Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://www.culturalnet.ru/main/person/1350

Страна:  Россия    Город: Томск

Место работы:  Национальный исследовательский Томский политехнический университет, интернет-лицей

Должность:  Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

Другое место работы:  Национальный исследовательский Томский государственный университет, лаборатория междисциплинарных исследований

Ученая степень:  кандидат философских наук

 

Источник http://www.k-istine.ru/base_faith/holidays/christmas_koliada.htm

Тексты 46 известных колядок. История колядования у христианских народов. Разоблачение неоязыческих мифов о том, что колядование имеет языческую основу и связано с некими славянскими богами.

Колядки и Рождество

Колядка - рождественская обрядовая песня. Откуда взялись христианские колядки - рассказывает Даниил Крапчунов, художественный руководитель томского арт-проекта "Васильев вечер"




Видео "Святки: христианское и языческое в народной культуре"

На Святках часто вспоминают о, якобы, "могучем наследии" дохристианской Руси. Главными героями в эти дни испокон веку являются колядовщики. И тут-то как раз и можно со всех сторон услышать, что колядки – это якобы языческие отголоски, что чуть ли ни следы культа бога Коляды. Однако при этом колядовщики, столетиями оглашали города и села вестью о рожденном Младенце Христе. Рождественская тематика – пусть не единственное, но основное содержание их песен. Они возвещали мир и радость людям, а хозяевам домов, в которые приходили колядовать, желали долголетия, здоровья и процветания во всём.

Васильев вечер: колядки и проведение рождественского вертепа

Славянский бог Коляда появляется в нашем распоряжении исключительно на основании припевов-рефренов рождественских колядок: "Колида, ходили гуляли колядовщички…". Более того, таким же образом в распоряжении исследователей, а так же почитателей славянской древности появляется еще целый ряд якобы славянских мифологических персонажей – божеств: Таусень, Леля, Лада, например. Эти имена так же являются, на самом деле, припевами святочных или иных песен. И все бы ничего, если бы не было возможности посмотреть, как празднуют Рождество и Святки в других странах. Например, у македонцев и болгар по улицам на святках ходят "коледари".



Но болгары и македонцы – славяне - ближайшие родственники наших предков, а значит, такое совпадение может быть объяснено близким родством, то есть общим языческим прошлым. С другой стороны, в Греции на Рождество и, в особенности, на наш Старый Новый год (или "Васильев вечер" по-народному календарю) поют колядки. Само колядование у греков, совсем не родственников славян, называется "каланда".



Значит, или мы заимствовали с принятием христианства от греков этот обычай или придется признать - они от нас. Первое куда более вероятно. И этому есть еще одно доказательство. В Румынии и Молдавии на святках тоже есть "коли́нда". Более того, не так давно ЮНЕСКО признала обряд колядования у румын и молдаван всемирным культурным наследием. Видимо, прав был исследователь и знаток русских народных обычаев И.П. Калинский, когда сто с лишним лет назад писал в книге "Церковно-народный месяцеслов на Руси" о том, что слово колядки и сама коляда происходят от латинского "calenda", - начало месяца.



В свою очередь, это слово в латинском языке произошло от греческого слова καλώ - "зову, призываю". Обычай сформировался в Древней Греции раньше, чем в Древнем Риме, так "славили" начало месяца или другого важного периода. Для христиан сопоставимым по значимости периодом к 4 веку стало Рождество. Согласно древней греческой традиции, теперь уже рождественский припев буквально выкрикивали. Интересно, что до сих пор, пожилые информанты в деревнях так и говорят, что в старину они "коляду кликали", то есть выкрикивали слово "коледа".




Точно также как коляду, в южных областях России "кричали" "таусеньки". Припевы в рождественских колядках на юге звучали как "Тааусень", "Баусень", "Овсень"… Один из отечественных лингвистов убедительно возводит происхождение такого припева к христианскому слову "осанна", попавшему в нашу культуру все от тех же греков. 

Интересно, что у грузин, есть давняя традиция, согласно которой на Рождество верующие организуют шествие или "крестный ход" под названием "Алило". Происхождение этого припева понятно даже без специального лингвистического образования. Кстати, вполне вероятно, что припевы русских песен, на основании которых под пером исследователей появились богини Лада и Леля, созвучны грузинской традиции "Алило".

Среди припевов святочных песнопений чаще других встречается стих "Радуйся земля, веселись небо - Сын Божий Родился". Встречаются и другие припевы-рефрены, например, рассказывающие о том, что Рай открылся, что люди находятся как бы среди райского моря. И в Словакии колядовщики на святках носят с собой кроме вертепа предметы, напоминающие о Рае.

Иными вариантами припевов к рассказам на евангельскую тему рождества и благопожеланиям были "Виноградия" и "Щедрики". Накануне Нового года, вернее, старого Нового года, то есть Васильева дня, колядовщики все в тех же колядках пели припев "Щедрый вечер, добрый вечер". И тут все понятно, накануне памяти Василия Великого (который, надо сказать, и является для греков и других православных народов аналогом нашего деда Мороза или европейско-американского Санты) не было поста в отличие от рождественского или крещенского сочельников и столы в канун этого праздника ломились от еды, особенно скоромной, непостной. На основании таких припевов (щедрик, щедрый вечер, святой вечер, добрый вечер) нет необходимости утверждать, что Щедрик или Васильев вечер – это славянское божество. Дело в том, что значение этих припевов остается понятным большинству современников. Со временем же, значение припевов, без перевода усвоенных от греков, болгар, и, возможно, даже ирландцев, крестивших Русь, забылось.

Точно также забылись значения орнаментов на рушниках в виде двуглавого орла, или значение елки, рождественского дерева, забылись настолько, что их введение стали усваивать Петру Первому. На самом деле, введению этих общехристианских традиций и обрядов мы обязаны, судя по всему, князю Владимиру. На Святках колядовщики в России носили с собой ящик, кукольный театр, называемый вертеп, так как в нем разыгрывали события Рождения Христа в пещере, вертепе, близ Иерусалима. На западной Украине сцены вертепа разыгрывают люди, а не куклы, но звучат те же диалоги и те же колядки, что и в России во время показа рождественской драмы. 

Обычно можно услышать о том, что вертеп пришел к нам из Европы, через Украину и Беларусь, как копия католических мистерий. Однако очень убедительно звучит предположение И. Уваровой, о том, что именно вертеп, ящик в котором куклы разыгрывают сцены божественного замысла, был показан князю Владимиру при выборе им веры. Таким образом, колядки, могли зазвучать на Руси уже вместе с появлением христианства. Кстати, и белорусское название святочного вертепа "батлейка" тоже связано с названием города, прославившегося благодаря Рождению Христа - Вифлеема. 

Святочные традиции, колядки – это лишь один из немногих примеров того, что сближает нас не только со всеми славянами, православными греками и румынами, но даже албанцами и французами – в средневековой Европе существовали рождественские организации, братства, такие же, как объединения, ватаги, колядовщиков на Руси. Колядки - это не отголоски культа Коляды, а самое что ни на есть подлинное общеевропейское и даже больше, мировое культурное наследие, носителем и хранителем которого уже тысячу с небольшим лет являемся по праву и мы. И чем больше и глубже сегодня мы будем знать свои традиции, корни, тем больше видеть общего с окружающими нас народами, а не придумывать несуществовавших богов для наших предков.

Даниил Крапчунов
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 09.01.2017

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

"Приидите, возрадуемся Господеви". Иконография Рождества Христова

Традиции и история рождественского вертепа

Поклонение волхвов

Новогодний волшебник Дед Мороз или Санта Клаус был греком

Рождественский фестиваль в Москве 2018-2019 года

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений