Print 

источник http://simeonn.livejournal.com/3386.html

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево была построена в 1881-1882 гг. Началось все с того, что в 1880 г. река Воря, на которой стоит Абрамцево разлилась и жители окрестных деревень, не могли попасть на пасхальную службу в ближайшие церкви, поэтому пришли в усадьбу, зная, что там будет служиться служба. Тогда абрамцевскому кружку и пришла мысль построить храм, но в 1880 г. она не реализовалась. "В 1881 году была опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов", - вспоминала   Н. В. Поленова.

Храм Спаса Нерукотворного в Абрамцево
Далее уже идут воспоминания В.М. Васнецова.

"Идея соорудить церковь, вероятно, была Елизаветы Григорьевны, человека глубоко религиозного. В. Д. Поленов предложил взять за образец Новгородский храм Спаса Нередицкого. Он и я конкурировали в составлении проекта церкви. Мой рисунок вышел более в московском характере, чем в новгородском, но в семейном жюри к исполнению был принят мой эскиз с некоторыми изменениями.
Летом сделали закладку, и на другой год храм был уже готов. Все мы, художники Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, основавшая в Абрамцеве известную столярную художественную мастерскую, Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина — от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши шили, вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню. Своей работой он помогал нам только в свободное время, приезжал к нам к вечеру и по праздникам, т. к. вел в это время великое общественное и ответственное дело постройки Северной дороги. В наезды свои, конечно, всех воодушевлял.

Подъем энергии и художественного творчества был необычайным: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только Абрамцевская малая художественная дружеская семья и кружок. Но что за беда? — дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере.


Работа кипела. Поленов создал прекрасный иконостас строгого новгородского стиля и орнамента, можно сказать, образец своего рода.
Написал он также на вратах «Благовещение», одно из его прекраснейших произведений.
 

 Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом. Е.Д. Поленова.
 
Надвратный образ Спаса Нерукотворного, выполненный В.Д. Поленовым в технике майолики.
 
 
 

Впоследствии, тоже по эскизу В.М. Васнецова, была достроена часовня, над могилой Андрея Мамонтова, сына Саввы Мамонтова, умершего в 1891 г.
 

Вера Мамонтова, Елизавета Мамонтова, сын Веры - Сергей и 
сам Савва Мамонтов, похоронены тоже здесь, у церкви.
В отличие от построек эклектичного «русского стиля», абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна.
 
Источник http://tvkultura.ru/article/show/article_id/125722

В Абрамцево открылась после реставрации церковь Спаса Нерукотворного

 
Видео http://tvkultura.ru/article/show/article_id/125722

В знаменитом подмосковном музее-усадьбе Абрамцево открылась после реставрации церковь Спаса Нерукотворного. Это небольшой храм Мамонтовых, владельцев усадьбы. Работы по его строительству начались в 1881 году. Виктор Васнецов, который был одним из оформителей этой архитектурной сказки, вспоминал: «Все мы: Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его – принялись за работу дружно, воодушевленно». История подтверждает огромный личный вклад членов семей художников и промышленника, жён, детей в строительство церкви. Чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, вышивали хоругви. «Подъём энергии и художественного творчества, – пишет Васнецов, – был необыкновенный: работали без устали, с соревнованием, бескорыстно».

Правнук Саввы Мамонтова и внук той самой знаменитой «девочки с персиками» – Веры Мамонтовой – спешит к отреставрированной часовне. Масса воспоминаний о месте, очень важном для истории семьи, и теперь здесь, похоже, все так, как при жизни основателя этой большой династии.

«Должен сказать, что душой моя мать всегда находилась в Абрамцево – здесь прошло её детство, и те люди, которые здесь были, остались в ней навсегда», – вспоминает правнук Саввы Мамонтова, Иван Чернышов.

Церковь считается первым произведением русского модерна, последний раз реставрировалась к Олимпиаде 80-го года – после той, олимпийской, реставрации никаких специальных работ не проводилось, и к 2013 году специалисты столкнулись с целым рядом проблем.

«Когда мы начали работать, церковь была в неудовлетворительном состоянии – осел фундамент и пошли трещины по стенам, сводам, васнецовским полам. Одна из самых интересных находок – первоначальный цвет: стены не были белыми, и постройки, автором которых был Васнецов, – все были обычно раскрашены», – рассказывает главный архитектор проекта реставрации Марина Горячева.

«Возникало много всяких споров, в процессе реставрации мы много узнали об этом памятнике. Очень много споров было по поводу цвета стен», – делится главный архитектор музея-усадьбы Абрамцево Юрий Серёгин.

История часовни начинается с реки Воря, которая находится внизу. В 1880 году она так сильно разлилась, что жители окрестных деревень просто не смогли попасть на службу в церковь – она находилась за рекой. Тогда-то Савве Мамонтову и пришла идея устроить здесь часовню. Через год начались строительные работы.

Изразцы теперь намного ярче, а внутри, в алтарном окне, воссоздан уникальный витраж, сделанный по рисунку Андрея Мамонтова – его восстановили по одной из фотографий. И Поленов, и Врубель, и Васнецов, и сам Савва Мамонтов создавали всё внутреннее убранство часовни.

«Здесь уникальный иконостас, здесь сохранилось большинство икон, и они находятся на своих местах – Репина, Васнецова и Поленова. Сейчас мы попытались сохранить то, что было найдено нашими сотрудниками, и восполнить», – отмечает директор музея-усадьбы Абрамцево Елена Воронина.

Часовня в Абрамцево открывает свои двери для церковных служб не чаще десяти раз в год – в основном, в памятные для семьи Мамонтовых дни. И после реставрации эта традиция останется.