Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://studbooks.net/678576/kulturologiya/pskovskaya_shkola_ikonopisi#328

Среди сокровищ отечественной культуры, хранящихся в музеях страны, русской иконе принадлежит одно из первых мест.

С древних досок смотрит на нас своеобразный мир, созданный безымянными мастерами.

Большинство памятников древней живописи не дошли до наших дней, но северные русские земли стали в этом смысле исключением. Они не подверглись в XIII веке такому разрушению, как остальные. Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено. 

В XVI веке Псков вошел в состав Московского государства. С этого времени в псковской живописи сочетаются московские и местные традиции. Правда, это не привело к утрате своеобразия псковской живописи. 

Псковский искусствовед И. Родникова пишет: "... жизнестойкость собственных традиций почти всегда оказывалась сильнее; псковское искусство избежало нивелировки и в лучших образцах не обнаруживает признаков упадка, оставаясь значительным художественным явлением".

Основа собрания икон была заложена в 1876 году.

Самые значительные поступления памятников иконописи приходятся 1919 - 1930 годы, период массового закрытия церквей. В 1926 - 1928 годах многие самые выдающиеся псковские иконы навсегда покинули Псков - они были вывезены на реставрацию в Москву, где и остались. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов большая часть собрания икон Псковского Музея Заповедника пострадала. Некоторые ценные иконы волей случая при возвращении оказались в Музеях Москвы и Новгорода.

В 1960 году произошло последнее пополнение музейного фонда в результате экспедиций по заброшенным и разрушенным храмам Псковской области.

Сегодня Псковский музей заповедник - один из крупных музеев страны, владеющий ценнейшими памятниками - наиболее полной коллекцией псковской иконописи.

Псковская икона уже давно признана самобытным художественным явлением. Специфические черты, характеризующие псковскую живопись, во многом связаны с историей псковской земли.

Периоды иконописи Пскова

 Древний Псков счастливо избежал татарского ига и вместе с Новгородом сохранил основы своей культуры. Город подвергался частым набегам западных соседей и сокрушительным пожарам.

 Середина XIV века - время обретения политической самостоятельности Пскова, время зарождения самостоятельной культуры, местных особенностей иконописи. Главный признак: драматизм, эмоционально-насыщенное состояние персонажей, аскетически напряженный мир которых был сродни мироощущениям жителей Псковской земли, лишенных благодушия и душевной гармонии. Покаяние и молитвы были насущной потребностью каждого, уповающего на спасение души. Об этом свидетельствуют псковские иконы. Им присущи высокое умозрительное начало, которое сказывается в особой одухотворенности строгих ликов святых, как бы опаленных неукротимым внутренним огнем веры, самобытные иконографические изводы, живописный темперамент, проявляющийся в энергичных переливах глубоких и сильных колеров, в смелой лепке форм, в загадочном свечении бликов, в золотом сиянии ассиста. Разрабатывая свои излюбленные сочетания ясной киновари с голубоватой празеленью, желтыми и красно-коричневыми охрами, псковские мастера наделяют их чрезвычайной интенсивностью. Колорит псковских икон связан с использованием преимущественно красок местного происхождения - охр разных оттенков. Палитра их поистине уникальна. Эти черты Древней Руси объясняют ее жизнестойкость и авторитет вплоть до конца XVI века. Экспозицию древнерусской живописи открывает небольшая краснофонная икона середины XIV века "Спас Воздержитель" или "Спас Елиазаровский". 

Концом XIV - концом XV века датируется икона "Святая Ульяна". Часть лика утрачена. Величественная фигура, крупная, с широкими плечами. Лик притягивает внутренним горением, как будто бы иссушившим строгие черты. Пластика лица разработана в типичной псковской традиции: узкий овал, подчеркнутый белильными движками, тонкий удлиненный нос с характерным расширением к низу, темные треугольные глазницы.

 По мнению искусствоведа М. Алпатова, иконопись Пскова можно условно разделить на следующие периоды:

 1ый - древнейшая иконопись, которая датируется концом XIII - первой половиной XIV века: "Богоматерь Одигитрия" начало XIV века (см. Приложение 1), "Илья пророк в пустыне с житием и Деисусом" вторая половина XIII века;

 2ой - конец XIV - XV века: "Спас Елеазаровский" середина XIV века;

 3ий - XV - середина XVI века: "Избранные святые Параскева Пятница, Варвара и Ульяна", "Собор Богоматери" начало XV века;

 4ый - середина XVI - конец XVI века: "Рождество Христово" (см. Приложение 2) XVI век.

 Все сохранившиеся иконы свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений