https://valaam.ru/publishing/204464/
Монах Ефрем (Владимир Павлович Макаров) родился 7 февраля 1938 года в Москве. После окончания Строгановского училища переехал в Северную столицу, где занимался реставрацией монументальной живописи в мастерских Эрмитажа. В 1979 году перешел в организацию «Леноблреставрация» и стал участвовать в восстановлении северных монастырей, в том числе Спасо-Преображенского собора на Валааме.
С 1987-го года он остался на острове для работы по реставрации икон в мастерской Валаамского музея. После возрождения монашеской жизни на Валааме некоторые из восстановленных Владимиром Макаровым икон были возвращены в Спасо-Преображенский собор монастыря. Отреставрированный им образ Господа Вседержителя с предстоящими Сергием и Германом Валаамскими и сейчас находится над ракой преподобных основателей обители. Владимиром Макаровым был также написан первый временный иконостас для нижнего храма во имя прпп. Сергия и Германа Валаамских.
Это был плодотворный период и для живописного творчества художника – он писал пейзажи Валаама. Некоторые из его картин перешли в фонды Валаамского музея, участвовали во многих выставках и представлены в данной экспозиции.
По словам клирика СПб подворья протоиерея Александра Точилова, Валаам можно назвать духовной родиной отца Ефрема.
В 1992 году Владимир Макаров с группой коллег-реставраторов получает благословение Патриарха Алексия II отправиться на Святую Гору Афон для спасения фресок и икон монастыря святого великомученика Пантелеимона, которые на тот момент нуждались в профессиональной реставрации.
Найдя свое подлинное отечество, он остался на Афоне навсегда, в 1998 г. был зачислен в братию монастыря святого великомученика Пантелеимона и там же в 2005 г. принял монашеский постриг с именем Ефрем в честь прп. Ефрема Сирина.
В настоящее время храмы и здания Пантелеймонова монастыря украшают многочисленные настенные росписи, мозаики, иконы и картины, созданные им в монашестве.
Почил монах Ефрем на Святой Горе Афон 10 ноября 2014 года.
Вспоминая покойного монаха Ефрема (Макарова), важно заметить, что он был не только хорошим иконописцем, но и замечательным художником. Впервые представляем его картины Святой Горы Афон. Уникальная цветовая гамма, необычный ракурс, оригинальный взгляд на Афон изнутри, - все это особенности, относящиеся к каждой его картине.
Гонит над лесом осеннюю хмарь,
Кто-то листает в лесу календарь.
Кто-то развесил цветные картины:
Синие дали и красные глины.
Желтое - лес и зеленое - сосны.
Кто-то не хочет быть старым и взрослым.
Кто-то не хочет оставить забавы:
росы в огне, изумрудные травы.
Но не настолько к земле он привязан,
Если оставил нам ивы и вязы...
Очень хочу я к нему дотянуться,
Глянуть в глаза и светло улыбнуться...
Смотрите источник картин
Каноничные образы Спасителя и святых, созданные в лучших традициях русской иконописи. А рядом с ними — выполненные в импрессионистской манере афонские пейзажи.
Такое удивительное сочетание можно наблюдать на выставке художника и иконописца монаха Ефрема,
в миру Владимира Макарова (1938–2014).
Экспозиция была открыта в Строгановском дворце Петербурга
Реставрация и «второе открытие» в начале XX века почерневших от времени древнерусских икон, новое обретение «умозрения в красках» и обратной перспективы оказали ключевое влияние на русский символизм и абстракционизм — от Врубеля до Кандинского.
Именно воспринятый в иконе язык позволил художникам первой половины XX века наиболее ярко и ясно передать свои духовные поиски.
Владение двумя художественными «языками» — живописи и иконы — делает творчество монаха Ефрема особенно интересным.
Владимир Макаров получил образование художника-реставратора.
С 1983 года работал в составе бригады Ленинградской областной реставрационной мастерской над сохранением настенной живописи Спасо-Преображенского собора на Валааме, вернул к жизни много пострадавших в советское время икон, которые сегодня находятся в музее Валаамского монастыря.
А в свободное время постоянно писал пейзажи.
Поворотным событием в жизни и творчестве художника-реставратора стала командировка на Святую гору Афон, куда в 1992 году он прибыл реставрировать фрески и иконы русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
По его собственному свидетельству, «на русском Афоне он нашел то, что искал всю жизнь», поэтому и остался здесь навсегда.
В 1998 году Владимир Макаров был зачислен в число братии, в 2005 году принял монашеский постриг с именем Ефрем.
Его талант иконописца сразу был замечен в Греции.
Последовали приглашения работать в разные монастыри Святой горы: он занимался реставрацией и писал новые иконы и фрески.
Образ святого Силуана Афонского, который был написан им на стене Покровского корпуса вскоре по прибытии в русский монастырь, попал на открытки и обложки книг о старце.
Он не оставлял живопись на протяжении всей жизни.
Подобно дневниковым записям, живописные работы отражают духовный путь художника и монаха. Афонские пейзажи передают восхищение художника Божиим миром и радость бытия:динамично наложенные мазки, играющие всеми красками, яркие чистые цвета.
Это состояние художник пронес через всю жизнь: лучащаяся радостью картина «Жизнь на Афоне» написана им, уже монахом, всего за два года до смерти. Размышления инока об «узком пути и тесных вратах, ведущих в жизнь вечную», передает картина
«Философия. Молитвенная тропа».
Подобно тому, как это происходит в обратной перспективе, тропа не сужается, а расширяется, приближаясь к небу.
Практически монохромная, выполненная в оттенках синего, картина подчеркивает отрешенность раздумий.
Пейзажи монаха Ефрема (Владимира Макарова) быстро получили признание и отклик у зрителей.
Сегодня многие его работы находятся в музеях и частных коллекциях.
Друг художника историк Михаил Талалай вспоминает, как однажды, в первые годы пребывания Владимира на Афоне, один богатый грек пригласил его расписать фресками свой дом.
Это сулило большой заработок, и кто-то из братии пошутил, что Владимир в монастырь не вернется.
«Именно у моего богатого грека, — рассказывал отец Ефрем, — я осознал, что нет мне более места в миру.
Всё с ним было хорошо. И церковь расписываю. И паломничаю в дальние места, даже на Кипр, к Киккской Божией Матери, съездил.
Грек упрашивал меня остаться навсегда, другие заказы обещал найти.
А я ему — отпусти меня на Афон, монахом хочу стать. Держать меня не стали…» Михаил Талалай расспрашивал монаха и живописца о пройденном пути незадолго до его кончины.
«Отец Ефрем взял с полки старинную книгу и погрузился в видавшее виды продавленное кресло.
„Что еще надобно? — сказал он мне свою последнюю фразу, — Вот эта книга святых отцов и Афон. Больше ничего“».
На выставке были представлены представлены икона и живописные произведения, выполненные монахом Ефремом в 2007–2014 годы, а также фотографии, относящиеся ко времени его пребывания на Святой горе Афон.
Журнал: № 1 (январь) 2016 Автор: Мария Сухова