Print 

http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70191.htm


И. Крамской. Портрет А.И. Морозова

Странно, но Александра Ивановича Морозова такие крупные живописцы, как А.Н. Бенуа и И.Э. Грабарь, знатоки искусства и художественные критики, называли «запоздалым венециановцем». Не потому, что «венециановцем», а потому, что «запоздалым», ибо идиллический мир А. Венецианова и его сподвижников, с внутренней теплотой и внешним очарованием их картин, имеет полное право на появление и во второй половине XIX века, и в многоликом веке XX, и в наши дни.
Свое окончание Академии художеств Александр Морозов отметил участием в «Бунте четырнадцати», отказавшись вместе с И. Крамским и другими двенадцатью выпускниками работать над дипломной картиной по заданной сверху теме. Далее учреждение петербургской Артели художников. Однако членом естественного преемника Артели — организации Товарищества передвижных художественных выставок — А.И. Морозов не стал. Впрочем, подготовка молодого художника была настолько хороша, что через год после выхода из Академии он создает едва ли не лучшее свое полотно — представленный здесь «Выход из церкви в Пскове».
 
Жанровая по теме, многофигурная по построению, с чудесной передачей интенсивного солнечного света картина вызвала исключительно доброжелательное отношение и критики, и зрителей. Картину для своей коллекции приобрел П.М. Третьяков, что являлось особым знаком качества живописных полотен. К сожалению, А.И. Морозов написал совсем немного своих замечательных картин. Необходимость иметь постоянный заработок обязывала его заниматься работой преподавателя рисования в далеко не художественных училищах, давать частные уроки, писать по заказу портреты и иконы, заведомо невысокого художественного уровня. Так и вошел А.И. Морозов в историю русской живописи автором небольшого числа картин, высокий уровень исполнения которых делает их желанными экспонатами многих отечественных музеев.
 

   
А. Морозов. Выход из церкви во Пскове. 1864

Разница между иконой и картиной