Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Чудотворные иконы Афона

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://www.orthodox-shop.ru/articles/5

Об отношении к иконописанию на Афоне говорит грамота Иверского монастыря, сопровождавшая в Москву копию Иверской чудотворной иконы Божией Матери: «Как есми приехал в наш монастырь (настоятель Пахомий), собрав всю свою братию 365 братов и сотворили есьмя великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипариснаго древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи преподобному иконосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую и священную икону». Далее в грамоте описывается, что иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, а «братия по-дважды в неделю совершали всенощныя моления и по вся дни литургии».

Св. Димитрий, XIV век
Св. Димитрий, XIV век, монастырь Ватопед, автор Мануил Панселинос
На Святой Горе Афон находится богатейшее собрание византийской и поствизантийской иконописи. По этим работам можно проследить историю рукописных икон на Афоне и в Греции. Наиболее древние работы датируются XI веком, это иконы пяти мучеников Севастийских и св. Пантелеимона в монастыре Великая Лавра, мозаики «Благовещение» и «Деисус» в Храме Ватопедского монастыря. С XII века сохранились мозаичные иконы Св. Георгия и Св. Димитрия в монастыре Ксенофон, Богоматерь Одигитрия в Хиландаре, икона св. Николая в Ставрониките.
В XIII-XIV в.в. распространение получили иконы македонской школы с центром в Салонниках. Они отличаются реализмом в написании образов и стремлением отобразить их переживания и внутренний мир. Больше внимания стало уделяться композиции заднего плана, появились пейзажи в качестве фона икон. Ведущим иконописцем македонской школы был Мануил Панселинос, кисти которого приписываются фрески в соборе Протата, монастырях Ватопед, Пантократор, Великая Лавра. Множество фресок и икон македонской школы находится в Хиландаре и других монастырях Афона.

Спас Вседержитель, XIII век
Спас Вседержитель, XIII век, монастырь Хиландар
После падения Константинополя икона стала предметом самоидентификации православных греков в Османской империи и одним из средств их укрепления в вере. Иконопись стала запрещенным искусством, немало греков приняли мученическую смерть с иконами в руках. Но Святая гора Афон и при османах осталась монашеской республикой, живущей по Византийским уставам. Еще до падения Константинополя афонские монахи получили охранную грамоту Мурада II. В условиях запрета православия в Османской империи афонские монахи сохраняли традиции иконописи и продолжали росписи афонских монастырей. Отдельные заказы на рукописные иконы поступали из Москвы, провозгласившей себя к тому времени третьим Римом. Так в 1647 г. на Афоне по заказу тогдашнего архимандрита Новоспасского монастыря Никона, будущего патриарха, была написана копия Иверской иконы Божией Матери. Эта икона находится сейчас в Новодевичьем монастыре в Москве.

Центром иконописания в XV-XVII веках стал Крит, куда в 1453 году под защиту венецианцев бежали многие художники. В ранний период критская школа характеризовалась аскетичным и строгим стилем иконографии, благородством ликов. Ведущим иконописцем этого направления был Феофан Стрилитсас из Ираклиона, который расписывал Храм Великой Лавры, а также монастырь Ставроникита в 30-е годы XVI века. Другие известные иконописцы критской школы Михаил Дамаскин, Ефросинос, Теофанис расписывали монастыри Ставроникита, Дионисиат, Великую Лавру. Впоследствии на художников Критской школы оказала большое влияние культура Ренессанса. В многочисленных иконописных мастерских Крита писалось до тысячи икон в год по заказам не только православных монастырей и греческой диаспоры в Средиземноморье, но и католических монастырей и общин Италии. При этом стиль икон для православных и католиков очень отличался. Критские иконописцы стали по примеру художников Ренессанса подписывать свои иконы. Искусствоведы насчитывают более 80 художников критской школы, среди них Доменикос Теотокопулос, ставший известным в Испании под именем Эль Греко - «Грек».

В XVIII веке в греческом иконописании появились две тенденции - возврат к традициям Византии и появление школы мастеров из Эпира (Янина и Кастория). Византийские традиции на Афоне возрождал монах Дионисий из Фурна, живший в одной из келий в Кареасе. Он написал множество фресок и икон, которые можно сейчас найти в монастырях Каракалла, Ватопед и музеях Греции. Дионисий оставил после себя много учеников и последователей.
Работы художников из Эпира отличало сильное влияние народных мотивов и включение элементов барокко в свои работы. Но уже к концу XVIII века их вытеснила более традиционная школа мастеров-иконописцев из Галатиста в Халкидики.
В XIX веке Греция при помощи братской России освободилась от османского ига.

На Афоне возродился Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, появились многочисленные русские скиты. Тысячи русских монахов связали свою жизнь с Афоном. Среди них были десятки талантливых художников-иконописцев. Иконописные мастерские Свято-Пантелеимонова монастыря, Андреевского скита и скита Белозерка писали иконы в узнаваемом стиле академического письма. Даже сейчас практически в каждом российском храме можно найти высоко чтимые афонские иконы. После революции монастыри и скиты потеряли связь с родиной и постепенно пришли в запустение. Традиции иконописи сохранились только в скиту Белозерка. Сейчас он Называется Буразери, там обитают греческие монахи и принадлежит он монастырю Хиландар. С уходом из жизни русских мастеров и пополнением братии за счет греков скит стал одним из центров греческого иконописания.
В XIX-XX веках появилось направление народной иконы, где сильно влияние фольклорных балканских мотивов. Они пишутся народными мастерами и до сих пор популярны в сельских районах Тракии и Македонии.

Множество икон, находящихся на Афоне, прославились своими чудесами. Наиболее известные из них «Достойно Есть» в храме Протата в столице Афона Кареас, икона «Вратарница» в часовне Иверского монастыря, икона «Троеручица» в монастыре Хиландар, икона «Скоропослушница» в монастыре Дохиар, икона «Геронтисса» в монастыре Пантократор, икона «Ктиторисса» и «Отрада и утешение» в монастыре Ватопед, икона «Кукузелисса» в Великой Лавре, иконы «Гликофилусса» в монастыре Филофей и «Одигитрия» в монастыре Костамониту.
Современные греческие иконы очень разнообразны. Гости Греции чаще всего видят писаные скорописью иконы в магазинах сувениров. Но традиции византийской иконописи сохранились в Афонских и многих других монастырях Греции, где, как и много веков назад пишут иконы с молитвой и благоговением. Как и в старину, многие российские храмы заказывают на Афоне копии известных чудотворных икон. Греческие мастера-иконописцы славятся также своим искусством шелкографии. Это дает им возможность делать более доступные работы красками по золоченному левкасу, максимально приближаясь к многовековым канонам иконописания.

Икона Божией Матери «Одигитрия», XVI век
Икона Божией Матери «Одигитрия», XVI век, Иверский монастырь, автор Теофанис Критский
Икона «Благовещение», XVI век
Икона «Благовещение», XVI век, монастырь Ставроникита, автор Теофанис Критский
Икона Божией Матери «Параклисис», XVIII век
Икона Божией Матери «Параклисис», XVIII век, монастырь Пантократор, автор Михаил Салоникийский

Святыни Афона недоступны очень многим в России, а женщинам въезд на Святую Гору запрещен. Поэтому, в рамках Года Греции в России, планируется выставка «Сокровища Афона. Шедевры и святыни из монастырей святой горы Афон»

// Л.Л. Ежов, группа компаний "Русский Афон"

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений