Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://studbooks.net/1033468/kulturologiya/nevyanskaya_shkola_ikonopisi_istoriya_formirovanie_harakternye_osobennosti#770

Развитие иконописи в Невьянске

Долгое время старообрядческая культура России изучалась неполно. Внимание было обращено, прежде всего, на памятники письменности, старопечатные издания, певческую культуру, медное литьё, особенности быта. Иконопись старообрядцев ассоциировалась с темными морщинистыми ликами и измождёнными фигурами святых, а также мелочностью письма.Бережно расчищенные реставраторами из-под позднейших записей и почти почерневшей олифы, невьянские иконы заполыхали сияющим золотом, засветились радостными красками. Так истории русского искусства было возвращено уникальное явление иконописи позднейшего времени.

На раннем этапе развития невьянской школы обнаруживается связь со старыми русскими иконописными центрами - Ярославлем, Костромой, Вологдой. К последней четверти XVIII века, невьянская школа приобрела ту устойчивость, которую внешние влияния могли только обогатить, но не разрушить. Представленные иконы - от очень небольших, миниатюрных до значительных по своим размерам образов отличаются необыкновенной декоративностью, насыщенностью цвета. Неповторимые по духовной глубине и живописному языку памятники этого времени называют теперь «высокий Невьянск». Невьянские живописцы прибегали к сплошному золочению. «Эмалевая» открытость цвета с ярко оранжевыми и киноварными вспышками особо подчеркивается темно-изумрудными, густо-лиловыми и синими тонами, напоминающими об уральском малахите, лазурите. От невьянских икон остается ощущение свежести, новизны, радости.

Само становление невьянской иконописи связано с масштабным промышленным освоением Урала в начале XVIII века. Богатейшие природные ресурсы: руда, лес, обилие рек - обусловили появление многочисленных железоделательных заводов и как следствие - более активную колонизацию края.

Первенцем крупной промышленной металлургии стал Невьянский завод, ведущая роль в строительстве которого принадлежала государству. В 1702 году производство было передано Никите Демидову, получившему также право строить новые заводы. Впоследствии Невьянск на несколько десятилетий стал столицей демидовской промышленной «империи». Вокруг заводов стали возникать населенные пункты принципиально нового типа - горнозаводские поселки, объединявшие выходцев различных сословий и социальных слоев. Формирование поселков происходило на месте сел и слобод, существовавших на Урале с середины XVII века, а также за счет «пришлых» людей из Подмосковья, Поволжья и Поморья.

Среди прибывшего населения преобладали старообрядцы. Распространение на горнозаводском Урале двух основных течений старообрядчества - поповцев и беспоповцев - шло практически одновременно. В первом десятилетии XVIII века оформился местный центр поморцев (беспоповцев) на озере Таватуй. В это же время в Висимских лесах сложился один из «кустов» уральских старообрядцев-поповцев.

 

Население заводских поселков изначально состояло из представителей разнородных социальных групп. Они имели отличия в конфессиональных, культурных, производственных традициях, но были объединены новыми экономическими реалиями. Фактически можно говорить о формировании в XVIII веке на горнозаводском Урале так называемого среднего сословия и его культуры, частью которой стала невьянская икона. Основную роль в создании уральской горнозаводской иконописной традиции сыграли изографы-старообрядцы.

Иконный промысел на уральских землях зародился, по всей видимости, еще в XVII веке, однако произведения этого времени здесь неизвестны. Небольшое число выявленных памятников относится к самому концу XVII века и представляет собой упрощенные вариации так называемых «северных писем». Формирование стилевых особенностей невьянской иконописи началось, вероятно, в десятых годах XVIII века. В художественной манере мастеров, работавших в это время на Урале, могли найти отражение как традиции крупнейших иконописных центров - городов Поволжья, русского Севера, так и вновь формировавшихся старообрядческих - Ветки и Выга. Самое раннее свидетельство о работе иконописцев на уральских заводах относится к 1717 году.

О существовании на горнозаводском Урале старообрядческой иконописной школы (невьянской) можно говорить, начиная с последней четверти XVIII века, когда здесь работало уже третье или четвертое поколение мастеров. Заключительный этап формирования невьянской школы совпал по времени с изменениями в социально-экономической и религиозной политике государства, а также с продолжающейся культурной самоидентификацией уральских старообрядцев-беглопоповцев.

С воцарением Екатерины II происходит либерализация отношений власти со старообрядцами. В совокупности с общими экономическими и социальными нововведениями это способствует росту и усилению влияния торгово-промышленных и ремесленных кругов старообрядчества. Укрепление положения уральских купцов - старообрядцев еще более подчеркнуло финансовую автономность местной беглопоповщины и явилось одной из причин окончательного ее обособления от единоверцев европейской части России. Это отразилось в первую очередь, как на уровне производства собственных культовых предметов, так и их последующем распространении на востоке России. Иконописцы-старообрядцы обрели в лице всей уральской беглопоповщины постоянного и очень состоятельного заказчика.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений