Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2017 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Чудотворные иконы Афона

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://www.st-tver.ru/projects/iconDraw/detail.php?ID=742
Тверская икона отмечена самобытностью и в то же время многогранностью творческих исканий и решений. Она занимала выдающееся место в культуре Северо-Восточной Руси. Художественные традиции, сформировавшиеся в Тверском княжестве в XIII –  первой половине XIV века, определили некоторые стилистические особенности древнерусской живописи в целом, отразились на развитии искусства Москвы XIV века, а позднее на художественной жизни Верхнего и Среднего Поволжья. 

И хотя утрата многих памятников осложняет изучение тверской иконы, без ясного представления о которой трудно раскрыть многие стороны развития древнерусского искусства, произведения тверских мастеров обнаруживают причастность к школам Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Ферапонтовского. 

Крупнейшими исследователями тверской иконы в настоящее время являются Л.М.Евсеева, Г.В. Попов, И.А. Кочетков, чьи труды были использованы при составлении данной статьи. 

Тверь –– древнейший город России. В самостоятельный удел Тверское княжество выделилось к середине XIII столетия. Вскоре оно превратилось в экономически независимое и сильное, создающее богатую культуру. В летописи уже в 1271 году упоминается епископская кафедра, а в 1305 году тверскому князю переходит ярлык на великое княжение Владимирское. Эти события дали толчок к необычайно быстрому культурному развитию княжества. Известно, что уже с конца XIII века в Твери велось каменное строительство. Мастера расписывали фресками стены церквей, писали иконы, украшали миниатюрами книги. Развитию местной культуры способствовала и выдающаяся фигура князя Михаила Ярославича, правившего Тверью с 1282/85 по 1318 год. Из летописей можно узнать, что князь был очень образован, он строил церкви, покровительствовал монастырям. В конце XIII или в начале XIV века по заказу Михаила Ярославича создается тверской список византийской «Хроники Георгия Амартола», в которой был помещен ктиторский портрет князя Михаила Ярославича. Как одного из авторов миниатюр «Хроники», известно имя тверского художника Прокопия. 

Также, исходя из слов летописца, узнаем о другой личности оказавшей положительное влияние на тверскую культуру. Это первый тверской епископ Симеон. Именно по его инициативе в Твери началось летописание, и был построен каменный Спасо-Преображенский1285-92 собор. Это свидетельство возрождения каменного строительства, прерванного на пятьдесят лет татарским нашествием. Древний Спасский собор не сохранился, его разобрали в XVII веке, но по летописи он был обширен и имел четыре предела. Известный исследователь древнерусской архитектуры Н. Н. Воронин на основании летописных описаний, а также данных археологических раскопок сделал вывод, что «композиция и белокаменная кладка собора, его роспись и декоративное убранство обнаруживают прямую и непосредственную зависимость от владимиро-суздальской художественной культуры». Спасский собор был главным храмом тверского княжества, центром религиозной и общественной жизни. 

Из летописного известия конца XIV века видно, что в западной части собора был «написан Авраам, Исаак, Иаков» (композиция Страшного суда). Летописец упоминает много икон, среди них «образы Спаса, Пречистыя и прочих святых». И хотя ни собор, ни древнейшие иконы не сохранились, можно предположить, что художественные работы храма 1292 года исполнили тверские иконописцы, ведь ни одна летопись не содержит сообщений о приглашении в Тверь мастеров из других городов. Также основанием для такого предположения служат сохранившиеся тверские произведения конца XIII — начала XIV века: миниатюры уже упоминавшейся «Хроники Георгия Амартола», икона «Спас Вседержитель» (находится в Третьяковской галерее), икона «Борис и Глеб» (находится Киевский музей русского искусства), связываемая сейчас с Тверью. 

