Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

https://www.vzsar.ru/special/2008/09/18/litografiya_na_sluzhbe_vechnogo.html?ysclid=lgy5q8b0fv372366809

Новейшие технологии в древних храмах


Искусство иконописи  – сложное и древнее мастерство. Но Россия переживает период возрождения православия, строится и восстанавливается множество храмов. Вернуть за один век то, что создавалось многими столетиями, – не просто. Касается это и такого практического аспекта, как внутреннее обустройство храмов, создания и реставрации иконостасов. Если подходить к иконописи традиционно, на обустройство одной церкви могут уйти годы. Но православные  общины растут быстрее, чем иконописные мастерские.  Как быть? Выход из подобных ситуаций нашла саратовская компания «Люксор-консалтинг». Оказалось, что помочь прихожанам могут цифровые технологии.


  Но это не просто компьютер, а специальные программы в соединении с опытом профессионалов в области верстки и графического дизайна. И тогда на простой бумаге рождаются на свет настоящие полиграфические шедевры – точные копии живописных православных икон. Такие лики, созданные при помощи техники нового века, украшают сегодня иконостасы многих церквей города и области. Среди них храм во имя Архистратига Божия Михаила в селе Михайловка Саратовского района, храм Казанской Божией Матери в Питерке и временный храм во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ленинском районе Саратова. Только что закончилась работа над иконостасом Свято-Троицкого храма женского монастыря города Пугачева. Но человеку, неискушенному в искусствоведении, догадаться о том, что перед ним не живописная, а литографическая икона, практически невозможно. Покрытые специальным лаком репродукции, на первый взгляд, ничем не отличаются от оригиналов. Доходит даже до курьезов: в одном из храмов собственные литографии не признали их создатели – настолько натурально они смотрелись на месте временно отсутствующих подлинников.

* * * 
  Конечно, говорить об идентичности печатной продукции и живописи было бы наивно. Но расценивать высококачественную цифровую литографию, как один из видов современного искусства, – вполне можно. Когда три года тому назад саратовская компания «Люксор-консалтинг» решила обратиться к уникальной для города технологии изготовления цифровых репродукций иконописных работ, авторы идеи и не думали о том, что когда-нибудь их продукт станет постоянной частью алтарного убранства. И сегодня директор предприятия Сергей Королев рассматривает копии иконописных работ в основном как «быструю и недорогую помощь в открытии и восстановлении приходов». На более долгое время репродукции могут прижиться разве что в небольших поселковых или домовых церквях, больничных и воинских храмах, молельных комнатах – во всяком случае, срок службы литографий –  десять лет, вполне для этого пригоден.

* * * 
  О том, что вечное с успехом постигается через временное, известно на примере знаменитых софринских икон. Сегодня едва ли найдется хотя бы одна церковная лавка, которая не предлагала бы прихожанам эти относительно недорогие, а потому часто покупаемые иконы, выполненные заводским методом на бумаге и картоне. Однако даже сложное заводское производство с выпуклым орнаментом рисунка не позволяет добиться полного сходства с оригиналом, проигрывая, например, в таком важном вопросе, как цвет. В этом и проявляется отличие стандартной полиграфии от продукции на основе современных цифровых технологий – качество последней гораздо выше. Поэтому для саратовских умельцев нет ничего невозможного. По желанию заказчика они охотно внесут в цветовые решения макета поправки, необходимые для того, чтобы конечный результат не нарушил стиль внутреннего убранства храма и гармонировал с общей палитрой иконостаса. Иногда для достижения гармоничного вида требуется радикальная мера – смена фона, на котором выполнено изображение. Это пожелание часто исходит от самих настоятелей приходов, и в большинстве случаев она действительно дает потрясающий эффект. К тому же, печатные репродукции позволяют добиться необыкновенно ярких и сочных оттенков.

* * * 
  Вообще, привлекательность иконостаса, выполненного с помощью современных технологий, заключается и в целом ряде преимуществ. Так, техника  позволяет воспроизвести абсолютно любую икону вне зависимости от того, в каком состоянии она сохранилась, что немаловажно в случае с редкими и особо хрупкими реликвиями – процесс копирования проходит совершенно безвредно для оригинала. Всего же создание литографической иконы проходит несколько стадий. Изображение фотографируется, затем при помощи компьютерных программ происходит его дальнейшая подготовка. Уже в процессе цифровой обработки будущую икону можно уменьшить или увеличить до нужных заказчику или необходимых для иконостаса размеров. Как правило, эскиз иконостаса изготавливается и согласовывается с настоятелем заранее. То же касается единичных заказов –икон под отдельно стоящие киоты (подставки под иконы. – Авт.).
  В качестве варианта оформления прихода практикуется копирование одного из уже существующих церковных иконостасов, особенно приглянувшегося тому или иному батюшке. Речь, правда, пока идет лишь о церквях Саратова и области.
  Другой выигрышный момент заключается в оперативности выполнения заказа. Полноценная работа над созданием иконостаса храма занимает всего около трех недель. Конечно, это усредненная величина, во многом зависящая от обстоятельств. И все равно невозможно себе представить, чтобы за столь короткий срок у прихода появилось хотя бы несколько икон настоящего живописного иконостаса. Кстати, в экстренных случаях работа может занять от одной до двух недель. Одним из таких «быстрых» заказов для специалистов фирмы стало обустройство храма во имя Святого благоверного князя Александра Невского в селе Генеральское Энгельсского района. За короткий срок специалистам «Люксора» было поручено дополнить недостающими иконами уже практически оформленный иконостас. В результате были изготовлены литографии икон третьего придела, и храм обрел полностью законченный вид.
  И, наконец, самый весомый аргумент в пользу литографической иконы – ценовой. Изготовление «высокотехнологичного» иконостаса обходится в десятки раз дешевле живописного. Так же и единичная репродукция обойдется несравнимо дешевле иконописной работы мастера.
  При этом все этапы проектирования рассчитаны на то, чтобы сберечь не только деньги, но еще и время заказчика. Например, заключительная стадия согласования эскиза вполне может состояться и без непосредственного присутствия священника. В этом случае связь будет выстроена посредством электронной почты, что значительно упростит процесс согласования утверждения макета.

* * * 
  И хотя польза от подобной услуги очевидна, для большинства приходов она продолжает оставаться диковинкой. Это, пожалуй, судьба всех нововведений. Зато рассказы о недорогом и красивом оформлении местных храмов батюшки и прихожане передают из уст в уста. Не исключено, что со временем саратовскими литографиями заинтересуются и соседние регионы, где ничего подобного пока не существует. Скорее всего, способствовать этому будет задумка, об осуществлении которой руководство «Люксора» думает уже давно: понемногу собирающийся архив копий, созданных на основе икон из частных коллекций и храмов Саратовской епархии,  в будущем позволит организовать передвижную выставку, которая посетит все наиболее значимые города губернии.
  P.S. Изготовлением репродукций икон компания не ограничивается. У «Люксора» есть не менее интересный проект:  профессиональная фотосъемка архитектуры и внутреннего убранства церквей, местночтимых икон, окружающих храм пейзажей. Фотоработы дополняются оцифрованными кадрами архивных фото- и видеопленок. На основе собранного материала создается коллекционный диск. Он может стать частью летописи  прихода. Ведь мы порой не задумываемся о том, насколько важно сохранить в памяти ускользающую историю.

Екатерина БОГДАНОВА

МОЖЕТ ЛИ РЕПРОДУКЦИЯ БЫТЬ СВЯТЫНЕЙ ЦЕРКВИ?

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений