Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2018 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Чудотворные иконы Афона

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://icon.spbda.ru/2017/02/26/clovesnaya-ikona-svyatoy-rusi/

Составители службы Русским святым

Борис Александрович Тураев — инициатор восстановления праздника Русских Святых родился в Петербурге в 1868 году. Образование получил в Петербургском университете. Крупнейший востоковед, академик, ординарный профессор Петроград­ского университета, хранитель собрания египетских древностей Музея изящных искусств им. Александра III в Москве. Борис Александрович полагал, что основа исторического развития народов лежит в их верованиях и духовной культуре. В 1917-1918 годах был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви. Умер 23 июля 1920 года.

Епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии Афанасий (Сахаров) — составитель службы Русским Святым родился в 1887 году в селе Царевка Тамбовской губернии. В 1912 году окончил Московскую Духовную Академию, принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен во иерея. Был известным знатоком церковного устава и литургики. В 1918 году иеромонах Афанасий был членом Собора Русской Православной Церкви по избранию от монашествующих. В 1921 году состоялась его хиротония во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. За тридцать три года архиерейства «был на епархиальном служении 33 месяца; на свободе, не у дел — 32 месяца, в изгнании — 76 месяцев, в узах и на горьких работах — 254 месяца…». После освобождения из тюрем и лагерей в 1954 году Владыка Афанасий занимался творчеством, дополняя и завершая замечательную работу «О поминовении усопших», переписывая и исправляя службы Русским Святым, пополняя по­следование Всем Святым, в земле Русской просиявшим. Епископ Афанасий составил жизнеописание Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина). Скончался Владыка 28 октября 1962 года в городе Петушки Владимирской области.

В разные годы в составлении и редактировании службы принимали участие митрополит Сергий (Страгородский), епископ Иоанн (Широков), литературовед С.Н. Дурылин.

Изображение взято по ссылке http://ikona-divo.ru/wp-content/

uploads/2015/10/Sobor-vseh-russkih-svyatyih-e1495024902394.jpg

Источник http://msdm.ru/2013-05-31-13-31-10/arhiv/246-c?showall=&start=6

Одновременно с составлением службы Всем Святым, в земле Русской просиявшим, владыка Афанасий разработал композицию иконы Собора Русских Святых. Словесное изображение Святой Руси нашло свое иконописное воплощение. По замыслу епископа Афанасия, группы святых должны были располагаться по кругу, по ходу солнца, по­следовательно отображая юг, запад, север и восток России, просвещенной светом православной веры. Круговая композиция, идеально отражая Божественную вечность и полноту церковной соборности, подчеркивается освящающей собор русских святых иконой Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, заключенной в круг.

В нижней части иконы - корень православной Русской державы, святой Киев со своими угодниками - просветителями Русской земли, ее первомучениками, на крови которых начинало возрастать древо Русской Православной Церкви. Первый плод сеяния Христовой веры на Древнерусской земле - светоносные пещеры Успенской Киевской Лавры. С обеих сторон крестителя Руси князя Владимира окружает сонм киево-печерских угодников. Слева - подвижники ближних пещер во главе со своим начальником преподобным Антонием Печер­ским. Справа - насельники дальних пещер с преподобным Феодосием. Живописный образ тесно связан со словесным. Созвучны иконе слова третьей песни канона: «Рай мысленный еси, Печерская святая горо...» Слева от собора киево-печерских преподобных изображены святые южной Руси, черниговские князья-мученики Михаил и Феодор, переяславские и волынские чудотворцы с преподобным Иовом Почаевским.

Из зерна, посеянного святым великим князем Владимиром, выросло великое древо православной Русской державы, православной русской культуры, ветви которого унизаны многими плодами - святыми подвижниками и трудниками нашего Отечества.