В перечисленных произведениях можно увидеть характерные черты живописи, развивающиеся в более позднем тверском искусстве XIV — XV веков. Общность художественных задач и живописных приемов XIII века создает определенные трудности в разграничении той или иной живописной школы, хотя эти особенности уже намечаются. Нельзя не заметить, что Тверь обращалась к художественному наследию древнейших городов –– Киева и Владимира. Летопись неоднократно упоминает о связях с этими городами. 

Борис и Глеб. Конец XIII в. Древнейшая из тверских икон
Борис и Глеб. Конец XIII в. Древнейшая из тверских икон 

Древнейшей из тверских икон считается икона «Борис и Глеб», исполненная в последние десятилетия XIII века. По мнению исследователей, этот памятник стоит у истоков Тверской иконы. Сейчас икона «Борис и Глеб» находится в Киевском музее русского искусства. Известно, что эти святые широко почитались по всей Руси, в том числе и в Тверском княжестве. Икона была обнаружена в новгородском Саввино-Вишерском монастыре и считалась новгородской. Но, по мнению искусствоведа Г. И. Вздорнова, она произошла из города Волоколамск, исторически связанного с Тверью. Также убедительным аргументом можно считать отсутствие среди новгородских икон аналогичных ей. Стилистически же икона «Борис и Глеб» близка происходящей из Твери иконе «Спас Вседержитель». Тверская икона –– одно из самых древних изображений Бориса и Глеба, сыновей киевского князя Владимира, убитых по приказу их брата Святополка Окаянного. Она воспроизводит индивидуальность их облика, запечатленную современниками на первых киевских иконах. Лицо Бориса на Тверской иконе округло, скуласто, в нем есть мягкая сдержанность, акцент на которой был сделан и в летописном описании. Лицо Глеба с ярким греческим типом и твердостью взгляда также индивидуально. автор тверской иконы опирался на киево-владимирские традиции живописи. 

Икона написана синими и коричнево-красными красками, дополненными киноварью. Это сочетание тонов восходит к киевской системе колорита и характерно для многих памятников XIII столетия. К этой же традиции относятся серебряный фон и белые нимбы. Узоры, которыми обильно украшены одеяния святых, встречаются в таких памятниках Ростово-Суздальской земли (такие как: икона «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (Музей Московского Кремля) и «Архангел Михаил» 1300 года (Государственная Третьяковская галерея). Орнаментные мотивы узора распространены и во владимирской белокаменной резьбе. Живопись иконы одновременно и многоцветна и строга и собранна. Приемы создающие объем лица, чеканно ограничивающие форму, выявляющие объем находят аналогии в киевских древнейших памятниках. Однако в использовании движков-светов в тверской иконе перейдена та мера, которая присутствует во владимирских и киевских произведениях. Подобную насыщенность живописи чистыми белилами находим только в новгородских памятниках XII — XIII веков, но в них этот прием не служит так последовательно выявлению формы, как в исследуемом памятнике. Но исследователи не исключают определенное новгородское влияние на мастера «Бориса и Глеба», и на всю тверскую школу. Таким образом, в иконе «Борис и Глеб» раскрываются все те традиции, которые составили основу тверского искусства. 

Самостоятельным, тверским является и общее художественно решение иконы. Это произведение при всем эпическом спокойствии образов святых наполнено внутренней экспрессией. Именно она станет в будущем отличительной чертой тверской школы иконописи. В иконе «Борис и Глеб» подобная экспрессия  выражена особой светоносностью живописи, которая передается обилием пробелов (линии белил над бровями, вдоль носа и щек, разбегаются от уголков глаз). Кажется, что лица мучеников излучают свет. Такого эффекта светоносности живописи мастера всех древних школ добивались различными путями. Икона «Борис и Глеб», возможно, изображает самое первое в Твери воплощение этой художественной идеи. 

Древний памятник тверской культуры рубежа XIII - XIV веков –– миниатюры «Хроники Георгия Амартола», которые хранятся в отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки
Хроника Георгия Амартола. Страница рукописи. 

Древний памятник тверской культуры рубежа XIII — XIV веков –– миниатюры «Хроники Георгия Амартола», которые хранятся в отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки. Образцом для создания миниатюр, скорее всего, послужила древнейшая киевская рукопись хроники. В тверской рукописи 127 миниатюр в тексте, исполненных несколькими художниками. Особый интерес, по мнению исследователей, вызывают расположенные на развороте две выходные миниатюры, отличающиеся высоким качеством исполнения. Они были написаны тверским художником Прокопием. Об этом свидетельствует надпись на одной из миниатюр: «Многогрешный раб божий Прокопий писал». Интересно, что это единственное известное имя тверского художника. 

На первой миниатюре изображен Спас на престоле, по сторонам которого в молитвенных позах представлены тверской князь Михаил Ярославич, заказчик рукописи, и его мать Ксения. На следующей миниатюре –– пишущий длинную хартию монах Георгий. Византийская традиция изображения заказчиков рукописи и автора ее в начале текста была известна и древнему Киеву. Художник Прокопий насытил тверским содержанием сцену предстояния князя и княгини перед Спасом. В этой миниатюре отразилось местное почитание Христа. Также примечателен портрет Михаила Тверского, ведь он изображен современником. Портрет князя выразителен, он свидетельствует о влиянии киевского наследия на тверскую живопись, а также о стремлении тверских художников к конкретике. Христос на этой миниатюре изображен как покровитель созидателей –– строителей храмов, княжеств. Такой образ Христа был всегда близок тверичам и повторялся в их искусстве. Прокопий здесь передал творческое вдохновение. Особенностью образа Спаса на миниатюре является внутренняя экспрессия, о которой уже упоминалось. При всей статичности позы сидящей фигуры изображение Христа динамично. В приемах пластичности, изображения большой силы нельзя не видеть киевских традиций письма. А изысканное сочетание цветов переносит нас к владимирским иконам XII века. 

Интересный памятник конца XIII - начала XIV века, о котором хочется сказать - храмовая икона «Спас Вседержитель»
Спас вседержитель. 
Конец XIII - начало XIV в. 

Интересный памятник конца XIII — начала XIV века, о котором хочется сказать - храмовая икона «Спас Вседержитель». Икона произошла из Тверских земель и находится сейчас в Государственной Третьяковской галерее. Иконописец усиливает внутреннюю экспрессию образа Спаса. Но он сохраняет основные его черты, определенные еще мастером Прокопием. Весь образ Христа также излучает силу. В иконе «Спас Вседержитель» продолжаются живописные традиции XIII века: пропорции фигуры, монолитность формы, статичность композиции, колористическое решение. Но здесь же видим новую организацию пластики, сложившуюся в XIV веке –– повышается выразительность лица и жеста, путем увеличения объема лица и рук. Фигура же передана чисто графическим приемом, она становится обобщенной. Автор детально прорисовал глаза, теперь взгляд Христа стал ощутим, особенно пристальнен и сосредоточен. Вседержитель становится близок зрителю благодаря контрасту насыщенной цветом фигуры и светлого фона. Этот прием впоследствии очень часто используется тверскими иконописцами. 

Тверская икона XIII века, вобравшая в себя и синтезировавшая традиции разных школ, обладала стилистическим своеобразием. Это особая значительность художественных сил Твери в этот период. Важно и то, что поиски внутренней экспрессии в тверской иконописи начались раньше чем в других школах. 
  
