ИСТОЧНИК http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=734&did=755
4/17 декабря Русская Православная Церковь торжественно чтит память святой древнехристианской мученицы Варвары. Варвара – уникальная святая, единственная святая, которой Церковь усвоила на иконе держать святой потир (по канонам Церкви его не может касаться никто из мирян – только священник). В православной иконографии только святой Иоанн Кронштадтский изображается с потиром в руке. Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.
Святая великомученица Варвара
Великомученице Варваре Господь дал особый дар – молитвы и ходатайства о последнем причастии человека. В своей предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое. Поэтому святой Варваре молятся о том, чтобы не умереть без исповеди и Святого причастия, просят оградить от тяжких болезней и внезапной и скоропостижной смерти. Святой молятся также о помощи и заступничестве за детей, об избавлении от тяжких недугов и болезней, о помощи в унынии и грусти, утешении в печали.
В современном мире у святой мученицы Варвары появились новые области покровительства. 17 декабря 1959 года были образованы Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), поэтому этот день стал профессиональным праздником воинов-ракетчиков. Совпадение дня памяти святой Варвары с днем образования ракетных войск сделало святую Варвару небесной покровительницей ракетных войск. В любой ракетной дивизии на командном пункте есть икона великомученицы.
Широко известно, что за горнопромышленников перед Богом отвечает святая мученица Варвара. В новой России возобновление официального почитания горняками святой великомученицы Варвары связано с именем Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, который благословил почитать святую Варвару небесной покровительницей всех горно-добывающих отраслей и их вузов. Благословение Святейшего Алексия II было оглашено на Втором съезде горнопромышленников России в 2002 году. И сегодня горняки, как и все православные христиане, молятся святой великомученице Варваре об избавлении от внезапной смерти, других неожиданных неприятностей и бед.
источник http://poisk-ru.ru/s4085t1.html
Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305–311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс.142:5) (икос 2).
Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.
Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.
За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно – во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, – говорила Варвара, – ибо у неприступного, неизреченного Света Троичного Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.
К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.
В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, – на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.
Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира.
«Самые верующие люди — шахтеры, — говорил мне мой друг, уроженец Донбасса. — Они же идут на работу, не зная, вернутся ли живыми». Я удивилась: «Ну не очень часто же бывают аварии в шахтах!» — «Нечасто, — согласился он. — Но и абсолютно непредсказуемо».
Мне порой приходится общаться с шахтерами и вообще работниками добывающей промышленности, и сейчас я могу только подтвердить слова моего друга: неверующих там нет. Есть суеверные, есть очень простые и некнижные, есть совершенно невоцерковленные — но в Бога верят все. На предприятиях часто «по инициативе коллектива», говоря официальным языком, строятся часовни. Посвящены они обычно святой великомученице Варваре.
Почему именно она, одна из многих древних мучеников, стала почитаться защитницей от внезапной смерти? Из жития известна ее молитва: «Услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, что мы — плоть и кровь и творение пречистых рук Твоих». Но странно было бы думать, что среди погибших шахтеров (а их за многовековую историю этой профессии была не одна сотня) не нашлось тех, кто не молился святой Варваре. Что же, выходит, Бог не исполнил ее просьбы?
Вглядимся в ее историю повнимательнее. Молодая и красивая аристократка воспитывается отцом — человеком, как бы мы выразились, с явно выраженными психопатическими чертами. Или еще мы могли бы его назвать «абьюзером». Или еще каким-то популярным, к несчастью, словом. По крайней мере, описание слишком уж знакомо всем, кто погружался в проблему семейного и бытового насилия. Отец не дает жить девушке своей жизнью — запирает в башне, чтобы никто на нее даже не смотрел, предлагает ей выбрать мужа из подходящих кандидатов (она отказывается), а когда узнает, что у нее есть свои убеждения, отличные от его — бросается на нее с мечом и даже выдает на мучения и смерть. Более того: «любящий папаша» собственноручно казнит дочку!
Нередко верующие или в принципе традиционно настроенные люди, услышав словосочетание «семейное насилие», возмущаются: что, мол, за идея — показывать семью как потенциально опасную среду, где обязательно произойдет насилие? Хотя на самом деле проблема семейного насилия в том, что как раз напротив, от семьи не ждешь никакого зла и насилия.
Семья должна быть защитой, поддержкой, крепостью, а насилие, возникающее в семье — неожиданно, непредсказуемо и превращает семью в злую насмешку над самой собой.
Подчеркну: не конкретный акт насилия непредсказуем (например, избиение жены пьющим мужем или ребенка мамой за плохую оценку), а в принципе то, что в семье может происходить такое. Женщина выходит замуж за заботливого, оберегающего мужчину — и сначала он ее лишает общения с близкими (заботится! оберегает!), а потом начинает запирать дома и избивать при попытке к бегству. Мама всем расхваливает своего умницу-сына, который в три года умеет читать — а потом воспитывает его ремнем за то, что ответил в школе не на «пять», а на «четыре». Это невозможно спрогнозировать и предположить. По умолчанию супруги — это любящие друг друга люди, а мама — это святое.
На самом деле ничего абсолютно святого и стабильного в своей святости в мире не существует. Житие святой великомученицы Варвары показывает такой нестабильный мир — в котором семья может оказаться не крепостью, а темницей, самый близкий человек не защитником, а убийцей. Стабильностью в этом мире оказывается только смерть — потому что она рано или поздно ждет всех. Страшные мучения, которые пришлось претерпеть (житие перечисляет их подробно и скрупулезно) Варваре, были ожиданием смерти. Она знала, что уходит к любимому ею Христу — вопрос был только во времени: сколько еще Он даст его ей на подготовку?
Внезапная смерть очень похожа на семейное насилие. Ее тоже никто не ждет. В этом смысле шахтеры действительно оказываются парадоксальным образом от нее защищены лучше других — они помнят о том, что она возможна.
Memento mori — постоянный фон их жизни. Потому они и верующие — пусть и несовершенно, примитивно, очень «утилитарно». Именно этот мотив «смертной памяти» и зафиксировался в народном почитании святой Варвары. Само воспоминание о грядущей смерти — защита от ее страшной непредсказуемости. Такой человек не уйдет к Богу совсем уж неготовым — он готовится всей своей жизнью.
Я хочу посвятить этот небольшой текст шахтерам — жертвам недавней аварии в шахте «Листвяжная», на алмазном руднике «Мир» в мае 2017 года, в угольной шахте «Северная» в феврале 2016-го и других катастроф на ГОКах, рудниках, шахтах. Хочу посвятить его и всем, кто с риском для жизни дает людям тепло и ценный материал. Пусть их хранит своими молитвами святая великомученица Варвара. Пусть, когда они погружаются в земные недра, Сам Господь несет их в Своих руках, чтобы в нужный момент вынести их на свет — или даже на самое небо.
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
17 декабря
Источник: "Православие и мир"
https://topwar.ru/5379-nebesnye-pokroviteli.html
https://m.ok.ru/group/53003679105272/topic/155278329529848#:~:text=%D0%92%201995%20%
D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B0%D1%8F%
20%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0,%D1%82%D0%B0%D0%BA%
D0%B6%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%
D1%81%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%2017%20%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%
D1%80%D1%8F
В 1995 году святая Варвара была объявлена небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения России. Объясняется это тем, что Ракетные войска особого назначения были образованы 17 декабря 1959 года, и когда встал вопрос о святом покровителе ракетчиков, была выбрана святая великомученица Варвара, чьё празднество в православии также приходится на 17 декабря.