вернется на псковскую землю.

Контакты для СМИ: 8 968 680-86-24,  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Сайт выставки: r-mh.ru

Официальный инстаграм: @myhistory_project

Телефон для справок: 8 800 555-12-63

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление»

https://www.m24.ru/activities/vystavki/06112018/30596

Выставка "Сокровища музеев России"

На выставке в Манеже "Сокровища музеев Росссии"

Никогда еще в истории России в едином собрании не были показаны художественные произведения из разных уголков нашей Родины: от Владивостока до Калининграда, от Ханты-Мансийска до Феодосии и, конечно, из Центральной России и Поволжья.

Выставка поражает не только географией, но и временным охватом. Здесь произведения нескольких столетий: от икон эпохи Рюриковичей до ХХ века.

При подготовке к открытию была проведена огромная работа. Одна только общая протяженность маршрутов по сбору произведений из региональных музеев составила 145 040 километров. Множество картин специально для выставки в Манеже были отреставрированы.

Основной темой экспозиции стало нерушимое единство культурного пространства страны. Произведения не только говорят об огромном творческом потенциале, но и являют собой колоссальный образовательный и художественный фонд.

Художественные коллекции региональных музеев уникальны. Сформированные усилиями нескольких поколений коллекционеров, музейных работников, художников и их наследников, они преодолевают стереотипные представления о провинциальных музеях.

Кураторской группой проекта, в которую вошли искусствоведы Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО" и эксперты Патриаршего совета по культуре, представлена история российского искусства во всем его многообразии, начиная с икон и парсун XVII века и заканчивая как известными широкой общественности, так и практически не покидавшими пределы региональных музеев полотнами великих художников, таких как К. П. Брюллов, А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, И. К. Айвазовский, И. И. Левитан, И. Е. Репин, В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, И. И. Машков, А. А. Дейнека, и многих других.

На выставке представлены все жанры живописи: портрет (дворянский, мещанский, крестьянский), пейзаж от севера до юга России, городской пейзаж, исторические полотна. Многообразие имен и произведений демонстрирует уникальную картину развития отечественного искусства.

Выставка станет значимым событием для жизни столицы. Уже сейчас к ней проявляют интерес искусствоведы и ценители живописи.

В рамках экспозиции для всех возрастных групп будет организована насыщенная экскурсионная и образовательная программа, подготовленная Министерством культуры РФ, историческим парком "Россия – Моя история", Государственной Третьяковской галереей и ГМВЦ "РОСИЗО". Также издается богато иллюстрированный каталог.

В 2019-2020 годах цикл экспозиций планируется продолжить. Будут представлены выставки, посвященные русскому и западноевропейскому искусству.


ЦВЗ "Манеж" 
пл. Манежная, д.1 
04.11 — 25.11

http://www.aif.ru/culture/art/spasennye_sokrovishcha_v_manezhe_pokazhut_filmy_o_restavracii_kartin
 

Спасенные сокровища. В Манеже покажут фильмы о реставрации картин

10, 17 и 23 ноября в столичном Манеже проходит выставка «Сокровища музеев России», где покажут документальные фильмы о восстановлении уникальных картин. Эксперты расскажут слушателям о деталях реставрационных процессов.

Три документальных фильма, вошедшие в программу кинолектория «Спасенные шедевры России», повествуют о том, как российские реставраторы спасали уникальные картины и старинные иконы.

Лекции и фильмы

Первое занятие состоится 10 ноября. Кандидат исторических наук, режиссер и сценарист Юрий Стариков познакомит с историей реставрационного дела. Гости узнают о первой реставрационной мастерской, созданной в 1918 году в Московском Кремле, о разрушенных памятниках декоративно-прикладного искусства, об известных реставраторах и музейных фондах. После лекции покажут фильм, посвященный уникальным тканям, многие из которых известны только хранителям музейных коллекций и никогда не экспонировались.