XIV век принес Твери много бед и несчастий. Разорения, пожары, неурожаи, закончившееся жестокой расправой восстание против татар, смерть тверских князей Михаила Ярославича и Александра Михайловича –– эти события нашли свое прямое отражение в памятниках культуры. Несколько оставшихся от этого бурного века икон дают потомкам право считать, что в тверской иконописи шли поиски самостоятельного художественного языка и стиля. Тверские иконописцы перерабатывают киевские приемы живописи сохраняют пластичность, но подчеркивают ее линией, отходят от контрастного решения колорита и строят его на близости цветов. Но продолжают писать по-киевски –– плотным, густым, открытым мазком. В тверских иконах художественность усиливается экспрессией, развивается пространственность, появляется напряженность и драматизм. Перечисленные направления были характерны для всех древнерусских школ, тверская живопись продолжала традиции общей линии развития. Но все-таки тверские иконописцы более полно использовали новые приемы письма. Художественное своеобразие сохранившихся произведений говорит о том, что в этом веке в Твери было 
Икона «Архангел Михаил», хранящаяся сейчас в Государственной Третьяковской галерее, производит особое впечатление своей пластикой
Архангел Михаил. XIV в. 

несколько иконописных мастерских –– письмо столичной мастерской в иконе «Богоматерь Петровская» (место происхождения неизвестно), письмо более провинциального уровня в иконах «Архангел Михаил», «Рождество Богоматери» и в царских вратах с изображением Василия Великого и Иоанна Златоуста( обнаружены в Тверских землях). 

Икона «Архангел Михаил», хранящаяся сейчас в Государственной Третьяковской галерее, производит особое впечатление своей пластикой. Тверские приемы построения формы доведены мастером до необычайной выразительности. Но сам Архангел изображен непропорционально –– большая голова, огромные кисти рук и короткий торс –– это выдает в авторе провинциального
Поиски пластической выразительности искусствоведы отмечают и в иконе «Рождество Богоматери», которая тоже находится в Государственной Третьяковской галерее
Рождество Богоматери. Середина XV в. 

художника. На иконе изображен карающий воин, не бесплотная идея, а реальная грозная сила. На Руси Архангел Михаил почитался как помощник воинов, в Твери он был покровителем воевавших князей. Церкви и храмы в честь Архангела возводились по всей Тверской земле. 

Поиски пластической выразительности искусствоведы отмечают и в иконе «Рождество Богоматери», которая тоже находится в Государственной Третьяковской галерее. Но вместе с этим на этой иконе присутствуют детали изображения, написанные плоскостно. Нецельность языка говорит о принадлежности автора к провинциальной мастерской.  
  
Царские врата XIV века с Василием Великим и Иоанном Златоустом
Василий Великий, Иоанн Златоуст. Конец XIV в. 

Царские врата XIV века с Василием Великим и Иоанном Златоустом, находящиеся в Государственной Третьяковской галерее, свидетельствуют еще об одной художественной манере в тверской живописи –– преимущество здесь берет решение светоносности изображения. Также этот памятник является символом оппозиции Москве, можно увидеть сознательную архаику, идеализацию «золотого века» –– времени правления Михаила Ярославича. 

«Богоматерь Петровская»
Богоматерь Петровская. 
XIV в. 

Небольшая икона «Богоматерь Петровская» –– пример работы столичной мастерской. Она также хранится в Государственной Третьяковской галерее. Икона иллюстрирует богатство художественной нюансировки, единство пластического, пространственного и цветового решений образа. Богоматерь представлена, такой какой была на земле, страдающей, жертвующей и поучающей. 

Отдельным направлением в развитии тверской живописи стал византийский стиль письма. Сложность, экспрессивность, напряженность греческого и южнославянского письма близки творческим поискам тверских иконописцев. свидетельством культурных связей Византии и Твери служит Федоровский тверской монастырь, в котором жили выходцы из Константинополя и с православного Востока. 

Среди всех икон, написанных с оглядкой на византийскую традицию, выносная «Богоматерь Одигитрия» с «Николой» на 
Богоматерь Одигитрия. Конец XIV - начало XV в. с «Николой» на обороте
Богоматерь Одигитрия. Конец XIV - начало XV в. с «Николой» на обороте 

обороте, выполненная в конце XIV - начале XV века и хранящаяся сейчас в Музее имени Андрея Рублева. Икона была найдена в 1967 году недалеко от Старицы, в церкви села Васильевского. В этой работе тверской мастер следует византийским традициям сочетания телесной красоты и предельной духовности. Взгляд Богоматери строг, всевидящ и тверд. Мастер показывает зрителю, что она уже знает о будущей жертве сына. 

