Print 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=101912

Подведены первые итоги 18-летнего исследования

В издательстве «Третьяковская галерея» вышла книга Левона Нерсесяна и Софии Свердловой об иконостасе Успенского собора в Звенигороде. Авторам удалось доказать, что иконы Звенигородского чина, приписывавшиеся св. Андрею Рублеву, в действительности были созданы его старшими современниками.

Три иконы из деисусного чина — «Христос Вседержитель», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», обнаруженные в 1918 году близ Успенского собора на Городке в Звенигороде, принадлежат к числу самых выдающихся шедевров не только древнерусской живописи, но и всего русского искусства, а также, разумеется, к числу самых знаменитых произведений, хранящихся в Третьяковской галерее. Несколько поколений исследователей приписывали эти иконы прославленному иконописцу Андрею Рублеву, хотя никаких исторических сведений о его работе в Звенигороде в конце XIV века, когда строился и украшался Успенский собор, до нас не дошло.

 

Икона Архангел Михаил

Икона "Архангел Михаил"

Икона Спас в силах

Икона "Спас в силах"

Икона святого апостола Павла из Троице-Сергиевой Лавры

Икона "Cвятой

апостол Павел"

из Троице-Сергиевой

Лавры

Высказывались самые разные версии о датировке Звенигородского чина и даже о его происхождении: многие считали, что иконы были выполнены для какого-то другого храма и оказались в Успенском соборе в позднее время. Сохранялась лишь уверенность в том, что произведения такого качества и такой исключительной образной и духовной глубины могли принадлежать только самому талантливому художнику того времени, каким единогласно считался Рублев.

Исследования, проводившиеся в Успенском соборе архитекторами и реставраторами, позволили составить представление об устройстве его первоначального иконостаса и подтвердить, что три сохранившиеся деисусные иконы происходят именно из этого ансамбля. Их высота вполне соответствует расстоянию между древними тяблами, следы примыкания которых были обнаружены на стенах храма. Сохранившаяся храмовая опись конца XVII века, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что деисусный чин в иконостасе Успенского собора был девятифигурным и включал, помимо икон Спасителя, Богоматери, Предтечи, двух архангелов и двух апостолов, образы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Девять икон в таком случае идеально вписывались в пространство между северной и южной стенами храма, перекрывая лицевые грани восточной пары подкупольных столбов в тех местах, где находятся изображения Голгофских крестов.

Вывод о принадлежности деисусного чина к первоначальной декорации Успенского собора на Городке позволяет, в свою очередь, связывать их создание с предполагаемой датой возведения собора — около 1400 года (летописных сведений о его строительстве до нас не дошло). Этот собор, созданный по заказу звенигородского князя Юрия Дмитриевича, по единодушному мнению историков архитектуры, был построен московскими зодчими — теми, кто незадолго до этого, в 1394–1395 годах, возвел церковь Рождества Богородицы на Сенях в Московском Кремле. Вряд ли можно сомневаться, что для украшения звенигородского храма настенными росписями и иконами были также призваны мастера из столицы.

Чтобы понять, мог ли быть среди этих мастеров Андрей Рублев, нужно было тщательно сравнить звенигородские иконы и фрески с другими произведениями, связываемыми с его именем,— росписями Успенского собора во Владимире и иконой «Святая Троица» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Осуществить такое сравнение позволили в том числе широкомасштабные технико-технологические исследования, которые проводились в Третьяковской галерее начиная с 2004 года. Первой была изучена «Святая Троица» — как единственная икона, принадлежность которой Рублеву более или менее уверенно удостоверяется историческими свидетельствами. Затем настала очередь Звенигородского чина.

Исследование этих памятников позволило обнаружить существенные несовпадения живописных приемов на всех этапах работы, причем большинство из них не могли объясняться ни постепенным изменением индивидуальной манеры мастера, ни общей эволюцией стиля. Поэтому исследователи пришли к выводу, что «Троица» и Звенигородский чин написаны разными художниками, причем мастеров, работавших над иконами чина, было, скорее всего, два.

Эти выдающиеся мастера были тесно связаны с той особой художественной средой, которая сложилась в 1390-е годы в великокняжеской Москве, где бок о бок трудились приезжие византийские и русские живописцы, создавая исключительные по качеству произведения, часть из которых, по счастью, дошла до нашего времени. И именно в этой среде сформировался и вырос как художник прославленный русский иконописец — преподобный Андрей Рублев, старшими современниками которого были мастера Звенигородского чина.

Нерсесян Л., Свердлова С., «Звенигородский чин»

М., «Третьяковская галерея», 2022

9 ноября

Источник: "Коммерсантъ"