Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 ИСТОЧНИК http://ruvera.ru/kadilo_kaceya

Во время православного богослужения совершается каждение всего храма и молящихся. На горящие угли, лежащие в кадиле, священнослужители кладут ладан, который при сгорании дает фимиам, благовонный дым. Издавна во время домашней молитвы использовались кацеи — ручные кадильницы. В настоящее время их используют преимущественно безпоповцы.

Не следует путать кадило с паникадилом — светильником в храме, на котором в определенные моменты службы возжигают свечи или лампады.

       

История появления христианского кадила

Присутствие кадила в числе церковной утвари и аромат благовонного фимиама во время службы стали для нас привычным и традиционным. Кажется, что всё это существовало в Церкви всегда. Однако каждение не сразу стало частью христианского богослужения. Первоначально христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, а воскурение благовоний ассоциировалось с иудейскими и языческими традициями.

     

Иудеи совершали каждение только в Иерусалимском храме: золотым совком они сыпали ладан на горящие угли в большом каменном жертвеннике перед святилищем. В дни Ирода совок для каждения был заменен на подобие сковороды.

Для воскурения благовоний язычники использовали каменные жертвенники, на которые клали горящие угли. В помещениях и на кладбищах пользовались бронзовыми или глиняными емкостями с полой ручкой в виде трубки, через которую раздували угли. Традиция иметь в богатых домах курильницы для благовоний, представляющие из себя бронзовые неглубокие чаши на высоких ножках, распространилась из Египта. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках.

Жития святых свидетельствуют о том, что христиане терпели любые мучения, но не соглашались принести ладан в жертву языческим божествам. В Римской империи христиан преследовали за отказ возжигать ладан перед изображением императора, ведь тем самым они отрицали его божественность.

Христиане начали использовать кадильницы во второй половине V века, когда стали проводиться торжественные шествия, которые можно сравнить с современными Крестными ходами. Первые христианские кадильницы выглядели скромно. Это были бронзовые чаши с плоскими, длинными ручками или невысокие цилиндры с ручками. Появились также золотые и серебряные стационарные кадильницы в виде различных архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, чтобы он не потух. Такие стационарные кадильницы устанавливали на невысоких постаментах у алтаря.

Первые кадильницы на цепочках появились с VI века. Церковное богослужение развивалось, и каждение стало важной его частью. С этого времени кадильнице придают особое значение, оно уже представляет собой серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые.

В современном христианском понимании кадило символизирует вместилище Невместимого — Пресвятую Богородицу, от которой вознеслось миру Христово благоухание. Именно поэтому во многих молитвословиях Богоматерь именуют благоуханным кадилом: «О, Пресвятая Госпоже Богородице, девственная похвало, цвете прекрасныи, благоуханное кадило, рождьшая нам Христа Бога нашего, пресветлое Солнце...» (из молитвы к Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы).

  

Возносящийся фимиам символизирует молитвы христиан, восходящие на Небеса, напоминает о древней праведной жертве Авеля и ассоциируется с присутствием Бога в виде огненного дымного столба, который сопровождал Ковчег Завета днём и ночью. Ладан, среди прочих других даров, принесли Богомладенцу и волхвы, которые пришли поклониться Христу. Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14).

О каждении пишет апостол и евангелист  Иоанн Богослов в 21 главе Апокалипсиса:

И другии Ангел прииде, и ста пред олтарем имеяи кадильницу злату.

Ангелу было дано множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который был перед престолом, и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела перед Богом.

О кадиле читаем в 140 псалме Давыда:

Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою. Воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

На Руси кадильницы на цепочках были известны уже в ΧΙ веке, о чем свидетельствуют источники — Устав Софийского Новгородского собора, а также другие уставы древних монастырей.

С XV века кадило приобретает форму храма и ассоциируется с образом небесного Иерусалима.

Самые дорогие кадильницы в виде моделей храмов из серебра и золота изготавливали в дар монастырям и соборам в царских мастерских, начиная с XVII века. Это были настоящие произведения ювелирного искусства, украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями.

  

Изображения кадила в иконографии

В иконографии с кадилом изображаются святой архидиакон первомученик Стефан, побитый камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года, а также святой диакон Лаврентий, пострадавший при императоре Валериане в 258 году.

С кадилом изображался и первый библейский первосвященник Аарон.

Святой  мученик Закхей, диакон Гадаринский, пострадавший при императоре Диоклетиане (284–305), на иконах также изображается с кадилом.

  

Кацея

При богослужении мирянским чином у поповцев, а также повсеместно у безпоповцев каждение производится только ручной кадильницей — кацеей. В обоих случаях молитвы, которые по Уставу должен произносить священник, опускаются. Кацеи существовали в древности на востоке и на Руси ещё до появления кадил на цепочках и представляли собой ковши с длинными рукоятками. Каждение икон мирянами с помощью ручных кадильниц было широко распространено в греческой церкви еще в первые века христианства.

  

Однако кацея  не только мирянская кадильница. В келье ею пользовались даже патриархи. В дораскольном чине святительской хиротонии, изданном при патриархе Филарете, указано, что патриарх кадит в своей крестовой палате иконы и собравшихся его поздравлять царя и архиереев именно кацеей.

Кацеями пользовались во время келейной молитвы инокини-схимницы Русской Православной старообрядческой Церкви еще во второй половине XX века. Однако традиция пришла в забвение, и многие староверы стали думать, что домашнее каждение кацеей — обычай безпоповский.