На обороте упомянутой выше выносной иконы находится изображение Николы. Скорее всего, прообразом для автора послужила сербская или афонская икона. Мастер последовал за византийской техникой письма и усилил объемность лица и фигуры, а также применил цветочную звучность, характерную для сербского письма. Но автор по-русски смягчил остроту живописных средств и выразил пластику линией, как принято в Твери. 

К этому же византийскому направлению примыкают поясные деисусные иконы из села Ободова Спировского района Тверской области — «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», исполненные на границе XIV и XV веков. Иконы хранятся в Музее имени Андрея Рублева. Они были найдены в 1966 году. 

Композиция поясного деисуса характерна для Византии и в тверском искусстве есть еще один такой поясной чин. Сохранилось две иконы этого чина: «Спас» и «Апостол Павел». Они были найдены в разное время в Весьегонском районе. Сейчас «Спас» хранится в Тверской областной картинной галерее, а «Апостол Павел» в Музее имени Андрея Рублева. Иконы писал не один мастер, это заметно по духовной утонченности «Спаса» и резкости «Апостола Павла». 

В конце XIV века художники от экспрессивности переходили к более ясной и спокойной живописи. Мировоззрение русских людей изменилось –– они стали близки к созерцательности, самоуглублению. Такое движение отразилось и на иконах этого периода. 

В конце XIV века княгиней Анной Микулинской, женой тверского удельного князя Федора, был сделан вклад в Троице-Сергиев монастырь. Она пожертвовала небольшую икону «Богоматерь Одигитрия», которая возможно была исполнена по ее заказу в Твери или в самом Микулине. Икона в настоящее время входит в собрание Загорского музея-заповедника. В этом произведении слились исконные традиции тверской живописи и нового художественного языка. Греческий тип лица Марии на этой иконе отвечает технике письма тверских живописцев вплоть до XVI века. Женственность лица Богоматери в соответствии с тверскими традициями не исключает строгости и твердости. Во всем изображение присутствует упомянутая выше новая тенденция письма, созерцательная и гармоничная. Это направление получила большой отклик в московской иконописи. Глубокое понимание идеала находим в живописи Андрея Рублева. В тверской иконописи есть близкие по духу с работами Рублева иконы. Но понимание идеала все же отличается. Упомянем две иконы близкие по духу Рублевским произведениям, происходящие из самой Твери. Это «Митрополит Петр» в собрании Третьяковской галереи и «Никола», находящийся  в Музее имени Андрея Рублева. С иконами рублевского круга их сближают крупные размеры, большие масштабы изображения, созерцательность лиц, спокойствие жеста. сама техника письма также сходна с произведениями московской живописи начала XV века. Иконы «Митрополит Петр» и «Никола» во многом сходны между собой. Тверские иконы не так гармоничны, как московские, им характерна экспрессия. 

Спас. XV в. и Апостол Павел. XV в.
Спас. XV в. и Апостол Павел. XV в. 

Многие ученые считают, что икона «Митрополит Петр» принадлежит к Московской школе живописи. Но окончательно утверждать это мешает то, что она была найдена в Тверском древнехранилище. В этой иконе московские традиции письма проявляются в колорите. Но отличает произведение величавость и торжественность образа, а также широкое использование золота. 

Икона «Никола», величайшее произведение XV века, дошло до нас с серьезными художественными скусами. Утрачен светло-голубой фон, розовый цвет медальонов. Пострадала и живопись лица святого, пробела сохранились лишь частично. Но все же можно увидеть гармонию форм, линий и цвета, на иконе они сочетаются на иконе с экспрессией света, постоянной в тверском искусстве. 

