Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-ikonopisaniya-v-mordovskom-krae

ПОКОЛЕВА Н. И.

В последнее десятилетие наблюдается рост интереса к иконописанию как в России, так и по всему миру. Этот процесс связан с возрождением традиционной духовной культуры, ее эстетических и этических ценностей [3, с. 124]. Создаются новые храмы, восстанавливаются монастыри, духовные школы и мастерские Русской Православной Церкви. В частности, в Мордовии наблюдается устойчивая тенденция к возрождению иконописного искусства.

Говоря о местных особенностях иконописания, отметим, что иконопись в Мордовии была слабо развита. Как такового, иконописания не существовало вплоть до начала XVIII в. Большая часть икон поступала из Москвы, но привозились образа и из других городов. С. Б. Бахмустов отмечает, что «в Кадом привозили иконы из Нового Иерусалима, в саранские монастыри - из метропольного Московского Высокопетровского монастыря, в Саров - из арзамасских монастырей, в Гуляевскую и Старцеугловскую пустыни - из Алатыря, Казани, Нижнего Новгорода» [1, с. 57-58]. Иконы поступали в храмы самые разные, были из них образа довольно высокого качества. Церковный исследователь конца XIX - начала XX вв. А. Н. Нарцов, отмечает замечательные по мастерству иконы в селах Веденяпино, Старом Городе, в Темникове и Инсаре [4, с. 16].

В XVII в. появляется местное иконописание. В большинстве своем оно имело дилетантский характер. Но и среди иконописцев-самоучек появлялись достойные мастера. Так известно имя А. Болдова из села Трофимовщина Саранского уезда, который писал образа для местного храма. По сохранившимся фрагментам видна рука талантливого мастера.

До начала XVIII в. в иконописи преобладали русско-византийские художественные традиции. Затем она стала ориентироваться на западноевропейские «академические» живописные методы. Это было связано с наложением запрета на византийский стиль и обращение иконописцев к барочному или классическому стилю письма. Примером могут служить вклады помещиков Бахметьевых, икона святителя Николая, хранившаяся в храме села Новое Акшино, графов Головкиных, крупных помещиков Мошковых, Никифоровых, Кикиных, Нечаевых и др. Местная иконопись представляла собой воспроизведение старого стиля, или крайне неумелое копирование академических «изысков».

В этом же веке в мордовском крае возникает монастырское иконописание. Оно было связано с процессом появления новых храмов и выдвигало талантливых художников, среди которых иконописцы Палладий, Вонифатие, зодчий и изограф иеромонах Питирим, арзамасский диакон Семен Иванов. В конце XVIII в. получает развитие живописная мастерская в Санаскарском Рождество-Богородичном монастыре. В краснослободском Спасо-Преображенского монастыре иконописец Василий Демин, расписавший надвратную Никольскую церковь, готовил иконы иконостаса.

Также получило развитие иконописание в женских монастырях. В конце 1870-х гг. возникла мастерская Пайгармского монастыря, в которой сначала трудились три послушницы. Затем их число увеличивалось и в начале XX в. мастерская насчитывала 24 инокописца. Образцы пайгармской иконописи свидетельствуют о профессионализме мастериц, которых отличала тщательность отделки и тонкость письма. Изографические мастерские имелись и в других женских обителях края: Ковыляевской, Кимляйской, Куриловской, Чуфаровской.

Во второй половине XVIII - XIX вв. писанием образов занималось большинство живописцев - выпускников Академии художеств, художественных институтов, средних учебных заведений художественного типа. Так, в Рузаевке по приглашению помещиков Струйских, Троицкую церковь расписывал великий художник XVIII в. Ф. Рокотов с учениками. В 1880-х гг. велась работа в Спасском соборе, где росписью занимались художники из Москвы И. И. Степанова и Е. Н. Антонова.

В 1802 г. была открыта школа В. Ступина, которая имела большое значение для местного иконописания. Ступин с учениками расписал много храмов, среди них много и в мордовском крае. Школа К. А. Макарова также занималась росписью храмов и написанием икон. Известно, что в 1832 г. он расписывал Троицкую церковь, которая пострадала от пожара, в 1856 г. с учениками создавал росписи в новопостроенной Христорождественской церкви. Сын К. А. Макарова также занимался иконописным ремеслом. Его работы можно увидеть в Инсарском уезде, где им был расписан новопостроенный Спасский храм в селе Никольская Саловка.

В советскую эпоху иконопись практически не развивалась. Если иконы и писались, то это происходило тайно, по просьбе односельчан, открывавших молитвенные дома или часовни. Примером может служить художник В. Н. Козлов, который в 1960-х гг. написал несколько икон для кладбищенской часовни села Трофимовщина.

Конец XX в. ознаменован возрождением иконописания как в России в целом, так и в мордовском крае в частности. В этот период работали талантливые иконописцы А. Жочкин и П. Гримак. Написанные ими иконы находятся в Предтеченском храме Саранска, Казанской церкви села Теньгушево, Никольской церкви города Ардатова. Оформлением церкви Святого Георгия в Саранске занимались братья А. и В. Шадрины. Получают известность работы художницы И. Степановой-Савиновой. Замечательные иконы нового письма собираются в Санаксарском монастыре. Это связано с восстановлением иконописной мастерской, в которой появляются свои изографы.