Существование обычая мирянского каждения кацеей подтверждается также многочисленными находками домашних кадильниц в традиционных поселениях поповцев, в частности, в Гуслице.

За отсутствием священника, но с его благословения, разрешается совершать каждение ручною кадильницею; в древней Церкви, даже в присутствии священника и с его благословения, каждение совершал пономарь на 3-й песни канона. («Златоструй», 1912, № 7).

«Когда среди православных христиан была скудость в священстве, уставщики во многих местах совершали каждение, творя кадильницей крест и затем поклоняясь. Самое лучшее — поступать так, как уже установилось в обычае в данной местности. («Церковь», 1912, № 35).

ИСТОЧНИК http://dishupravoslaviem.ru/chto-simvoliziruet-kadilo-i-kazhdenie/

Что символизирует кадило и каждение?

Автор: Анатолий Баданов

Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония. Кадило – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным. Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих. Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться. Вслед за благовестом начинается в храме часть бдения, которую можно назвать безмолвною. Она состоит в каждении всего храма. То, что каждение это, требующее немало времени, полагается производить все до начала самой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, которые пред ним приглашаются встать, равно как обстоятельность, с какою описывается это каждение в Типиконе, — все это делает из каждения как бы особую службу, предшествующую всенощному бдению и подготовляющую к нему, подобно тому как подготовляет к нему и благовест. Подготовление там и здесь различного рода, но от этого оно тем всестороннее.

Благовест подготовляет верующих к службе звуками — музыкой. Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама.

Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

В св. Софии Константинопольской, по крайней мере пред богослужением, на котором присутствовал царь, производилось наполнение храма благовониями из особых отверстий в полу. В «Книге Паломник» архиеп. Новгородского Антония (XII в.), рассказывается об этом так: «Церковь мощена красным мрамором, а под нею доплеко (второй пол), и подходят человецы и учинено сквозе мрамор проходи. И егда внидет царь в церковь ту, тогда понесут под испод много ксилолоя (алоэ) темьяна (фимиама) и кладут на углие и исходит воня проходы теми во церковь на воздух» . По уставу грузин. Шиомгвимского мон. XIII в. кандиловжигатель между первым и вторым звоном ко всенощной кадит церковь Особенности настоящего каждения: а) совершитель его Так как каждение в начале бдения первое в круге суточных служб, то оно совершается с особою торжественностью и описано с тою же подробностью, как в 22 гл. Типикона, посвященной каждению специально. На начало бдения каждение (как и возглас «Слава Святей…») перенесено с начала утрени. Посему, как и там, оно совершается священником, а не диаконом, — ввиду особой важности момента. (Ср. полиелей; на литургии кадит диакон, так как священник занят более важными священнодействиями). Историческое основание для совершения настоящего каждения именно священником — то, что утреня и вечерня совершались без той торжественности, с какой литургия, а потому без диакона; а в монастырях не всегда и бывал диакон. б) Свеча при каждении Другую особенность настоящего каждения, тоже общую у него с каждением в начале утрени и полиелейным, составляет преднесение кадящему священнику свечи. На вечерне, как службе менее торжественной, чем утреня, каждение совершается без свечи; на литургии же каждение отступает на второй план перед другими более священными действиями и потому совершается с меньшею торжественностью, тоже без свечи.

Историческим основанием этой разницы является то, что утреня, с начала которой перенесено настоящее каждение на начало бдения, всегда начиналась ночью, до рассвета, когда ходить по храму и всем его нефам и нельзя было без светильника; вечерня же и литургия совершалась всегда днем. Но так как каждение в начале бдения, как и утрени, не должно быть все же столь торжественно, как на полиелее, то светильник указано носить при каждении не диакону, как на полиелее, а параекклисиарху или кандиловжигателю. Впрочем, далее в скобках Типикон замечает, что в соборах и приходских храмах «действует сия диакон».

В Киево-Печерской лавре только в начале утрени свечу предносит кадящему священнику инок в мантии, на бдении же диакон. Историческое основание для уставного требования, чтобы кадящему священнику предшествовал со свечой параекклисиарх, а не диакон, — то, что бдение за отсутствием диаконов совершалось большей частью одним священником. На полиелее же иначе, потому что полиелей введен в службу, когда в монастырях большей частью имелись диаконы.

Частнее каждение пред бдением Типикон описывает следующим образом. Кандиловжигатель или параекклисиарх после благовеста зажигает свечу в подсвечнике и ставит ее пред царскими дверьми. В приходских церквах и в тех монастырях, где всенощную начинает диакон со священником, свечу носит диакон, который предносит ее священнику и при каждении алтаря. В греческом уставе Шиомгвимского мон. XIII в. нет этого замечания о свече (кандиловжигатель прямо берет ее в руки пред возгласом). В рукописных греч. и слав. Типиконах XIII–XIV в. указывалось эту свечу или лампаду ставить среди церкви . В Типиконах XV и XVI вв. указывается ставить ее или «прямо царским дверем поблизко» , или «посреде церкви прямо царским дверем» . Так и в первых печатных изданиях устава. Царскими дверями называются главные двери из притвора в храм; они, следовательно, разумеются и здесь, почему свеча, стоящая пред ними, оказывается среди храма. В правленом экземпляре устава для издания 1672 г. слова «посреде церкве» и «поблизко» зачеркнуты и начиная с этого издания не вносятся в устав (в старообрядческом уставе сохранены), очевидно, потому, что под царскими дверями стали разуметь алтарные.

Информация взята из миссионерского православного портала - www.dishupravoslaviem.ru

 

Что такое фимиам?

Как использовать ладан дома?

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений