- Details
-
Written by Super User
-
Category: Книги об иконописании, иконах и иконописцах
-
Published: 22 July 2017
-
Hits: 3878
источник http://simeonn.livejournal.com/3386.html
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево была построена в 1881-1882 гг. Началось все с того, что в 1880 г. река Воря, на которой стоит Абрамцево разлилась и жители окрестных деревень, не могли попасть на пасхальную службу в ближайшие церкви, поэтому пришли в усадьбу, зная, что там будет служиться служба. Тогда абрамцевскому кружку и пришла мысль построить храм, но в 1880 г. она не реализовалась. "В 1881 году была опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов", - вспоминала Н. В. Поленова.
Далее уже идут воспоминания В.М. Васнецова.
"Идея соорудить церковь, вероятно, была Елизаветы Григорьевны, человека глубоко религиозного. В. Д. Поленов предложил взять за образец Новгородский храм Спаса Нередицкого. Он и я конкурировали в составлении проекта церкви. Мой рисунок вышел более в московском характере, чем в новгородском, но в семейном жюри к исполнению был принят мой эскиз с некоторыми изменениями.
Летом сделали закладку, и на другой год храм был уже готов. Все мы, художники Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, основавшая в Абрамцеве известную столярную художественную мастерскую, Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина — от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши шили, вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню. Своей работой он помогал нам только в свободное время, приезжал к нам к вечеру и по праздникам, т. к. вел в это время великое общественное и ответственное дело постройки Северной дороги. В наезды свои, конечно, всех воодушевлял.
Подъем энергии и художественного творчества был необычайным: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только Абрамцевская малая художественная дружеская семья и кружок. Но что за беда? — дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере.
Работа кипела. Поленов создал прекрасный иконостас строгого новгородского стиля и орнамента, можно сказать, образец своего рода.
Написал он также на вратах «Благовещение», одно из его прекраснейших произведений.
Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом. Е.Д. Поленова.
Надвратный образ Спаса Нерукотворного, выполненный В.Д. Поленовым в технике майолики.
Впоследствии, тоже по эскизу В.М. Васнецова, была достроена часовня, над могилой Андрея Мамонтова, сына Саввы Мамонтова, умершего в 1891 г.
Вера Мамонтова, Елизавета Мамонтова, сын Веры - Сергей и сам Савва Мамонтов, похоронены тоже здесь, у церкви.
В отличие от построек эклектичного «русского стиля», абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна.
В Абрамцево открылась после реставрации церковь Спаса Нерукотворного
В знаменитом подмосковном музее-усадьбе Абрамцево открылась после реставрации церковь Спаса Нерукотворного. Это небольшой храм Мамонтовых, владельцев усадьбы. Работы по его строительству начались в 1881 году. Виктор Васнецов, который был одним из оформителей этой архитектурной сказки, вспоминал: «Все мы: Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его – принялись за работу дружно, воодушевленно». История подтверждает огромный личный вклад членов семей художников и промышленника, жён, детей в строительство церкви. Чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, вышивали хоругви. «Подъём энергии и художественного творчества, – пишет Васнецов, – был необыкновенный: работали без устали, с соревнованием, бескорыстно».
Правнук Саввы Мамонтова и внук той самой знаменитой «девочки с персиками» – Веры Мамонтовой – спешит к отреставрированной часовне. Масса воспоминаний о месте, очень важном для истории семьи, и теперь здесь, похоже, все так, как при жизни основателя этой большой династии.
«Должен сказать, что душой моя мать всегда находилась в Абрамцево – здесь прошло её детство, и те люди, которые здесь были, остались в ней навсегда», – вспоминает правнук Саввы Мамонтова, Иван Чернышов.
Церковь считается первым произведением русского модерна, последний раз реставрировалась к Олимпиаде 80-го года – после той, олимпийской, реставрации никаких специальных работ не проводилось, и к 2013 году специалисты столкнулись с целым рядом проблем.
«Когда мы начали работать, церковь была в неудовлетворительном состоянии – осел фундамент и пошли трещины по стенам, сводам, васнецовским полам. Одна из самых интересных находок – первоначальный цвет: стены не были белыми, и постройки, автором которых был Васнецов, – все были обычно раскрашены», – рассказывает главный архитектор проекта реставрации Марина Горячева.
«Возникало много всяких споров, в процессе реставрации мы много узнали об этом памятнике. Очень много споров было по поводу цвета стен», – делится главный архитектор музея-усадьбы Абрамцево Юрий Серёгин.
История часовни начинается с реки Воря, которая находится внизу. В 1880 году она так сильно разлилась, что жители окрестных деревень просто не смогли попасть на службу в церковь – она находилась за рекой. Тогда-то Савве Мамонтову и пришла идея устроить здесь часовню. Через год начались строительные работы.
Изразцы теперь намного ярче, а внутри, в алтарном окне, воссоздан уникальный витраж, сделанный по рисунку Андрея Мамонтова – его восстановили по одной из фотографий. И Поленов, и Врубель, и Васнецов, и сам Савва Мамонтов создавали всё внутреннее убранство часовни.
«Здесь уникальный иконостас, здесь сохранилось большинство икон, и они находятся на своих местах – Репина, Васнецова и Поленова. Сейчас мы попытались сохранить то, что было найдено нашими сотрудниками, и восполнить», – отмечает директор музея-усадьбы Абрамцево Елена Воронина.
Часовня в Абрамцево открывает свои двери для церковных служб не чаще десяти раз в год – в основном, в памятные для семьи Мамонтовых дни. И после реставрации эта традиция останется.