Сердцевиной русского исторического древа является «славный град Москва», «корень Царства», говоря словами грамот Смутного времени XVII века[17]. Под кровом Владимирской иконы Божией Матери, в молении у Престола Успенского собора Московского Кремля с возлежащей на нем Ризой Господней стоят московские святители Петр и Алексий, Феогност и Иона, Ермоген и Филипп, Фотий и Киприан. Лик святых продолжают преподобные Савва и Андроник, благоверная княгиня Евдокия - жена святого князя Димитрия Донского, преподобный князь-строитель Москвы Даниил, святитель Тихон Калужский, Царевич-мученик Димитрий Угличский и другие. Справа от Москвы - святая Троице-Сергиева Лавра с преподобным Сергием Радонежским и его ближайшими учениками. Центральная часть иконы соответствует четвертой песне канона русским святым: «Радуется славный град Москва, и веселия исполняется вся Россия...»

Ширилась и крепла Русская держава, все больше звезд загоралось на небе Русской Православной Церкви. Огоньки, зажженные в древности на юго-западе в Турове, Полоцке, вспыхивали в Смолен­ске, Бресте, Белостоке, далекой Литве. Особенно яркими светильниками на северо-западе Отечества были Новгородская и Псковская епархии. Им посвящается пятая песня канона: «Едемскаго рая, приидите, видим цветы присножизненныя и богопрозябенныя, подвиги отец, в пределех Новгород­ских просиявших...» Подобно Богородичну, над сонмом новгородских святых сияет древний образ Матери Божией «Знамение».

Крону великого русского древа образует чудная Северная Фиваида, воспетая в шестой песне: «Ликуй, Фиваидо Русская, красуйтеся, пустыни и дебри Олонецкия, Белоезерския и Вологодския, возрастившия святое и славное отец множество...» Слева направо в верхней части иконы изображены петроградские, олонецкие, белозерские, архангелогородские, соловецкие, вологодские и пермские угодники Божии. Сурова была жизнь бескровных мучеников, преподобных подвижников-просветителей Русского Севера.

Следуя седьмой песне канона, в правой части иконы предстоят в молении Христу все святые среднерусских земель: угодники Ростова и Яро­славля, Углича и Суздаля, Мурома и Костромы, Твери и Рязани, древнего Владимира и Переславля Залесского.

Ближе к востоку наш взор встречает тамбовских, сибирских и казанских чудотворцев. Казанская явленная чудотворная икона Богоматери осеняет восток Святой Руси. Замыкает круговое движение изображение святых древних Церквей Кавказа: Иверии, Грузии и Армении, в правом нижнем углу. Иконописному образу соответствует восьмая песнь канона русским святым: «Красуйся, граде Казань... Веселися, Сибирская страно... Радуйся, Иверие и вся земля Грузинская, торжествуй, Армение...»

Словесная богослужебная икона Русской Церкви, равно как и иконописное ее изображение, с возможной полнотой представляют единство разнообразного и безграничного множества путей достижения святости, служения Богу. Преподобные и великие князья, святители и блаженные, праведные жены и мученики имеют равное достоинство перед Богом, Который взирает не на лица, а на горящие сердца человеческие. Прекрасно духовное небо русской святости, светила отличаются множеством оттенков, яркостью горения, но все соединены светом Христовым, просветившим и освятившим Русь.

В верхней части иконы, словно под сводами незримого храма, изображен Деисусный чин. В центральном радужном медальоне - Святая Троица. По обе стороны от медальона предстоят в молении Богу Троице Пречистая Богородица и святой Иоанн Креститель, святые архангелы Михаил и Гавриил, особенно чтимые и близкие Русской земле святые: апостолы Варфоломей и Андрей, святители Фотий и семь Херсонских священномучеников, великомученики Георгий и Димитрий Солунский, святитель Николай Мирликийский и просветители словенские Кирилл и Мефодий, а также множество иных угодников, так или иначе исторически связанных с Русской Церковью. Вспоминается молитва на литии службы Всем святым, в земле Русской просиявшим, последовательно перечисляющая вселенских святых, послуживших в пределах Русской земли и особо почитаемых русским народом.

Деисусный чин помогает уяснить глубинное содержание иконы Собор Русских Святых. На огромных просторах великой Православной России, под благодатным покровом Святой Троицы незримо высится прекрасный храм святой Православной Русской Церкви, где единым сердцем и едиными устами все русские святые, именованные и неименованные, явленные и неявленные совершают Божественную Литургию на Престоле алтаря Святой Руси - Успенского собора Московского Кремля с великой святыней, Ризой Господней.

