Печать 

17/30 апреля 2016. Великая суббота. Вечерня с Литургией св. Василия Великого

Схождение Благодатного Огня 2018 (FULL HD)

Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос?

Изображение взято по ссылке

http://img-fotki.yandex.ru/get/18/tapirr.9a/0_10604_4bbaab66_XL.jpg

Источник статьи http://bolshoevoznesenie.ru/21882-velikaya-subbota/

Великая суббота также является приготовлением к Пасхе — Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье.

Богослужение

Службы Великой субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского богослужения, и ряд литургических особенностей этого дня прослеживается уже в памятниках IV века («Паломничество Эгерии»).

К числу таких особенностей можно отнести следующие:

  1. Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения. В связи с этим в богослужении Великой субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты.
  2. По обычаю важнейших постных дней литургия совершается после вечерни (как в Великий четверг, навечерия Рождества Христова и Богоявления).
  3. В этот день совершалось крещение оглашенных, в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения.

Утреня

По Типикону утреня должна начинаться ночью, но в современной практике Русской православной церкви она совершается вечером в пятницу. После шестопсалмия и «Бог Господь» поются тропари «Благообразный Иосиф» (см. Великая пятница), «Егда снизшед еси к смерти» и «Мироносицам женам» (тропари из воскресной утрени второго гласа), тематически связывающие Великую субботу с предшествующей пятницей и наступающей Пасхой. После пения тропарей священнослужители выходят из алтаря к плащанице, лежащей на середине храма, и здесь читают «Непорочны» — псалом 118 с особыми припевами — «похвалами». Самый протяжённый (176 стихов) библейский псалом 118, воспевающий блаженство праведников, ходящих в законе Господнем, является в православном богослужении и заупокойным (входит в состав парастаса — заупокойной утрени, а также чина погребения (отпевания)), и воскресным. Его присутствие в утрене Великой субботы ещё раз подчёркивает связь этого дня и с событиями прошедшей Великой пятницы (смерть и погребение Христа), и наступающего Воскресения.

«Непорочны» завершаются воскресными тропарями Иоанна Дамаскина (обычно поются на воскресных утренях) — ещё одно указание на грядущее Воскресение, хотя обычного (для воскресной утрени) чтения Евангелия в Великую субботу не положено. Поэтому после них сразу читается псалом 50, а затем исполняется канон «Волною морскою» (ирмосы этого канона поются также в пасхальную полунощницу и при иерейском погребении). Первая, третья, четвёртая и пятая песни канона написаны епископом Марком Отрантским, шестая, седьмая, восьмая и девятая — Космой Майумским). С XVI века широко распространено убеждение, что ирмосы этого канона написаны монахиней Кассией, хотя более ранние рукописи атрибутируют часть ирмосов императору Льву VI Мудрому.

После канона и великого славословия плащаница крестным ходом под пение Трисвятого обносится вокруг храма, подносится к открытым царским вратам и возвращается на «гробницу» посреди храма. Отсутствующую утреннюю литургию заменяет «служба чтений» перед плащаницей. Здесь последовательно прочитываются:


Видение Иезекииля о долине костей (Гюстав Доре) Доре (1832–1883), Public Domain

 Источник https://churchunity.net/wp-content/uploads/2019/03/Dry-Bones-768x934.jpg

Вечерня и литургия Василия Великого

Так как Великая суббота является важным постным днём, литургия в этот день совершается после вечерни (схожий порядок можно видеть в Великий четверг, навечерия Рождества Христова и Богоявления). В «Паломничестве Эгерии», важнейшем письменном памятнике IV века, свидетельствуется, что литургия Великой субботы и пасхальная литургия совершались без перерыва, одна за другой, но в разных частях Храма Гроба Господня. В современной практике время совершения литургии Великой субботы перенесено на утро, но уставное требование совершать литургию после вечерни сохранено. В знак важности этого постного дня совершается литургия Василия Великого.

На вечерне после входа с Евангелием и «Свете тихий» читаются пятнадцать паремий — ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе Новозаветной Церкви. 

Иона под тыквой (слева); кит извергает Иону на сушу (справа) — миниатюра из минология Василия II anonimus, Public Domain

Источник изображения http://www.zavet.ru/b/i/brav/euan34.jpg


    1. Иона. 1-4 — история пророка Ионы, которую сам Христос называл знамением Своей смерти и воскресения (Мф. 12:39-40).
    2. Молитва Ионы из чрева кита (Иона. 2) — одна из библейских песен, является постоянной темой для шестой песни канона утрени.
    3. Нав. 5:10-15 — третья в ветхозаветной истории Пасха (первая, совершённая Иисусом Навином в Земле обетованной).

    1. Исход израильтян и гибель войска фараона — фреска из синагоги Дура Европос (III век) , Public Domain
      Источник изображения https://rua.gr/news/naukaobrrel/30986-velikaya-subbota-v-gretsii.html
    2. Исх. 13:20-22, Исх. 14:1-31, Исх. 15:1-19 — сыны Израилевы переходят посуху Чермное море; благодарственная песнь «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море». Исход евреев из Египта, «дома рабства», прообразовательно указывает на освобождение христиан от рабства греху; переход через море является ветхозаветным образом крещения. Песня из Исх. 15 — одна из библейских песен, является постоянной темой для первой песни канона утрени. В данном случае эта песня читается при открытых царских вратах, а священнослужители и молящиеся (или, от их имени, хор) попеременно поют припев «Славно бо прославися».
    3. Соф. 3:8-15 — пророчество Софонии о будущей славе Сиона, то есть новозаветной Церкви: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла»
    4. 3Цар. 17:1, 8-23 — Илия у вдовы в Сарепте Сидонской чудесно умножает муку и масло, а затем воскрешает её умершего сына.
    5. Ис. 61:10-11, Ис. 63:1-5 — пророчество Исайи о славе Иерусалима.

 

Жертвоприношение Авраама — мозаика собора Монреале (XII век) Sibeaster, Public Domain

Источник изображения https://rua.gr/news/naukaobrrel/30986-velikaya-subbota-v-gretsii.html

Быт. 22:1-18 — жертвоприношение Авраамом Исаака, символический образ крестной жертвы Сына Божьего. Подобно Исааку, Христос принёс Себя в жертву, покоряясь воле Отца; жертвоприношение Авраама принесло благословение на всех его потомков по плоти, то есть ветхозаветную Церковь, а крестная жертва принесла благословение Божие всем потомкам Авраама по вере — новозаветной Церкви.

  1. Ис. 61:1-9 — пророчество Исайи о Христе («Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное»), которое Сам Христос читал в синагоге Назарета (Лк. 4:17-19)
  2. 4Цар. 4:8-37 — воскрешение Елисеем умершего сына сонамитянки.
  3. Ис. 63:11-19, Ис. 64:1-5 — изображение Исайей скорби стеснённых и преследуемых иудеев и их молитва об избавлении. Исайя, предвидя время Нового завета, называет Бога Отцом: "Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш».
  4. Иер. 31:31-34 — пророчество Иеремии о заключении Нового завета между Богом и Его народом, исполнившееся благодаря смерти и воскресению Христа.
  5. Дан. 3:1-88 — история трёх отроков в печи огненной, любимый древними христианами сюжет (часто встречается в катакомбной живописи, в изображениях на саркофагах). Избавление Богом трёх еврейских юношей от огня прообразует избавление Христом Своих верных от смерти и ада; таинственный Четвёртый, ходящий посреди огня, видом подобный сыну Божию, знаменует Христа, победившего смерть и сошедшего за Своими верными даже в ад. Песнь трёх отроков из Дан. 3 — одна из библейских песен, является постоянной темой для седьмой и восьмой песен канона утрени. В данном случае эта песня читается при открытых царских вратах, а священнослужители и молящиеся (или, от их имени, хор) попеременно поют припев «Господа пойте и превозносите Его во веки».

