Печать 

Икона Обрезание Господне

Акафист святителю Василию Великому архиепископу Кесарии Каппадокийской

Источник http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=457&sid=358

Святитель Василий Великий – Вселенский святитель и учитель. Наименование «Великий» дано ему за большую деятельность во благо Церкви. Неутомимый борец за чистоту православной веры, он соединил в себе богословское знание, философскую мудрость и иноческое подвижничество. Василий Великий известен как покровитель монахов, музыкантов и садоводов. К его образу обращаются за помощью в учении, просветительстве, начале нового дела и въезде в новый дом.

http://iconworld.ru/products/210

Молитвенная традиция:  Святителя Василия Великого просят о помощи в трудах и исцелении от глазных болезней.

Согласно иконописному подлиннику (XVI в.), Василий Великий изображался в светлой крещатой фелони, с Евангелием в левой покровенной руке, правой - благословляющий. Лицо удлиненное, смуглое, «горбонос, брови имея окруженне, чело высоко и смягло», волосы черные с проседью, такая же борода «до персей», сужающаяся к концу (Большаков. Подлинник иконописный). Древнейший тип изображения Василия Великого - фронтальный, прямоличный, погрудный, как на иконе VII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае. Изображения Василия Великого, отца Церкви и автора литургии, входят в специальный ряд фигур прославленных святителей, украшающих алтарь, в рост, как в монументальных росписях, например в церкви Санта-Мария Антиква в Риме (ок. 649; еще одно изображение находится там же в атриуме X в.). К типу фигуры в рост относятся: иконы, например, створка триптиха «Апостол Фаддей, царь Авгарь и избранные святые» (X в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), Василий Великий изображен рядом с прп. Ефремом Сирином в светло-серой фелони без крестов; створки царских врат, напр. из церкви Успения Богоматери погоста Кривое Архангельской обл. (2-я пол. XIII в.); миниатюры житийных сборников) или литургических свитков, например, XIII в. , где Василий Великий представлен за престолом, совершающим службу вместе с ангелами; эмали, например, византийской работы X-XII вв. на окладах икон или на окладах Евангелий, напр. конца X - начала XI в.; а также печати (иногда в поясном варианте) русских князей; каменные русские иконки XIV в., на которых Василий Великий часто изображен вместе со свт. Николаем, архиепископом Мирликийским. В средневизантийское время фигура Василия Великого располагалась, как правило, рядом со свт. Иоанном Златоустом (в темной фелони без крестов - на мозаиках Святой Софии Киевской, 1037-1045; Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151) и позднее, например, в апсиде константинопольской церкви монастыря Хора, 1315-1320 гг.; фигура Василия Великого встречается в лицевом шитье облачений иерархов, напр. на Большом саккосе митр. Киевского Фотия (1414-1417, ГММК).

В XI в. сформировался еще один извод в иконографии Василия Великого: склонившаяся в молении фигура, вполоборота, с развернутым свитком в руках. Наиболее ранний пример - композиция «Служба Василия Великого» в алтаре цекви Святой Софии в Охриде (середина XI в.). Такое изображение Василия Великого, как правило в белой крещатой фелони, напротив свт. Иоанна Златоуста, входило в состав композиции «Поклонение жертве», или «Служба св. отцов», в нижнем ярусе алтарной декорации, например в церкви Богоматери Елеусы в Велюсе, Македония (80-е гг. XI в.), св. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), св. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.), св. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), т. н. церкви свт. Николая на Гребле (Псков, конца XIV - начала XV в.) и др.; этот же тип встречается в миниатюрах рукописей, литургических свитков XII в. и XV в. , Служебников, на створках древнерусских царских врат, например тверских с погоста Нектарьева (конца XIV - начала XV в.), новгородских из Гостинопольского монастыря, на иконах деисусного чина иконостаса, например, из Благовещенского собора Московского Кремля (конец XIV в.). На миниатюре Служебника Гостинопольского монастыря Василий Великий с развернутым свитком в руках, подняв голову, предстоит благословляющей деснице в небесном сегменте.

Некоторые эпизоды жития Василия Великого стали рано изображаться в миниатюрах, например Успение Василия Великого, в иллюстрациях Слов свт. Григория Назианзина (конец XII в.). В иконописи самый ранний сохранившийся памятник - икона Василия Великого с 12 клеймами жития, вероятно кипрского происхождения (XIII в.).