Словно три звезды сияют на иконе три чудо­творных образа Богоматери, Небесной Защитницы Русской земли: на северо-западе - новгородская икона «Знамение», на востоке - Казанская икона Владычицы, а в сердце России, Москве - Владимирская икона Пречистой.

Первая икона Собор Русских Святых, не вполне удовлетворявшая епископа Афанасия, была написана его близким другом и сокурсником, священником Старой Русcы, отцом Владимиром Пылаевым, погибшим в ссылке. Вторая икона создавалась по просьбе и по замыслу Владыки известным иконописцем Троице-Сергиевой Лавры монахиней Иулианией (Марией Николаевной Соколовой). Ныне образ, написанный монахиней Иулианией, вместе со списком ее же работы хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Другая икона ее работы находится в Патриаршей Резиденции, в храме Всех Русских Святых и еще одна в Воскресенском соборе города Романова-Борисоглебска Ярославской области.

Композиция иконы Русских святых соотносится с устойчивой церковной традицией изображения патрональных святынь и святых с предстоящими. В Церковно-археологическом музее Санкт-Петербургской Академии хранилась икона Всех Русских Святых, написанная Петром Тимофеевым в 1814 году, происходящая от старообрядцев. Проф. Н.В. По­кровский предполагал, что она была списана с более древнего образца[18]. В верхней части изображена Святая Троица, ниже - Престол уготованный и орудия страстей, затем - София, Премудрость Божия с предстоящими и, наконец, одиннадцать рядов русских святых, молитвенно предстоящих Святой Софии.

В собрании Третьяковской галереи хранятся трехстворчатые складни первой половины XVII ве­ка, средник которых представляет Владимирскую икону Богоматери, а на створках чинными рядами, в строгой иерархии, предстоят Царице Небесной лики святых. Святые каждого лика стоят в два ряда. Русские угодники, как правило, располагаются в нижнем ряду.

Особое внимание следует обратить на соборы святых, почитаемых в той или иной области или епархии, но это тема серьезного исследования, выходящая за рамки нашего сообщения.

В основе богослужебного последования Всем Святым, в земле Русской просиявшим, лежит служба Всем святых в первое воскресенье по Пятидесятнице[19], а также служба Всем преподобным отцам в субботу Сырной седмицы. В синаксаре Недели Всех святых говорится о том, что Дух Святой, «освятивший и упремудривший» человеческие сердца, многие из них привел ко Христу, «в наполнение онаго чина ангельскаго». Способы и пути привлечения всех желающих добра к Богу совершенно различны: кого Дух Святой приводит чрез мученичество и пролитие крови, кого «добродетельным житием»[20]. Иконографически службы Всем святым и Преподобным отцам отображаются в иконе «Суббота Всех святых»[21], а также в соборном изображении чтимых угодников.

На множество размышлений и сопоставлений наводит чудная двоица: служба и икона Всем Святым, в земле Русской просиявшим. Но лучше всего заключит наше слово священное песнопение: «Русь Святая! Храни веру православную, в нейже тебе утверждение!"[22]

Чинякова  Г.П.

 

[17] Гермоген Московский, сщмч. Творения Святейшего Гермогена, Патриарха Московского и всея России с приложением чина прославления Патриарха. М., 1912.

[18] Покровский Н.В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1879-1909. СПб., 1909. С. 131-144.

[19] Русские исторические деятели в иконе: Научная конференция ЦМиАР. М., 1989.

[20] Триодь Цветная. Неделя Всех святых. Синаксарь. М., 1992.

[21] Чугреева Н.Н. полагает, что в основе иконографии Соборов русских святых лежит икона «Суббота всех святых».

[22] Стихира на стиховне службы Всем русским святым, на «Слава».

 

Статья опубликована в журнале "Даниловский благовестник", вып. 9, 1998 г., с. 71-77.

Интересное Вам

Выставки в Музее имени Андрея Рублева
Перспективы развития Музея имени Андрея Рублева
Памятник святому преподобному Андрею Рублеву
Иконы, с которыми побеждали
Образы второго пришествия Христа
Страж древнерусского искусства

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и праздником иконы Божией Матери "Казанская"
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью

Количество просмотров материалов
122392

доска объявлений