Print 

https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=134

Изображение воспроизводится по изданию:

Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог.

М.: Северный паломник, 2007.

 

Школа или худ. центр: Москва
Середина XIV в.

100 × 77 см

Успенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. 956 соб/ж-128

Из Успенского собора в Московском Кремле. Сохранность в целом хорошая. Вставка нового левкаса вдоль вертикальной трещины и небольшие вставки на полях. На фоне с остатками золота следы от гвоздей оклада. Сверху и снизу набивные планки. Икона была выносной и имела внизу позднее опиленную вилку. Сумрачному выражению лица способствуют темная оливково-коричневая карнация с плотными зеленовато-оливковыми тенями и глубокие, резко обозначенные морщины. Тип Христа настолько индивидуален, что он не находит себе ни одной сколько-нибудь близкой параллели.  с. 363 
 
https://www.tvc.ru/news/show/id/264135

Коллекция Исторического музея пополнилась шедевром древнерусской живописи

Это уменьшенная копия иконы XIV века "Спас Ярое око"

Экспозиция Исторического музея пополнилась новым экспонатом - уменьшенная копия иконы XIV века "Спас Ярое око", выполненная известным художником и реставратором Николаем Подключниковым, теперь доступна для посетителей.
"Спас Ярое око" – образ, пришедший из древности, первые упоминания о нём датируются VI веком. Это оплечный лик Иисуса Христа, на котором Спаситель изображён со строгим выражением лица.

"Ярое око, потому что у него взгляд такой, если вы обратили внимание, не очень свойственный для Спасителя. Жестковатый, наверное", - пояснил Станислав Николаев, меценат, председатель совета директоров ООО "Меркатор Холдинг".

Копию старинного образа в середине XIX столетия написал Николай Подключников - художник и реставратор, который работал над иконами Успенского собора Московского Кремля. Таким образом "Спас Ярое око" имеет двойную ценность.

"В Историческом музее представлена одна из лучших коллекций, связанных с Подключниковым. А сейчас мы получили уникальный памятник - памятник научной реставрации, потому что его работа и творчество были связаны с этим", - отметил Алексей Левыкин, директор Государственного Исторического музея.

Икона попала в музей из рук Станислава Николаева - он находит, реставрирует и передаёт в экспозиции предметы искусства. То, что "Спас Ярое око" имеет особую ценность, поняли сразу.

"Сразу специалисты отметили: живопись такая-то, точная копия "Спаса Ярое око", кого-то из Успенского собора Кремля. Там было конкретно подписано митрополитом Филаретом на реставрации Успенского собора благословление сделать копию", - рассказал Станислав Николаев.  

Четыре года назад Историческому музею, также в дар, меценат передал икону второй четверти XVII века "Господь Вседержитель", ещё называемую "Спас Москворецкий", утерянную почитаемую святыню. Сейчас она в соборе Василия Блаженного.

Александра Панина, "ТВ Центр".

 https://yavarda.ru/podklyuchnikov.html

Живописец, иконописец и реставратор Подключников Николай Иванович

Автор текста - Валерий Рублёв30 июля 2019 года.
 
иконописец реставратор художник Подключников

Николай Иванович Подключников (1813-1877) - русский художник-живописециконописец и реставратор.

Николай Подключников родился в 1813 году в селе Останкино (ныне в составе Москвы), был выходцем из семейства крепостных живописцев и иконописцев, подчинённых графу Шереметеву Дмитрию Николаевичу.

С 1833 по 1839 год Н.И.Подключников учился в "Московском училище живописи, ваяния и зодчества" - за проявленные успехи в учёбе Николаю Подключникову было даровано звание свободного художника.

Художник Николай Иванович Подключников был наиболее востребован и известен как опытный реставратор, специализировавшийся на старинных православных иконах. Именно Николаем Подключниковым было задано большинство ныне принятых научных стандартов в направлении реставрации иконописи.

Собственное творчество Николая Ивановича Подключникова ныне малоизвестно широкой общественности.

Николай Иванович Подключников умер 29 (17 по старому стилю) октября 1877 года в Москве, захоронен в некрополе Ново-Алексеевского монастыря.