В связи с утверждением в конце XI в. в Византии праздника Трех святителей получили распространение совместные изображения Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В композиции «Страшный Суд» они предстоят уготованному престолу и Судии, как, например, на миниатюре Евангелия 3-й четверти XI в., на иконе XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае) они дважды представлены вместе: в молении перед Этимасией и идущими за ап. Петром к вратам рая. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV в., часто в составе минейных икон-таблеток, напр. «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.). В византийском искусстве палеологовского времени появились аллегорические композиции, развивающие тему учительства святых отцов, например «Беседа трех святителей», или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347-1349) - Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, «река учения». Такие композиции появились на Руси в XVI-XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502), на иконах строгановского письма, связанных с Благовещенским собором г. Сольвычегодска, где был придел в честь Трех святителей (икона из церкви Вознесения Христова с. Васильевского Ильинского района (начало XVII в.; икона Никифора Савина, начало XVII в.). Три святителя изображались на иконах, иллюстрирующих литургические песнопения, напр. на иконе «Да молчит всякая плоть» (1-я половина XVII в.).

В позднем средневековье иконография Василия Великого насчитывала большое число изводов, как традиционных, так и новых, представляющих дальнейшее осмысление образа великого отца Церкви и его литургического творчества. В тот период появилась композиция «Служба Василия Великого», представляющая символическое толкование таинства Евхаристии, где Василий Великий представлен у престола с Младенцем Христом на покровенных руках, как, например, на шитом сударе начала XV в. или на фреске на стене жертвенника церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове (1465). Этот сюжет был известен и в иконописи, о нем говорится в послании Новгородского архиеп. Геннадия Суздальского еп. Нифонту 1488 г. Такое изображение могло быть связано также с празднованием 1 января памяти Василия Великого. и Обрезания Господня.

В искусстве Московской Руси иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собр. М. А. Оболенского, выявленный И. Л. Жучковой и Б. Н. Морозовым в 2000 г. в процессе подготовки вып. 1 «Каталога славяно-русских рукописных книг XVI в., хранящихся в РГАДА». Подробный, в нескольких композициях, рассказ об одном деянии святителя позволял раскрыть его дар проповедника, как это показывает, например, шитая пелена (или сударь) 60-х гг. XVI в., вклад в Соловецкий монастырь в 1570 г. инокини Евдокии (в миру кн. Евфросинии Старицкой), где Василий Великий изображен в рост в крещатой фелони, благословляющий, с Евангелием на покровенной руке. Рядом с центральной фигурой - 4 композиции, представляющие «чудо о евреине Иосифе», враче, который не верил в способность Василия Великого преодолеть телесную немощь, но после чуда уверовал и крестился Изображение Василия Великого на пелене близко иконографическому изводу чтимой иконы архиепископа Николая Мирликийского, известной как «Никола Зарайский».

Образ Василия Великого. присутствовал на памятниках эпохи царя Иоанна Грозного, связанных с идеей Божественного покровительства царской власти, например, на иконе «Свт. Василий Великий и великий князь Василий III, в иночестве Варлаам, в молении» (60-е гг. XVI в.). Большое число композиций из жития Василия Великого представлено во фресках 1547-1551 гг. дьяконника Благовещенского собора Московского Кремля, где с 1489 г. располагался придел его имени. В них представлены чудеса, совершенные Василием Великим («чудо о жидовине», отверзание дверей храма, смерть императора Юлиана от руки св. Меркурия), в т. ч. во время литургии (видение прп. Ефрему Сирину огня из уст проповедующего Василия Великого). Известны житийные иконы Василия Великого  XVI-XVII вв., которые отличаются разнообразием сюжетов, например икона 2-й пол. XVI в., среди ее клейм интересны изображения богослужения Василия Великого, «чудо о евреине», увидевшем агнца на руках Василия Великого во время службы, явление Христа и апостолов Василия Великого; икона, созданная около 1602 г., в клеймах которой представлены встреча и беседа Василия Великого с прп. Ефремом Сирином, явление Богоматери Василию Великому, обличение епископа горящим углем, «чудо о прощенной грешнице». В начале XVII в. распространились иконы, иллюстрирующие песнопения Великого поста, например, «Ныне силы небесные с нами невидимо служат», где представлен Василий Великий, совершающий службу в присутствии царской четы. В поствизантийском искусстве излюбленными стали образы святых, в т. ч. и Василия Великого, на престолах. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью, как, например, икона с 42 клеймами жития Василия Великого письма Семена Спиридонова (1674): вертикальным узким форматом она напоминает надгробный покров, где в среднике величественный образ Василия Великого в праздничном святительском облачении окружен миниатюрными композициями. Иконография Василия Великого в синодальный период подробно не изучена, но в целом повторяла сложившиеся типы и изводы.