Перечисленные иконы, несомненно, говорят о направлении тверской живописи начала XV близкого к московскому, но основная линия развития тверской иконы лежала в другой плоскости. XV век, по мнению исследователей, –– период классики. Традиции тверской живописи сложились в XIV столетии и получили оформленное воплощение в Она органично исходит из традиций живописи, какими они сложились в Твери в XV веке. 

В начале XV века законченно-оформленный тверской стиль мы видим в иконе «Успение»,  находящейся сейчас в Государственной Третьяковской галерее. Образ был обнаружен в на чердаке соборной колокольни в Минске. То, что икона была отнесена к тверской школе иконописи в то время когда тверские иконы были мало известны –– заслуга искусствоведа Надежды Мневой. В основе «Успения» лежит широко распространенная н Руси легенда, с ее чудесами. Художник сосредоточенно передает суть легенды - мистически таинственное приобщение Марии к вечной жизни через явление к ее смертному ложу Христа. Художник подчеркивает особую значимость фигур Христа и Богоматери, делая их больше других персонажей иконы. Среди исследователей древнерусского искусства образа такого рода принято называть «Голубым Успением». И действительно голубой цвет очень силен в этом произведении. Увлеченность тверских мастеров холодным мерцающим цветом достигла виртуозного выражения в этой иконе. Экспрессивность тверской иконописи в этой иконе превратилась в драматизм. 

К XIV — XVI векам следует отнести фресковый комплекс из Успенского собора Отроча монастыря. В Тверской областной картинной галерее хранятся несколько тысяч фрагментов этих фресок. 

Следует отметить также фрески, связанные с оригинальным памятником тверского зодчества – церковью Рождества Богородицы Вертязина Городка (ныне с. Городня Конаковского района) XV века и Вознесенским собором Оршина монастыря (1567). Росписи церкви Рождества Богородицы исполнялись после пожара 1412 года, между 1413 и 1425 годами, при князе Иване Михайловиче и его сыне Александре. 

Успение. Первая половина XV в.
Успение. 
Первая половина XV в.
 

Фреска «Никола» была снята со стены нижней церкви в 1967 году, а открытие и реставрация остальных фрагментов стали крупным событием в культурной жизни. Фрагменты были найдены в период реставрации памятника в 1977 году в строительном мусоре XVIII века. Композиции были собраны путем подбора небольших фрагментов без каких-либо данных о сюжетах. Фрески подтверждают значимость для тверской живописи традиций Владимиро-Суздальской Руси, обнаруживают близость к памятникам круга Андрея Рублева (росписи Успенского собора во Владимире). Также они позволяют проследить преемственность в развитии русской стенописи. 

Необходимо отметить, что к середине XV века в иконописи существовали две тенденции — гармоничная и экспрессивно-выразительная. 

Вторая половина XV века –– последние десятилетия независимости Твери. В этот период Тверская иконопись не только продолжает традиции своей школы живописи, но и старается сохранить, то исконно тверское, что в ней есть. Это строгая традиционная цветовая гамма, пластичность и напряженность образа, отсутствие утонченности линий. Сохранилось лишь одно произведение этого периода точно датированное –– это Евангелие 1478 года с миниатюрами, которое хранится в Государственном музее Татарстана в Казани. Интересно, что все четыре миниатюры евангелистов не одинаковы по качеству исполнения. 

К тому же стилю относится икона «Спас на престоле» конца XV века, находящаяся в собрании Государственной Третьяковской галереи. Значение этого, по сути своей ничем не выдающегося по своему уровню произведения, в абсолютной завершенности художественных принципов,  характерных для целой эпохи. 

Во второй половине XV века в тверской иконописи наблюдается эволюция в сторону утонченности и декоративности. В качестве примера можно рассмотреть створку царских врат, происходящая из Успенского Отроча монастыря Твери. Сохранилась только левая часть врат с изображением архангела Гавриила из Благовещения и двух евангелистов: Иоанна Богослова на острове Патмос и Луки. Во всем изображении за взглядом зрителя неотступно следует синий цвет. Он передает идею «богодухновенности» Священного писания. В этой створке можно найти многие характерные черты тверской живописи. Это точный рисунок, позволяющий фигурам стать объемными, и глубокими. 