Отличительной особенностью современного иконописания является отказ от академического стиля, возвращение к традициям древнего (византийского, греческого, русского) изографического искусства. Однако имеется ряд проблем, присущих современному иконописанию. Вслед за А. С. Трапезниковой, укажем некоторые из них.

Во-первых, это проблема «свободы творчества». Безусловно, икона может и должна быть современной, об этом писал Л. А. Успенский в своем труде «Богословие иконы Православной церкви» [6, с. 617]. Однако это не значит, что современные мастера должны, забыв все традиции и каноны церковного письма, вести работу по собственному наитию. Канон в иконописании - это система норм и правил, которая предусматривает под собой последовательное выполнение техники изображения. Именно канон является фундаментом для написания истинно церковного образа.

Во-вторых, проблемой представляется низкое качество иконописной продукции на современном рынке. Эта тенденция связана с рядом причин характерных для настоящего времени. Сейчас можно говорить о низком уровне образования и профессионализма иконописцев. Поверхностное отношение к иконе, традиции и канону привело к появлению дешевых, низкокачественных икон, не имеющих никакой художественно-эстетической ценности. Большой отпечаток на качество иконописной продукции отложило отсутствие диалога между иконописцем и церковью. Отсюда незнание традиций и канонов православного письма и появлению заурядных изображений, не имеющих отношения к произведениям иконописного искусства. В настоящее время развивается коммерциализация и тиражирование работ духовного содержания, что привело к появлению такого явления, как «церковный китч».

В-третьих, А. С. Трапезникова рассматривает проблемы художественной выразительности современной иконы. Сегодня тенденция развития иконописания в России ориентирована на копирование древних образов или подражание им. Однако остается без внимания основная цель мастера, так как иконопись - это не простое бездумное воспроизведение произведений, а переосмысление образов. Процесс написания иконы подразумевает под собой не только последовательное следование канонам православной церкви, но и духовному совершенствованию мастера. Ведь, прежде всего, для православного человека важна духовная составляющая, воплощенная мастером в произведении [5, с. 18-21].

Все перечисленные выше проблемы характерны для современного иконописания в мордовском крае. В целом, иконописная традиция в Мордовии проявляет устойчивую тенденцию к возрождению. Художники в своих работах обращаются к традициям древнего византийского письма. Ярким представителем современного этапа развития иконописи в Мордовии является В. Х. Аипов. Он расписал много храмов и иконостасов, опираясь на технологию прикладного искусства Древней Руси. Его работы «Евангелист Иоанн», «Апостол Пётр», «Богоматерь», «Спас в силах», «Иоанн Креститель», «Апостол Павел», «Евангелист Лука» и др. находятся во многих храмах Мордовии. Работы В. Д. Зотовой «Святые апостолы Петр и Павел» и «Огненное восхождение пророка Илии» также выполнены в канонических традициях православного христианского искусства. Сейчас проводятся выставки и конкурсы, которые способствуют развитию иконописания в Мордовии. В них принимают участие преподаватели МГУ им. Н. П. Огарева Д. В. Фролов, И. А. Лошкарев, Н. Ф. Табакова. К современным иконописцам Мордовии можно отнести иконописца и реставратора Мордовского республиканского музея им. С. Д. Эрьзи А. А. Романову, преподавателя Саранского художественного училища им. Ф. В. Сычкова С. Я. Сализаду.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бахмустов С. Б. Феномен иконописания и иконопочитания (региональный аспект) // Современная историография русской философии: проблемы и перспективы. -Саранск, 2009. - С. 56-73.

2. Логинова М. В. Выразительность молчания в культуре ХХ века // Обсерватория культуры. - М., 2006. - № 5. - С. 28-34.

3. Логинова М. В. Методологическое значение неклассической эстетики в гуманитарном знании // Интеграция образования. - 2003. - № 1. - С. 124.

4. Нарцов А. Н. Археологическая поездка по Темниковскому уезду в августе 1901 года // ИТУАК. - Тамбов, 1902. - Вып. 46. - 32 с.

5. Трапезникова А. С. Иконописание в Петербурге на рубеже XX - XXI веков: традиция и современная практика: автореф. дис. ...канд. искусствоведения: 30.09.13. - СПб., 2013. - 26 с.

6. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. - Переславль: Братство во имя святого князя Александра Невского, 1997. - 656 с.

Современный список Спаса Саранского (https://mamlas.livejournal.com/5060327.html)

http://www.sarep.ru/3.06.2019.html

До начала XX века в Саранске было два особо почитаемых образа: Спаса Нерукотворного – в Спасском соборе, и список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в  Иоанно-Богословском храме. Список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери очень старого письма (скорее всего – московского). По преданию, эта икона была принесена в Саранск еще в XVII веке, когда город только начинал строиться, и помещена в самой первой Иоанно-Богословской церкви, еще деревянной, на месте которой в 1693 году был возведен нынешний Иоанно-Богословский собор.

Святыня Старого Собора - https://www.info-rm.com/2021/07/12/svyatynya-starogo-sobora/

Собор Святого Феодора Ушакова

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений