- Details
- Written by Super User
- Category: Приобрести икону
- Published: 09 July 2023
- Hits: 248
https://ruvera.ru/articles/sobory_svyatyh_vystavka?ysclid=ljvg9w48m6799941094
Украшением выставки стали сложные символико-аллегорические композиции, воплотившие в зримых образах христианские представления о создании Церкви земной и прославлении Церкви Небесной. Хронологические рамки экспозиции охватывают период с XVI до начала XX века. Выставка организована совместно с Государственным историческим музеем, предоставившим для экспонирования редкие иконы из своего собрания, и владельцами частных коллекций.
Всего зрителям было представлено более 70 произведений древнерусского искусства. Многие из них содержали важные надписи: автографы мастеров, даты создания, сообщения о заказе, дарении и бытовании икон, что делает эти памятники особенно ценными для русской истории и культуры. Выставка была посвящена особому виду икон — с изображением сонмов ангелов и святых — и его развитию в русской иконописи XVI — начала XX века. По учению святых отцов, ангельские силы и святые вместе со всеми усопшими праведниками составляют невидимую торжествующую Небесную Церковь.
В первом разделе выставки представлены наиболее ранние по времени возникновения типы иконописных композиций, которые можно определить как изображения Соборов святых. Все они связаны, как правило, с церковным календарем. В первую очередь это минейные иконы, или святцы, где в календарной последовательности в соответствии со средневековым порядком чтения по регистрам распределены фигуры святых, чья память празднуется в том или ином месяце. К ранним сохранившимся образцам подобных икон относится «Минея на ноябрь» первой половины XVI века (ГИМ).
Другой тип древней композиции с группами святых, объединенных по чинам святости, — пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные — известен по иконографии «Суббота всех святых». Этот извод восходит к традиции посвящения дней недели особым праздникам или святым, как на иконах «Шестоднев» или «Деисус (Седмица)». Издревле почитались воскресенье, среда и пятница, когда вспоминались Воскресение Христово, Благовещение и Распятие. Память Всех святых в субботу сопровождалась поминовением усопших. С годовым богослужебным кругом связаны и некоторые праздники: «Собор Богородицы», «Собор святого Иоанна Предотечи», «Собор двенадцати апостолов», «Собор Архистратига Михаила», «Собор Вселенских святителей», «Похвала Богородицы». Все они имеют длительную иконографическую традицию, хотя иконы с этими сюжетами встречаются довольно редко. Изысканный образец псковской живописи второй четверти XVI века — образ «Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов» (ГИМ).
На выставке экспонируется несколько икон избранных святых, объединенных общей темой, например, это изображения соименных покровителей членов определенной семьи или династии. Кроме образов небесных патронов, в таких композициях часто писали семейные святыни или реликвии. Так, Казанский образ Богоматери дополняет изображение тезоименитых святых семьи царя Алексея Михайловича на иконе, написанной около 1650 года в связи с рождением у государя первой дочери Евдокии (ЦМиАР).
В экспозиции представлено несколько «Лечебников» — совместных изображений святых, которым особенно молились в разных случаях жизни, при духовных и телесных заболеваниях («аще возненавидит муж жену свою неповинно», «о прозрении ослепших очес», «от конского падежа» и т. п.). Подобные произведения относятся к XVIII–XIX столетиям и связываются с крестьянской и старообрядческой средой. Завершают тему календарных и тематических композиций иконы «Собор всех святых», созданные в разных художественных центрах.