Параскева Пятница с житием. Начало XVI в.
Параскева Пятница с житием. Начало XVI в. 

К этому же стилистическому направлению принадлежит икона «Параскева Пятница с житием» начала XVI века из собрания музея имени Андрея Рублева. В образе мученицы слились воедино и гармоничность и скрытая экспрессия. Икона повествует о моментах жития Параскевы. В среднике расположен ее образ, а вокруг написаны сцены из ее жизни. 

В XVI веке в тверской живописи наряду с архаизирующими тенденциями все большее распространение получали мотивы, заимствованные от московского искусства. Специфичность тверской и других школ в этот период нивелировались общерусскими тенденциями, средоточием которых стала Москва. Однако мастера бывших самостоятельных центров долго еще сохраняли верность древним канонам. 

Архангел Гавриил. Начало XVI в.
Архангел Гавриил. 
Начало XVI в.
 

В тверской иконописи начинают возобладать художественные принципы народного искусства с его повышенной декоративностью цвета, сравнительно большей плоскостностью композиций и занимательностью рассказа. среди таких икон следует отметить «Преображение», «Архангел Гавриил» конца XV - начала XVI века, хранятся в Музее имени Андрея Рублева, и иконы первой половины XVI века - «Никола» из Успенской единоверческой церкви в Твери на Волыне. 

Сплавом традиций исконно тверской иконописи и черт московского искусства отмечены иконы деисусного чина XVI века из собрания Тверской областной картинной галереи: «Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Милостивый», «Василий Великий». 

Художественную общность тверской иконописи со школами Пскова и Новгорода отражает икона «Небесная сень» типа походной церкви. В ней отражена идея единства русской церкви во главе с Московской кафедрой, подчеркнута важность монастырского строительства. 

Особенностью художественной жизни Твери конца XVI века является сближение тверской иконописи искусством городов Поволжья: Ярославлем, Нижним Новгородом, и другими. После присоединения Казанского ханства, значение Волги возросло и города, стоящие на ее берегах активировались. Тверь также включается в создание «поволжского» искусства. Произведениями такого круга являются икона «Чудо Георгия о змие», створки складня «Георгий» и «Дмитрий Солунский», спилок створки врат конца XVI века с сюжетами «Изгнание из рая» и притча о хромце и слепце». 

В живописи тверских земель нашло свое отражение религиозно-политическое течение «нестяжателей» (заволжских старцев) конца XV –– середины XVI веков, чему способствовала ссылка в Тверь Максима Грека. Идеи «нестяжательства» выразились в увеличении изображений монахов, отшельников, назидательных сюжетов, а также в своеобразном «аскетизированном» стиле изображения святых. 

Для Тверской иконописи XVII века характерно обращение к более жизненной передаче форм, распространение светских мотивов, многообразие художественных решений, красочность и декоративность. Широко распространяется деятельность художественных артелей, а также отдельных мастеров. Популярной становится система работы на заказ. В этот период утверждается новаторское направление иконописи, например, в иконостасе церкви Белая Троица, иконостасе Спасо-Преображенского собора. Артелью поволжских мастеров был расписан Никольский собор Николаево-Антониева Краснохолмского монастыря. Сохранившийся процарапанный рисунок, дает представление о композиции с сюжетными поясами клейм и большемерными изображениями святых в полный рост. Из иконописцев в XVII веке были известны Василий Мокеев, Василий Самсонов, Анисим Несмеянов, братья Митины –– Сергей, Самсон, Потап. Наиболее талантливым искусствоведы называют Потапа Митина, в связи с чем последующие поколения династии носили фамилию Потаповых или Митиных-Потаповых. Во второй половине этого века как живописцы работали Егор, Макарий, Илия, Гаврила, Фома и Василий Митины-Потаповы. 

