Print 

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=107296

Икона «Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским», находящаяся в храме Василия Блаженного, может происходить из Спасской часовни Московского Кремля, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Государственного исторического музея.

Фото: Музей «Покровский собор» / vk.com

 

«С большой долей вероятности можно предположить, что эта икона происходит из Спасской часовни, которая была построена справа от Спасской башни Московского Кремля в начале XIX века. Часовня находилась в ведении священников Покровского собора, которые ежедневно служили в ней молебны, заботились об украшении и поновлении святынь», – сказал генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкина.

Икона XIX века «Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» отличается значительными размерами (215×140 см) и выразительностью письма. Обстоятельства появления иконы в Покровском соборе до конца не ясны, как и других святынь, которые оказались в храме в годы антирелигиозных кампаний, возможно, это произошло после сноса часовни в 1925 году.

«Многие десятилетия почитаемый образ Спасителя из часовни считался утраченным. Благодаря обретению и реставрации иконы на Спасской башне появилась возможность провести сравнительный анализ надвратного образа и иконы из часовни, которая являлась его копией (списком). Оказалось, что обе иконы имеют практически одинаковые размеры (надвратный образ – 220×150 см). Иконография иконы из часовни весьма точно повторяет надвратный образ, напоминая о чудесном видении праведным московским подвижникам", – цитирует пресс-служба заведующую музеем «Покровский собор» Татьяну Сарачеву.

По ее словам, когда летом 1521 года Москву осаждали войска крымского хана Магмет-Гирея, митрополиты Петр, Алексий, Иона и другие святые покровители Москвы покидали Кремль через Фроловские (Спасские) ворота, унося с собой икону Владимирской Богоматери и другие святыни. По преданию, вскоре после чудесного избавления Москвы над проездом Фроловских ворот Московского Кремля был выполнен образ Спасителя с припадающими к его ногам Сергием и Варлаамом, который считался чудотворным и пользовался особым народным почитанием, что стало одной из причин последовавшего в 1658 году переименования Фроловских ворот в Спасские.

Исторический музей планирует провести комплекс реставрационных работ и не исключено, что древний образ из часовни у Спасских ворот Московского Кремля раскроет перед исследователями еще не одну тайну, заключили в пресс-службе.

О разных иконах Пресвятой Троицы