Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Чудотворные иконы Афона

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник текста http://www.iconrussia.ru/painting/icon_painting_school/detail.php?ID=4121 и икон http://www.museum.ru/palekh/r_1_3.htm и https://images.icon-art.info/main/03100-03199/03195.jpg

Палехская школа иконописи как самостоятельное явление возникла в конце XVII века. Но еще в начале столетия, сперва в московскую, а потом и в иконопись суздальских деревень, проникли натуралистические тенденции светской европейской живописи, что в конечном итоге, нашло непосредственное отражение в палехских образах.

Мастера Палеха наряду с новыми веяниями столичной живописи не отказались от старых стилевых особенностей, что повлекло за собой сложение региональной школы, расцвет которой пришелся на XVIII век. Также источниками для работ палехских изографов до конца XIX – начала XX веков служили новгородский стиль XV века и строгановские письма. Монументальность, содержательность и спокойствие образов, лаконизм как в построении композиции, так и в цветовой гамме отражают влияние новгородского стиля. Сложность композиции, миниатюрность фигур, множество вариаций пейзажных элементов, низкий горизонт, тонкая линеарность, богато украшенные золотом одежды и орнаменты указывают на близость к Строгановской школе.

Натуралистические тенденции в московской иконописи XVII века проявились во фряжской манере письма, которая до Палеха, в полной мере, дошла лишь к концу XVIII века. Палехские фряжские письма можно разделить на две разновидности: это "золотофонное" и, более позднее "голубофонное". Первое направление являет собой иконы, где нимбы, кайма и фон покрывались ровным слоем золота, а затем на них чеканили узоры и сверху раскрашивали лаковыми красками, имитируя эмаль. Второе течение появилось в конце XIX века - здесь вместо золотого фона использовали голубой, но венцы и кайма оставались по-прежнему золотыми и с чеканным орнаментом. Во многом, живопись этой поздней фрязи испытывала сильные влияния академичности, что особенно ярко выразилось в натуралистических пейзажах.

"Не рыдай мене, Мати". Палехские письма 1769г. 
Дерево, левкас, яичная темпера. 36,5 х 31,0 см.

ГМПИ

Палехская икона отличалась усложнением композиции путем добавления множества разнообразных элементов, многофигурности и, в житийных иконах, многоклеймовости. Вместе с тем, построение форм в местной иконе отличалось симметрией и законченностью. Фигуры святых, изображенные в свободных поворотах, имели вытянутые пропорции, но обладали и вещественностью, телесно они были частью земного мира, хотя внутренне пребывали уже в горнем. Иконопись Палеха характеризуют многослойные плави и роскрыши, общий красновато-золотистый тон всей живописи, светлое личное письмо, архитектурные декорации, выполненные в манере близкой к строгановской школе.

 "Всех скорбящих радости"

палехские письма, начало XVIII века
дерево, левкас, яичная темпера, золото, 106,0х87,0 см 
Реставрирована в 1951 году в ВХНРЦ им. Грабаря.

Реставрация росписей Крестовоздвиженского собора в 1907 году оказалась последней масштабной работой палехских иконописцев. Вернувшись с фронтов Первой мировой войны палехские мастера начали организовывать артели по росписи шкатулок. А в 1924 году была основана «Палехская артель древней живописи». Мастера миниатюры понимали, что самое ценное в их работе – это дореволюционная иконописная школа. Используя технические иконописные приемы, они начали создавать росписи с совсем иными сюжетами.

В наши дни в Палехе сосредоточено огромное количество иконописных мастерских, где придерживаются устоявшихся традиций местной школы.

 

Акафист Спасителю" 
Иван Балякин, Никита Буторин. 
Палехские письма, середина XVIII века. 
Дерево. левкас, яичная темпера, 128,0 х 90,5 см. 

ГМПИ.

Один из характерных признаков палехского иконописания - сложная многоклеймовая композиция.

Икона "Николай Чудотворец в житии и чудесах" второй половины XVIII века - яркий образец такой композиции.

В центре иконной доски - в среднике - располагается образ святого. Средник окружает 38 клейм - миниатюр, повествующих о деяниях Николая Чудотворца.

Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западно-европейского искусства и русской академической школы. Иконы такого стиля в Палехе назывались "фряжскими". Одна из первых икон "фряжского" стиля - "Не рыдай мене, Мати" Ильи Балякина, датируемая 1769 годом. Она выполнена в широкой живописной манере.

На рубеже XVIII - XIX веков в палехской иконе становится преобладающей нежная, светлая цветовая гамма. Композиции усложняются, усиливается орнаментальность, обильно применяется листовое и твореное золото.

Николай Угодник

Николай Чудотворец в житии и чудесах  
Palekh Icon Painting. State Museum of Palekh Art. М.: Прогресс, 1994. 
Дерево, левкас, яичная темпера, золото. Оклад: серебро, перегородчатая эмаль. 124 × 84 см — общий размер; 29.1 × 26 см — средник; 31 × 29.3 см — оклад

Особой популярностью пользовались иконы с композициями, выполненными на золотом чеканном фоне. Нимбы и поля на них расписывались "под эмаль".

Многочисленными становятся иконы житийные, праздничные, минеи. На минее изображали святых и праздники, отмечаемые в каждый день месяца. Палехские иконописцы на одной минее размером 9х8 могли изобразить до 150 фигур. Иногда несколько минеи объединялись в одну композицию. В этом случае размер доски увеличивался.

Таковы иконы "Минеи с Воскресением и страстями Господними" М.Зиновьева и В.Маркичева и "Минеи" 1850 года.

Иконы в Палехе писали до 1917 года, затем иконописные традиции надолго были прерваны. 

С 90-х годов ХХ века в Палехе начала возрождаться русская религиозная живопись.

 

Литература:

1) Зиновьев Н. Искусство Палеха. Л., 1968.

2) Кондаков Н. П. Современное положение русской народной иконописи. // Памятники древнерусской письменности и искусства. СПб, 1901.

Палех переживает расцвет

«Личники» и «доличники»

Гжельская роспись: особенности, виды росписи гжель, цвета и элементы

Исполнилось 95 лет с основания артели иконописцев Мстёры

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений