Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2018 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Чудотворные иконы Афона

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=457&sid=358

Святитель Василий Великий – Вселенский святитель и учитель. Наименование «Великий» дано ему за большую деятельность во благо Церкви. Неутомимый борец за чистоту православной веры, он соединил в себе богословское знание, философскую мудрость и иноческое подвижничество. Василий Великий известен как покровитель монахов, музыкантов и садоводов. К его образу обращаются за помощью в учении, просветительстве, начале нового дела и въезде в новый дом.

http://iconworld.ru/products/210

Молитвенная традиция:  Святителя Василия Великого просят о помощи в трудах и исцелении от глазных болезней.

Согласно иконописному подлиннику (XVI в.), Василий Великий изображался в светлой крещатой фелони, с Евангелием в левой покровенной руке, правой - благословляющий. Лицо удлиненное, смуглое, «горбонос, брови имея окруженне, чело высоко и смягло», волосы черные с проседью, такая же борода «до персей», сужающаяся к концу (Большаков. Подлинник иконописный). Древнейший тип изображения Василия Великого - фронтальный, прямоличный, погрудный, как на иконе VII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае. Изображения Василия Великого, отца Церкви и автора литургии, входят в специальный ряд фигур прославленных святителей, украшающих алтарь, в рост, как в монументальных росписях, например в церкви Санта-Мария Антиква в Риме (ок. 649; еще одно изображение находится там же в атриуме X в.). К типу фигуры в рост относятся: иконы, например, створка триптиха «Апостол Фаддей, царь Авгарь и избранные святые» (X в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), Василий Великий изображен рядом с прп. Ефремом Сирином в светло-серой фелони без крестов; створки царских врат, напр. из церкви Успения Богоматери погоста Кривое Архангельской обл. (2-я пол. XIII в.); миниатюры житийных сборников) или литургических свитков, например, XIII в. , где Василий Великий представлен за престолом, совершающим службу вместе с ангелами; эмали, например, византийской работы X-XII вв. на окладах икон или на окладах Евангелий, напр. конца X - начала XI в.; а также печати (иногда в поясном варианте) русских князей; каменные русские иконки XIV в., на которых Василий Великий часто изображен вместе со свт. Николаем, архиепископом Мирликийским. В средневизантийское время фигура Василия Великого располагалась, как правило, рядом со свт. Иоанном Златоустом (в темной фелони без крестов - на мозаиках Святой Софии Киевской, 1037-1045; Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151) и позднее, например, в апсиде константинопольской церкви монастыря Хора, 1315-1320 гг.; фигура Василия Великого встречается в лицевом шитье облачений иерархов, напр. на Большом саккосе митр. Киевского Фотия (1414-1417, ГММК).

В XI в. сформировался еще один извод в иконографии Василия Великого: склонившаяся в молении фигура, вполоборота, с развернутым свитком в руках. Наиболее ранний пример - композиция «Служба Василия Великого» в алтаре цекви Святой Софии в Охриде (середина XI в.). Такое изображение Василия Великого, как правило в белой крещатой фелони, напротив свт. Иоанна Златоуста, входило в состав композиции «Поклонение жертве», или «Служба св. отцов», в нижнем ярусе алтарной декорации, например в церкви Богоматери Елеусы в Велюсе, Македония (80-е гг. XI в.), св. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), св. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.), св. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), т. н. церкви свт. Николая на Гребле (Псков, конца XIV - начала XV в.) и др.; этот же тип встречается в миниатюрах рукописей, литургических свитков XII в. и XV в. , Служебников, на створках древнерусских царских врат, например тверских с погоста Нектарьева (конца XIV - начала XV в.), новгородских из Гостинопольского монастыря, на иконах деисусного чина иконостаса, например, из Благовещенского собора Московского Кремля (конец XIV в.). На миниатюре Служебника Гостинопольского монастыря Василий Великий с развернутым свитком в руках, подняв голову, предстоит благословляющей деснице в небесном сегменте.

Некоторые эпизоды жития Василия Великого стали рано изображаться в миниатюрах, например Успение Василия Великого, в иллюстрациях Слов свт. Григория Назианзина (конец XII в.). В иконописи самый ранний сохранившийся памятник - икона Василия Великого с 12 клеймами жития, вероятно кипрского происхождения (XIII в.).