Своеобразные художественные традиции формировались в тверских землях, заселенных с конца XVI века карелами. Эти традиции впоследствии были названы «искусство тверских карел». В иконописи соединяются традиции северных карел с местными жителями, что придает ей оригинальность. Это подтверждает икона XVII века «Огненное восхождение пророка Ильи» из собрания Тверской областной картинной галереи. Окончательно традиции тверских карел сложились именно в этом веке, что определило самобытность этого направления в последующих столетиях. 

Митрополит Петр. Первая четверть XV в.
Митрополит Петр. 
Первая четверть XV в.
 

В 1689 году был закончен четвертый Спасо-Преображенский собор в Твери, расписанный мастерами оружейной палаты. Они создали иконы иконостаса для нового собора. Спасо-Преображенский собор был взорван в 1935 году. Часть икон хранилась в Воскресенском соборе города Тверь. Некоторые из них были распилены и использованы в качестве строительных материалов при перекрытии Воскресенского собора под столовую и кинозал. Лицевая сторона икон при этом была замазана масляной краской. При передаче собора в Тверскую Епархию иконы и фрагменты были отданы Тверской Областной картинной галерее. 

В XVIII –– первой половине XIX веков художественная жизнь Твери была насыщенной. Реформы Петра I непосредственно отразились на иконописи этого периода. Стилевые особенности «светского» искусства оказали заметное влияние на церковную живопись. В иконописи наблюдается усиление декоративности и жизненного начала. 

В 80-е годы XVIII века в Тверской губернии по численности иконописцев выделяются три художественных центра: Осташков, Торжок и Тверь. В связи с активной деятельностью В.Л. Боровиковского в Торжке на всей территории Тверской губернии становятся популярными иконы в стиле «Боровиковского», это были иконы-картины в стиле ренессансной живописи. Среди иконописцев Торжка в это время известны А.Г. Гребеншиков, Н. М. Грузинцев, Н.М.Гус, Е.Ф.Недоносков. Осташков в эти же годы был своеобразным центром искусства губернии. Здесь широко были развиты разнообразные иконописные направления. 

Художественная жизнь XVIII –– первой половине XIX отличалась интенсивностью. О необычайном размахе художественных работ свидетельствуют сохранившиеся росписи, ансамбли иконостасов. С 1762 года тверская губерния оказалась местом распространения икон, связанных со старообрядчеством. В XVII –– XIX веках славились такие династии иконописцев как: Гурьевы –– Прохоровы –– Глазковские, Сухаревы, Пешехоновы, Дешевые. Все они имели мастерские в Твери. Для этих мастеров образцом в иконописи была московская Знаменская школа. Мастерская Гурьевых в Твери, кроме местных исполняла заказы уральских и сибирских городов. Наибольшей популярностью пользовалась мастерская Пешехоновых. М.С. Пешехонов и его сыновья имели также мастерские в Петербурге. Так появился новый стиль, названный «пешехоновские письма». В качестве мастеров церковных росписей славились живописцы Пановы. Ими были расписаны церковь святой Екатерины и Иоанна Предтечи. 

Художественная значимость памятников, созданных тверскими художниками в XIII-XIX веках определяет большой вклад тверских мастеров в развитие русского искусства. 

Александра Байрамова
 

Автор благодарит за помощь в создании статьи искусствоведа, старшего научного сотрудника Тверской областной картинной галереи Нату Анатольевну Майорову
 

Интересное Вам

Выставки в Музее имени Андрея Рублева
Перспективы развития Музея имени Андрея Рублева
Памятник святому преподобному Андрею Рублеву
Иконы, с которыми побеждали
Образы второго пришествия Христа
Страж древнерусского искусства

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и праздником иконы Божией Матери "Казанская"
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге

Количество просмотров материалов
34764

доска объявлений