Print 

https://azbyka.ru/days/ikona-vseblazhennaja

14 сентября

Ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, име­ну­е­мая «Все­б­ла­жен­ная», или «Па­ма­ка­ри­ста», при­сла­на в 1905 го­ду Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Иоаки­мом III в бла­го­сло­ве­ние и уте­ше­ние гра­ду Ка­за­ни по­сле свя­то­тат­ствен­но­го по­хи­ще­ния из со­бор­но­го хра­ма Ка­зан­ско­го Бо­го­ро­дич­но­го жен­ско­го мо­на­сты­ря чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в ночь с 28 на 29 июня 1904 го­да. Эта ико­на – точ­ный спи­сок с на­хо­див­шей­ся в Кон­стан­ти­но­поль­ском пат­ри­ар­шем хра­ме осо­бо чти­мой ико­ны Бо­го­ма­те­ри «Все­б­ла­жен­ной», един­ствен­ной древ­ней свя­ты­ни, уцелев­шей в Кон­стан­ти­но­по­ле, в хра­ме во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, по­сле мно­го­чис­лен­ных раз­граб­ле­ний.

Ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Все­б­ла­жен­ная»

Свя­той об­раз был на­пи­сан на де­ре­вян­ной дос­ке в тра­ди­ци­ях древне-гре­че­ской ико­но­пи­си. На об­рат­ной сто­роне – на­пи­сан­ные на гре­че­ском язы­ке сло­ва: «Иоаким, Бо­жи­ею ми­ло­стию ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­по­ля, Но­во­го Ри­ма, и Все­лен­ский пат­ри­арх, прео­свя­щен­ней­ше­му и чест­ней­ше­му мит­ро­по­ли­ту Пе­тер­бург­ско­му и Ла­дож­ско­му и пред­сто­я­те­лю Свя­тей­ше­го Си­но­да рос­сий­ско­го, гос­по­ди­ну Ан­то­нию. Прео­свя­щен­ней­ший о Хри­сте со­брат! И мы до глу­би­ны серд­ца бы­ли по­ра­же­ны страш­ным и неслы­хан­ным свя­то­тат­ствен­ным по­хи­ще­ни­ем свя­той Ка­зан­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри. По­это­му, же­лая с сво­ей сто­ро­ны до­ста­вить бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­нам неко­то­рое уте­ше­ние в невоз­на­гра­ди­мой утра­те, мы при­ка­за­ли на­пи­сать на­сто­я­щий вер­ный во всем по ви­ду и по раз­ме­ру спи­сок с ико­ны Бо­го­ма­те­ри «Все­б­ла­жен­ной», на­хо­дя­щей­ся в по­чи­та­е­мом все­ми у нас пат­ри­ар­шем хра­ме св. ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, един­ствен­ной, остав­шей­ся у нас от раз­лич­ных раз­граб­ле­ний, и из­древ­ле по­чи­та­е­мой ико­ны пат­ри­ар­ше­го хра­ма; ка­ко­вой спи­сок и по­сы­ла­ем для по­став­ле­ния, ес­ли со­бла­го­во­ли­те, вме­сто по­хи­щен­но­го, свя­щен­но­го и по­чи­та­е­мо­го со­кро­ви­ща.

Гос­подь же Спа­си­тель наш мо­лит­ва­ми Сво­ей Ма­те­ри да осе­ня­ет и охра­ня­ет бла­го­че­сти­вый на­род свой вся­кой бла­го­да­тию и ми­ло­стию.

На­пи­са­но в пат­ри­ар­хии 29 мая 1905 го­да».

Празд­но­ва­ние в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Па­ма­ка­ри­сты» 1 сен­тяб­ря бы­ло уста­нов­ле­но пат­ри­ар­хом Иоаки­мом. По при­ме­ру церк­ви Кон­стан­ти­но­поль­ской и празд­но­ва­ние иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Все­б­ла­жен­ной», на­хо­дя­щей­ся в Ка­зан­ской Бо­го­ро­дич­ной жен­ской оби­те­ли, бы­ло уста­нов­ле­но так­же в этот день.

МОЛИТВЫ

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всеблаженной», глас 4

Торжество́ дне́сь пра́зднуем све́тлое,/ се бо предлежи́т, о Всеблаже́нная, ико́на Твоя́ всечестна́я,/ к не́йже любо́вию се́рдца вси приходя́ще, Влады́чице,/ покланя́емся и те́пле Тебе́ вопие́м:// изба́ви нас от бед и обстоя́ний.

Перевод: Торжество сегодня празднуем светлое, ибо вот перед нами, о Всеблаженная, икона Твоя всеми почитаемая, к ней же с сердечной любовью все приходя, Владычица, поклоняемся и горячо взываем к Тебе: «Избавь нас от бед и невзгод».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всеблаженной», глас 4

В пра́здник Твой соше́дшеся, ве́рнии,/ свяще́нное ко сла́ве Бо́жией торжество́ Твое́, Влады́чице,/ днесь всеблагогове́йно соверша́ем,/ любо́вию же чту́ще честну́ю ико́ну Твою́,/ Тебе́ песносло́вим вси в ра́дости:// ра́дуйся, Де́во, Честна́я, Всеблаже́нная.

Перевод: В праздник Твой собравшись, верующие, священное во славу Божию торжество Твое, Владычица, сегодня благоговейно совершаем, с любовью же почитая драгоценную икону Твою, Тебе молитвенно поем все с радостью: «Радуйся, Дева, Почитаемая, Всеблаженная».

Икона Божией Матери «Панахранта» («Всенепорочная»), «Всемилостивая»


 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=101492

1/14 сентября, в день церковного новолетия, Русская Православная Церковь совершает празднование иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Паммакариста, или «Всеблаженная» (если быть более точным – «Всеблаженнейшая», однако вариант «Всеблаженная» прижился и получил всеобщее распространение).

Судьба этой чудотворной иконы удивительна и напрямую связана с Казанью. История появления в нашем городе этой иконы такова. После неслыханного святотатства – кражи первоявленного образа Казанской иконы Божией Матери в 1904 году, известие об этом трагическом событии распространилось не только по всей России, но и за ее пределами, и стало известным во всем православном мире, что говорит о поистине вселенском почитании Казанского чудотворного образа.

Фото: tatmitropolia.ru

Горячо к сердцу принял потерю этой святыни и Константинопольский патриарх Иоаким III – давний друг России, немало сделавший для сближения Русской Церкви с Константинопольским патриархатом. Чтобы доставить хотя бы некоторое утешение жителям города Казани, он повелел написать точный список с находящейся в константинопольском патриаршем храме святого великомученика Георгия иконы Богоматери Паммакаристы – наиболее почитаемой древней иконы, оставшейся в Константинополе после многих разграблений и опустошений города.

В 1905 году патриарх Иоаким передал эту икону в Санкт-Петербург – митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому), первоприсутствующему члену Святейшего синода, в прошлом инспектору и доценту Казанской духовной академии, с просьбой переслать ее в дар Казанскому Богородицкому монастырю.

Для митрополита Антония Казань была родным городом, где прошла важная часть его жизни. В 1866 году Александр Васильевич Вадковский – выпускник Тамбовской духовной семинарии – приехал в Казань, чтобы поступить в духовную академию, которую успешно окончил в 1870 году и был оставлен преподавателем на кафедре пастырского богословия и гомилетики. В 1872 году, в возрасте 26-лет, он женился на Елизавете Пеньковской. Это был весьма незаурядный поступок, так как его невеста была тяжело больна туберкулезом. У молодых супругов родилось двое детей.

Однако по прошествии немногих лет семейная идиллия рухнула – сначала в 1879 году умирает Елизавета Вадковская, а в 1882 году – одна за другой – и их малолетние дочери. Молодой ученый, статский советник, у которого благополучно складывалась карьера, мог бы вступить второй раз в брак, однако он избирает для себя иной путь служения Богу и Церкви.

4 марта 1883 Александр Вадковский был пострижен в монашество архиепископом Казанским и Свияжским Палладием (Раевым) с именем Антоний, 6 марта рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем.

8 ноября 1884 он становится инспектором Казанской духовной академии, после чего его церковная карьера стремительно идет вверх. В течение 16 последующих лет он занимал должности инспектора Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, ректора Санкт-Петербургской духовной академии, в 1887 был хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, в 1892 году назначен на самостоятельную Финляндскую кафедру и стал присутствующим в Святейшем синоде, в 1898 году назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским и членом Святейшего синода, а с 1900 года до своей смерти в 1912 году являлся первоприсутствующим членом Святейшего синода.

Даже занимая высший пост в церковной иерархии, митрополит Антоний всегда с теплотой вспоминал Казань, где его жизнь совершила столь крутой и неожиданный поворот, поэтому неудивительно, что образ Божией Матери «Паммакариста», написанный по повелению Патриарха Иоакима, был им незамедлительно передан в Казанско-Богородицкий монастырь.