В связи с утверждением в конце XI в. в Византии праздника Трех святителей получили распространение совместные изображения Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В композиции «Страшный Суд» они предстоят уготованному престолу и Судии, как, например, на миниатюре Евангелия 3-й четверти XI в., на иконе XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае) они дважды представлены вместе: в молении перед Этимасией и идущими за ап. Петром к вратам рая. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV в., часто в составе минейных икон-таблеток, напр. «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.). В византийском искусстве палеологовского времени появились аллегорические композиции, развивающие тему учительства святых отцов, например «Беседа трех святителей», или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347-1349) - Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, «река учения». Такие композиции появились на Руси в XVI-XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502), на иконах строгановского письма, связанных с Благовещенским собором г. Сольвычегодска, где был придел в честь Трех святителей (икона из церкви Вознесения Христова с. Васильевского Ильинского района (начало XVII в.; икона Никифора Савина, начало XVII в.). Три святителя изображались на иконах, иллюстрирующих литургические песнопения, напр. на иконе «Да молчит всякая плоть» (1-я половина XVII в.).

В позднем средневековье иконография Василия Великого насчитывала большое число изводов, как традиционных, так и новых, представляющих дальнейшее осмысление образа великого отца Церкви и его литургического творчества. В тот период появилась композиция «Служба Василия Великого», представляющая символическое толкование таинства Евхаристии, где Василий Великий представлен у престола с Младенцем Христом на покровенных руках, как, например, на шитом сударе начала XV в. или на фреске на стене жертвенника церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове (1465). Этот сюжет был известен и в иконописи, о нем говорится в послании Новгородского архиеп. Геннадия Суздальского еп. Нифонту 1488 г. Такое изображение могло быть связано также с празднованием 1 января памяти Василия Великого. и Обрезания Господня.

В искусстве Московской Руси иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собр. М. А. Оболенского, выявленный И. Л. Жучковой и Б. Н. Морозовым в 2000 г. в процессе подготовки вып. 1 «Каталога славяно-русских рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА». Подробный, в нескольких композициях, рассказ об одном деянии святителя позволял раскрыть его дар проповедника, как это показывает, например, шитая пелена (или сударь) 60-х гг. XVI в., вклад в Соловецкий монастырь в 1570 г. инокини Евдокии (в миру кн. Евфросинии Старицкой), где Василий Великий изображен в рост в крещатой фелони, благословляющий, с Евангелием на покровенной руке. Рядом с центральной фигурой - 4 композиции, представляющие «чудо о евреине Иосифе», враче, который не верил в способность Василия Великого преодолеть телесную немощь, но после чуда уверовал и крестился Изображение Василия Великого на пелене близко иконографическому изводу чтимой иконы архиепископа Николая Мирликийского, известной как «Никола Зарайский».

Образ Василия Великого. присутствовал на памятниках эпохи царя Иоанна Грозного, связанных с идеей Божественного покровительства царской власти, например, на иконе «Свт. Василий Великий и великий князь Василий III, в иночестве Варлаам, в молении» (60-е гг. XVI в.). Большое число композиций из жития Василия Великого представлено во фресках 1547-1551 гг. дьяконника Благовещенского собора Московского Кремля, где с 1489 г. располагался придел его имени. В них представлены чудеса, совершенные Василием Великим («чудо о жидовине», отверзание дверей храма, смерть императора Юлиана от руки св. Меркурия), в т. ч. во время литургии (видение прп. Ефрему Сирину огня из уст проповедующего Василия Великого). Известны житийные иконы Василия Великого  XVI-XVII вв., которые отличаются разнообразием сюжетов, например икона 2-й пол. XVI в., среди ее клейм интересны изображения богослужения Василия Великого, «чудо о евреине», увидевшем агнца на руках Василия Великого во время службы, явление Христа и апостолов Василия Великого; икона, созданная около 1602 г., в клеймах которой представлены встреча и беседа Василия Великого с прп. Ефремом Сирином, явление Богоматери Василию Великому, обличение епископа горящим углем, «чудо о прощенной грешнице». В начале XVII в. распространились иконы, иллюстрирующие песнопения Великого поста, например, «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», где представлен Василий Великий, совершающий службу в присутствии царской четы. В поствизантийском искусстве излюбленными стали образы святых, в т. ч. и Василия Великого, на престолах. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью, как, например, икона с 42 клеймами жития Василия Великого письма Семена Спиридонова (1674): вертикальным узким форматом она напоминает надгробный покров, где в среднике величественный образ Василия Великого в праздничном святительском облачении окружен миниатюрными композициями. Иконография Василия Великого в синодальный период подробно не изучена, но в целом повторяла сложившиеся типы и изводы.

М. А. Маханько

Источник: Православная энциклопедия

Житие святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

Новогодний волшебник Дед Мороз или Санта Клаус был греком

Интересное Вам

Выставки в Музее имени Андрея Рублева
Перспективы развития Музея имени Андрея Рублева
Памятник святому преподобному Андрею Рублеву
Иконы, с которыми побеждали
Образы второго пришествия Христа
Страж древнерусского искусства

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и праздником иконы Божией Матери "Казанская"
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью

Количество просмотров материалов
122358

доска объявлений