17 ноября пройдет премьера фильма о произведениях живописи — объектах реставрации и коллекционирования. Зрители узнают, как благодаря опытным мастерам-реставраторам второе рождение получила панорама «Оборона Севастополя», которая серьезно пострадала в Великую Отечественную войну. Во время бомбардировки и артиллерийского обстрела Севастополя 25 июня 1942 года в здании панорамы начался пожар, и полотно частично сгорело. Уцелевшие фрагменты удалось переправить на корабле в Новороссийск. Однако трюмы, в которых находился ценный груз, оказались затоплены. Советские художники воссоздали панораму, отреставрировав сохранившиеся фрагменты, изучив фотографии, авторские этюды, старые буклеты и другие материалы. Ее вновь открыли в 1954 году — к 100-летию первой героической обороны Севастополя.

Помогали русские реставраторы и зарубежным коллегам. Так, мастера Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря восстановили картины Дрезденской галереи.  В фильме использованы редкие архивные документы, фотографии, кинохроника и воспоминания реставраторов.

Тема третьей встречи — «Реставрация Боголюбской иконы». 23 ноября кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей квалификационной категории мастерской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря Александр Горматюк расскажет об удивительной судьбе этого образа и его реставрации. А затем пройдет показ киноленты о сохранении памятников русской иконописи.

Посмотреть расписание показов и зарегистрироваться на сеансы можно на сайте https://myhistorypark.ru/rus-treasures/?city=msk#about .

 

В столичном Манеже открылась уникальная экспозиция «Сокровища музеев России»

Сокровища музеев России | Выставка в Манеже | часть 1 Иконопись

Сокровища музеев России | Выставка в Манеже | часть 2 Россия

Сокровища музеев России | Выставка в Манеже | часть 3 Искусство XVIII - XIX веков

источник http://tvkultura.ru/article/show/article_id/300126/

Смотреть видео-файл

В Русском музее готовятся представить публике шедевры иконописи XVII века. До открытия выставки под названием «Осень русского Средневековья» - еще несколько месяцев. А пока иконы находятся в руках реставраторов, передает телеканал «Культура». Репортаж - Василия Михеева.

«Постепенно утоньшаю два слоя записи, а после этого добираю олифную пленку, оставляю тоненькую пленочку», - рассказал реставратор Дмитрий Пейчев.

Дмитрий Пейчев трудится в реставрационной мастерской Русского музея уже 16 лет. Говорит, работа хоть и монотонная, но очень ответственная. Любое неверное, пусть и микроскопическое движение, для 500-летней иконы - равносильно глубокой ране.

«Автоматизм может быть только тогда, когда очень хорошая толстая лаковая пленка. При любых неровностях красочного слоя, при утратах лаковой пленки автоматизм невозможен, потому что тогда это будут прорезы лаковой пленки, прорезы красочного слоя, что недопустимо», - отметил Пейчев.

В век спектрального анализа и ультратонкой лазерной шлифовки в этой мастерской продолжают пользоваться давно проверенными методами. В реставрации человеческий фактор - на первом месте, глаза и руки мастера не заменит никакая, даже самая продвинутая технология. Единственное, что облегчает работу, - мощный микроскоп.

«В истории реставрации были разные течения. У нас методика такова, что каждый, кто приходит в мастерскую, обязан овладеть этой методикой. У нас стоит точило, и каждый должен подойти, каждый должен изготовить микроинструмент под свою руку, под свой угол», - рассказала заведующая сектором реставрации древнерусской живописи Государственного Русского музея Елена Азарнина.

«Вот у нас есть режущая кромка, и это как бы пяточка. И у каждого же рука разная, вот длина кисти, пальцев, все разное», - подчеркнул реставратор Игнат Ратников.

Материалы, которыми реставраторы защищают многовековой слой краски, тогда ее делали на основе яичного желтка, близки к оригинальным. Их производят прямо здесь, из тех же ингредиентов.