В знак признательности за переданный в Россию ценный дар, а также в знак признания заслуг и авторитета как православного богослова и церковного деятеля патриарх Иоаким III в 1905 году был избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.

Присланная в Казань икона Божией Матери Паммакариста была написана на деревянной доске в традициях греческой иконописи. Поскольку оригинальная икона сделана из мозаики, список отражает мозаичную структуру оригинала; ее размеры – 93 сантиметров в высоту и 63 сантиметров в ширину.

В России икона Богоматери Паммакариста была принята с великими почестями, фактически заняла место похищенной святыни и прославилась многочисленными чудотворениями. В те дни газеты писали: «Икона сия несколько восполнила потерю чудотворной явленной иконы, понесенную обителью и православными жителями города Казани». Этот драгоценный дар Вселенского патриарха в России стали называть по-русски – Всеблаженная.

В день празднования памяти этой иконы в Казань стекалось множество богомольцев, перед ней непрестанно служились молебны и совершались акафисты, паломники благоговейно прикладывались к образу Паммакаристы. Перед этим чудотворным ликом люди молились о мире и счастье в семейном кругу, о защите от бед и напастей, об утешении в скорбях. За весьма непродолжительное время икона стала одним из самых известных и почитаемых Богородичных образов в России.

Икона Божией Матери Паммакаристы находилась в Казанско-Богородицком монастыре вплоть до его закрытия, а затем была перенесена в Петропавловский собор. Но после закрытия этого храма следы чудотворного образа считались утраченными. По каким-то причинам ее не перенесли в церковь Ярославских чудотворцев, как многие другие святыни Казани, и с 30-х годов прошлого столетия о судьбе Паммакаристы православные верующие ничего не знали. В Никольском соборе Казани сохранился лишь список с чудотворного образа.

На протяжении многих лет исследователи церковной истории Казани не оставляли попыток найти ее в российских и зарубежных музеях или в частных коллекциях. И лишь недавно им улыбнулась удача – икона была найдена совсем недалеко от того места, откуда она пропала в годы богоборчества. Ларчик просто открывался – все это время чудотворная икона Божией Матери «Всеблаженная» находилась в фондах Национального музея Республики Татарстан и хранилась там, что называется, под грифом «секретно». Она не только не выставлялась в рамках постоянной экспозиции, но даже никогда не была представлена на выставках, на которых демонстрировались многие предметы церковного искусства, хранящиеся в запасниках музея.

И только в прошлом году – во время съемок документального фильма «Первоявленная» о Казанской иконе Божией Матери, у исследователей впервые появилась возможность воочию увидеть и запечатлеть чудотворный образ «Всеблаженной». На оборотной стороне иконы сохранилась дарственная надпись Константинопольского патриарха Иоакима, которая гласит: «Иоаким, Божиею милостию архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский патриарх, преосвященнейшему и честнейшему митрополиту Петербургскому и Ладожскому и предстоятелю Святейшего Синода российского, господину Антонию. Преосвященнейший о Христе собрат! И мы до глубины сердца были поражены страшным и неслыханным святотатственным похищением святой Казанской иконы Богоматери. Поэтому, желая со своей стороны доставить благочестивым христианам некоторое утешение в невознаградимой утрате, мы велели написать настоящий верный во всем по виду и по размеру список с иконы Богоматери «Всеблаженной», находящейся в почитаемом всеми у нас патриаршем храме святого великомученика Георгия Победоносца, – единственной, оставшейся у нас от различных разграблений и издревле почитаемой иконы патриаршего храма; каковой список и посылаем для поставления, если соблаговолите, вместо похищенного, священного и почитаемого сокровища. Господь же Спаситель наш молитвами Своей Матери да осеняет и охраняет благочестивый народ свой всякой благодатию и милостию. Написано в патриархии 29 мая 1905 года».

Фото: tatmitropolia.ru

Сегодня мы публикуем эти снимки с дарственной надписью патриарха Иоакима на греческом языке – сомнений нет, перед нам святой чудотворный образ Божией Матери «Всеблаженной» («Паммакаристы»).

В настоящее время святыня хранится в храме преподобного Сергия Радонежского города Казани (ул. Япеева, 2).

Игумен Евфимий (Моисеев), Дмитрий Хафизов

14 сентября 2022

Источник: "Православие в Татарстане"