Такое большое количество паремий, читающихся на вечерне Великой субботы, напоминает о том, что именно во время этого богослужения в Константинопольской и Иерусалимской церквах совершалось крещение оглашенных. О двенадцати паремиях, читавшихся в Храме Гроба Господня, упоминается уже в «Паломничестве Эгерии» (IV век), в Типиконе Великой церкви (IX-X века) указывается уже пятнадцать паремий (обязательно читались первые семь и пятнадцатая — из Даниила, остальные — в случае большого количества новокрещённых). Вновь крещённые во главе с епископом шествовали от купели в храм под пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (см. Гал. 3:27), этот гимн, напоминающий о древней практике крещения, заменяет в Великую субботу обычное литургическое Трисвятое. Новокрещённым же предлагалось апостольское чтение Рим. 6:3-11, сохранившееся в современной литургии Великой субботы и напоминающее, что «крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились», умерли для греха и живы в Боге.

Чтением Апостола завершается погребальный день субботы, и начинается предпразднество Светлого Воскресения. В предчувствии Воскресения аллилуиарий перед Евангелием (Аллилуйа со стихами из Псалрири) заменён в Великую субботу (единственный раз в году) на пение 81 псалма «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» (Пс. 81); во время этого пения священнослужители сменяют великопостные тёмные одеяния на белые. Евангельским чтением Великой субботы является заключительная 28 глава Евангелия от Матфея, повествующая о воскресении Христовом и читающаяся в полном объёме только в этот день (в другие дни читается только её завершение Мф. 28:16-20).

Последующее последование литургии Великой субботы совершается по чину Василия Великого. Единственной особенностью литургии верных является пение вместо Херувимской древнего гимна Иерусалимской церкви:

«Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь (то есть в пищу) верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Поскольку после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, но ожидали пасхальной утрени, совершалось благословение хлебов (наподобие обычной воскресной вечерни, но без вина и елея), которые раздавались верным для подкрепления. Временной промежуток между вечерней Великой субботы и пасхальной утреней заполнялся великим чтением — чтением Деяний святых апостолов. В современной практике благословение хлебов и вина происходит сразу по окончании литургии Василия Великого, то есть в первой половине субботнего дня, а чтение Деяний — вечером.

В течение Великой Субботы в храмах обычно происходит освящение пасхальной пищи — яиц, куличей, творожных пасх (хотя, согласно букве Устава, оно должно совершаться после пасхальной литургии).

Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой плащаницу уносят в алтарь и полагают на престол. Пасхальную утреню, торжественное богослужение, посвященное воскресению Христа, обычно начинают в полночь.

Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.

 

http://spyridon-trimifuntsky.ru/praznovaniia-na-kerkire/sobytija/praznovaniya-na-kerkire-korfu.html

 

Крестный ход (Литания) в Страстную Субботу  с мощами  святителя Спиридона на Керкире (Корфу)  (Святитель Спиридон Тримифунтский)

Он был утвержден в память чудесного спасения жителей острова от голода, он считается самым ранним по времени возникновения. В начале XVI века на Керкире была сильная засуха, и начался страшный голод. В эти трудные дни люди собрались в церкви святого Спиридона и день и ночь молили своего заступника о помощи. И спасение не задержалось: три парусника, груженные зерном, держали путь в Италию, но когда они проходили мимо Керкиры, моряки увидели, что корабли сами вдруг поменяли курс и направились в сторону острова; в помощь им переменился и ветер. В Страстную Субботу суда доставили спасительный груз в гавань. Удивленные моряки рассказывали местным жителям, что впереди парусников, как бы показывая дорогу, двигался одетый в рясу старец, он обещал им хорошее вознаграждение: моряки слышали сильный голос, который несколько раз повторил: «В сторону Керкиры. Там люди голодают. Вам заплатят, вам заплатят. В сторону Керкиры».