Вот это основное вещество, которое используют при консервации икон - обычный осетровый клей. Изготавливается из рыбьего пузыря на водяной бане. Для приготовления раствора нужно ровно два грамма. Добавляем сто миллилитров воды, еще два грамма меда, и клей будет готов. Ровно по такому же рецепту, как и пять веков назад.

Икону середины XVII века «Иосиф прекрасный» нашли в 50-х годах прошлого столетия в заваленном снегом Успенском соборе Тихвинского монастыря.

Мастику вместе с 400-летним слоем олифы на «Иосифе прекрасном» час за часом, день за днем срезают специальными резцами, и «раскрывают» икону - это профессиональный термин.

Свои открытия посетители Русского музея смогут сделать уже зимой будущего года, когда и откроется выставка «Осень русского Средневековья». За четыре ближайших месяца реставраторы должны успеть привести в порядок около 40 икон.

источник http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=80073

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире. Фото: Википедия

Владимир, 23 октября. Руководство Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника определило перечень организаций, чьи представители должны войти в состав согласительной комиссии по вопросам взаимодействия музея с Русской Православной Церковью. Музейные работники пригласили к диалогу сотрудников из областной администрации, священников, реставраторов и Госинспекцию по охране памятников, сообщили ТАСС в пресс-службе музея.

Как сообщалось ранее, 10 октября по итогам заседания двусторонней рабочей группы по вопросам взаимодействия музеев и церкви было принято решение создать согласительную комиссию по вопросу передачи РПЦ церковных объектов, входящих в состав музеев.

"Считаю, что в нее обязательно должны войти представители областной администрации, Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия, Государственного научно-исследовательского института реставрации и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Диалог с РПЦ на хорошем экспертном уровне позволит учесть все мнения и решить проблемы сохранения и дальнейшего использования памятников с учетом действующего законодательства. Владимиро-Суздальский музей-заповедник определил своих представителей для диалога", - приводит пресс-служба музея слова его директора Игоря Конышева.

Как пояснил ТАСС сам Конышев, именно он намерен представлять интересы учреждения в согласительной комиссии, координировать работу которой в регионе будет музей. По словам собеседника агентства, в обозначенные ведомства уже разосланы письма с просьбой рассмотреть возможность участия в комиссии. "Если все откликнутся и всё пойдет так, как мы хотим, мы должны до 1 ноября получить ответные письма от тех, к кому мы обратились. Дальше комиссия будет сформирована приказом, и, думаю, первое заседание комиссии пройдет в ноябре", - пояснил Конышев.

Острые вопросы музея и Церкви

В общей сложности Владимирская епархия РПЦ и Нижегородская и Владимирская епархия Русской православной старообрядческой церкви подали 12 заявок о передаче в безвозмездное пользование объектов культурного наследия, закрепленных за Владимиро-Суздальским музеем-заповедником. Общая площадь заявленных объектов составляет более 20% от общей площади экскурсионных площадей музея, а на культовые объекты приходится 65% всех посещений.

Сегодня между РПЦ и музеем-заповедником действуют семь соглашений, позволяющих проводить богослужения в помещении культовых памятников, таких как Дмитриевский собор во Владимире, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Суздале, а также о совместном использовании Успенского собора и других сооружений

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - один из ведущих федеральных музеев, основан в 1958 году. Музей объединяет 65 памятников архитектуры в трех городах - Владимире, Суздале, Гусь-Хрустальном, двух селах - Боголюбове, Кидекше и поселке Муромцево. Музей занимает ведущее место в списке музеев Золотого кольца России: по статистике, на него приходится 40-45% от общего количества всех посещений.

Интересное Вам

Выставки в Музее имени Андрея Рублева
Перспективы развития Музея имени Андрея Рублева
Памятник святому преподобному Андрею Рублеву
Иконы, с которыми побеждали
Образы второго пришествия Христа
Страж древнерусского искусства

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и праздником иконы Божией Матери "Казанская"
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью

Articles View Hits
122354

доска объявлений