М. А. Маханько

Источник: Православная энциклопедия

https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-velikij

Тропарь святителю Василию Великому, глас 1

Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́,/ я́ко прие́мшую сло́во твое́,/ и́мже боголе́пно научи́л еси́,/ естество́ су́щих уясни́л еси́,/ челове́ческия обы́чаи украси́л еси́,/ ца́рское свя́щение, о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: По всей земле прошел голос твой, ибо приняла она слово твое: им ты истины веры богодостойно изложил, природу всего существующего изъяснил, человеческие обычаи благоукрасил, царственный священник, отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Василию Великому, глас 4

Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое Це́ркве,/ подая́ все́м некра́домое госпо́дство челове́ком,/ запечатле́я твои́ми веле́ньми,// небоявле́нне Васи́лие, преподо́бне.

Перевод:Явился ты непоколебимым основанием Церкви, оделяя всех людей неприкосновенным достоянием и запечатывая его твоими учениями, открывающий небесное Василий, преподобный.

Молитва святителю Василию Великому

О, вели́кий во иера́рсех, вселе́нныя учи́телю богому́дрый, преблаже́нне о́тче Васи́лие! Ве́лия по́двиги и труды́ твоя́, я́же во сла́ву святы́я Це́ркве соверши́л еси́: ты испове́дник тве́рдый и свети́льник ве́ры Христо́вы на земли́ был еси́, све́том Богове́дения ве́рныя озаря́яй, ло́жная уче́ния попаля́яй, и всему́ ми́ру сло́во спаси́тельныя и́стины возвеща́яй. Ны́не же, ве́лие на Небесе́х име́яй дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помози́ нам, со смире́нием к тебе́ припа́дающим, тве́рдо и неизме́нно святу́ю правосла́вную ве́ру до конца́ жития́ на́шего сохрани́ти, от малове́рия же, сомне́ний и колеба́ния в ве́ре соблюди́, да не прельще́ни бу́дем богопроти́вных и душепа́губных уче́ний словеса́ми. Дух ре́вности святы́я, е́юже ты пламене́л еси́, о пресла́вный Це́ркве Христо́вы па́стырю, возгре́й предста́тельством твои́м и в нас, и́хже Христо́с поста́ви бы́ти па́стырями, да всеусе́рдно просвеща́ем и утвержда́ем в пра́вей ве́ре слове́сное ста́до Христо́во. Испроси́, о, милосе́рдый святи́телю, от Отца́ све́тов и всем, вся́кий дар коему́ждо благопотре́бен: младе́нцем благо́е в стра́се Бо́жием возраста́ние, ю́ным целому́дрие, ста́рым и немощны́м укрепле́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим вразумле́ние и исправле́ние, оби́димым заступле́ние, сирота́м и вдови́цам защище́ние, искуша́емым благода́тное поможе́ние, отше́дшим от сего́ вре́меннаго жития́, отце́м и бра́тиям на́шим блаже́нное упокое́ние. Ей, свя́тче Бо́жий, при́зри ми́лостиво от оби́телей го́рних на нас смире́нных, мно́гими собла́знами и напа́стьми обурева́емых, и с земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Препода́ждь нам, преблаги́й о́тче, твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, в сие́ но́вое ле́то и во все про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре, покая́нии и послуша́нии Святе́й Правосла́вной Це́ркви поживе́м, за́поведи Христо́вы усе́рдно творя́ще, по́двигом до́брым ве́ры подвиза́ющеся, и та́ко Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, иде́же с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́би Тро́ицу Святу́ю, Единосу́щную и Неразде́льную, пе́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я святителю Василию Великому