Как и в дни своей земной жизни на Кипре, так и после смерти милосердный Спиридон не оставил голодающих без помощи. В память чудесного спасения Венецианское правительство установило каждую Страстную Субботу проводить крестный ход со святыми мощами святителя Спиридона. В этот день священное шествие начинается в 9 часов утра, оно отличается особой величественностью. После возвращения в церковь цельбоносные мощи выставляются на три дня - до захода солнца вторника пасхальной недели - для поклонения верующих.

Еще Крестный ход (Литания) в Вербное Воскресенье  проходит в память об избавлении жителей Керкиры от бубонной чумы. В 1629-1630 годах на острове вспыхнула эпидемия чумы. Все усилия властей по ее укрощению были напрасны. Молодые и старые, мужчины и женщины в городах и селах ежедневно умирали от этой неизлечимой болезни. Острову грозило полное опустошение. Вопреки рекомендациям врачей избегать многолюдных собраний из-за опасности заражения, местные жители собрались в храме и умоляли Господа и святителя Спиридона спасти их от неминуемой гибели. Ночью городские стражники с высокой крепостной стены увидели над храмом Святого чудное сияние, что-то похожее на свет неземной лампады. После этого, несмотря на отсутствие соответствующих лекарств, болезнь пошла на убыль и до Вербного Воскресенья вовсе прекратилась. Этот крестный ход самый протяженный, так как проходит по улице, очерчивающей периметр города, где находились в то время городские стены.

Крестный ход 11 августа совершается в память о спасении Керкиры от турецкого нашествия в 1716 году. 24 июня остров был осажден пятидесятитысячной турецкой армией, с моря его блокировали корабли Османской Порты. Жители города, под предводительством графа Шуленбурга, с оружием в руках отчаянно пытались отбить атаки неверных, но силы защитников после сорока шести дней кровопролитных боев были на исходе. Женщины, дети и старики собрались в священной церкви святителя Спиридона и молились, стоя на коленях. Турки уже назначили день генерального сражения, который, скорее всего, был бы для горожан последним.

Внезапно 10 августа ночью разразилась ужасная гроза, невиданная доселе в это время года, - остров буквально заливали потоки воды. На рассвете следующего дня, когда защитники острова готовились вступить в решающую схватку, разведчики сообщили, что агарянские окопы пусты и повсюду лежат тела утонувших солдат и офицеров. Оставшиеся в живых, побросав вооружение и продовольствие, в ужасе поспешно отступали к морю, стремясь попасть на корабли, но многие солдаты и офицеры были захвачены в плен. Они-то и рассказали, что над стенами крепости в грозовом небе вдруг появилась фигура воина, который держал в одной руке зажженную свечу и меч, а в другой - крест. За ним следовал целый сонм Ангелов, и они вместе начали наступать и гнать турок прочь. По описанию пленных местные жители узнали в этом небесном воине своего защитника и покровителя - святителя Спиридона Тримифунтского.

Неожиданное спасение острова от турецких захватчиков заставило местные власти признать освободителем острова святителя 
Спиридона. В знак благодарности правитель острова адмирал Андреа Пизани подарил церкви серебряный подвесной светильник со множеством лампад, а местные власти приняли решение, что каждый год будут предоставлять масло для зажигания этих лампад. Через год в этот день, 11 августа, был установлен праздник в честь Святого. Замечено, что именно в этом крестном ходе принимает участие самое большое количество верующих. После возвращения крестного хода в церковь святые мощи выставляются для трехдневного поклонения (до захода солнца 13 августа).

Керкира - единственный остров в Ионическом море, который никогда не находился под властью турок. Местные жители очень гордятся этим.

Видеозапись службы и крестного хода 11.08.2011 г.

Редкие сюжеты в иконографии Воскресения Христова

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Мы и СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА

СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА

«Двунадесятые праздники и Пасха»