О, вели́кий и пресвяты́й святи́телю о́тче Васи́лие, пресла́вный вселе́нския Це́ркве учи́телю, сла́вы Пресвяты́я Тро́ицы всеусе́рдный побо́рниче, Ма́тере Бо́жия и Ея́ пренепоро́чнаго де́вства предызбра́нный испове́дниче, пресве́тлый чистоты́, смире́ния и терпе́ния о́бразе. Се аз многогре́шный и недосто́йный на высоту́ небе́сную взира́ти, смире́нно молю́ тя, о прему́дрый Це́ркве Христо́вы учи́телю, научи́ мя та́ко богобоя́зненно житие́ свое́ проводи́ти, да никогда́ же на путь, Бо́жиим повеле́нием проти́вен, уклоню́ся или совраще́н бу́ду. Соблюди́ и изба́ви мя твои́м многомо́щным предста́тельством от собла́знов ми́ра и ко́зней диа́вольских, я́коже изба́вил еси́ от них ю́ношу, от Сладча́йшаго Спаси́теля на́шего отступи́вша и во власть сатаны́ впа́дша. Да́руй мне си́лу душе́вную усе́рдным бы́ти подража́телем доброде́телей твои́х высо́ких: соде́лай мя в ве́ре пра́вей тве́рда и непоколеби́ма, укрепи́ мя малоду́шнаго в терпе́нии и упова́нии на Го́спода, возгре́й в се́рдце мое́м и́стинную Христо́ву любо́вь, да небе́сных благ па́че всех жела́ю и и́ми услажда́юся. Испроси́ мне у Го́спода и́скреннее о гресе́х сокруше́ние, да про́чее вре́мя живота́ моего́ в ми́ре, покая́нии и исполне́нии за́поведей Христо́вых провожда́ти бу́ду. Егда́ же час моего́ сконча́ния прибли́зится, ты, о преблаги́й о́тче, с Преблагослове́нною Де́вою Мари́ею, тогда́ ускори́ на по́мощь, защити́ мя от зло́бных наве́тов вра́жиих, и сподо́би мя насле́дника бы́ти ра́йских селе́ний, да ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми непристу́пнаго Бо́жия вели́чества Престо́лу предста́ну и Живонача́льную, Единосу́щную же и Неразде́льную Тро́ицу прославля́ю и воспева́ю, при́сно и в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.

Молитва 3-я святителю Василию Великому

О, вели́кий и пресла́вный святи́телю Христо́в, всея́ вселе́нския Це́ркве учи́телю богому́дрый, правосла́вия тве́рдый испове́дниче и побо́рниче, всеблаже́нне о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т небе́сных на нас, смире́нно к тебе́ припа́дающих, и умоли́ Го́спода Вседержи́теля, Его́же ве́рный на земли́ служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное сохране́ние, Це́ркви святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние, и во всех ну́ждах, ско́рбех и искуше́ниих ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние. Пода́ждь нам твое́ свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии, сие́ но́вое ле́то и во вся дни богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу воспева́ти и сла́вити, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 4-я святителю Василию Великому

О, вели́кий и пресвяты́й святи́телю, о́тче Васи́лие! При́зри от высо́т небе́сных на нас, раб Бо́жиих (имена), и умоли́ Го́спода, Его́же ве́рный на земли́ служи́тель был еси́, да да́рует нам ве́ры пра́выя тве́рдое и неизме́нное сохране́ние, Це́ркви Святе́й послуша́ние, жития́ на́шего исправле́ние и во всех ну́ждах, скорбе́х и искуше́ниях ско́рое поможе́ние, терпе́ние же и укрепле́ние. Пода́ждь нам твое свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́емии во вся дни богоуго́дно в ми́ре и покая́нии поживе́м и во Ца́рствии Небе́снем сподо́бимся ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, воспева́ти и сла́вити во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Житие святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

Новогодний волшебник Дед Мороз или Санта Клаус был греком

Новогодний греческий пирог "Василопита"

Современные свидетельства чудес Николая Чудотворца

В чем помогает Николай Угодник?

Мощи Спиридона Тримифунтского в Москве

Икона Святителя Фотия, Патриарха Константинопольского - защитника икон

Икона Трех Святителей

Иконы Святителя Иннокентия в Иркутских храмах