- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Приобрести икону
- Опубликовано: 20 Ноябрь 2018
- Просмотров: 1024
Акафист Пресвятой Богородице. Соборное пение
источник http://sobor-nevskogo.ru/bogorod-ugreshskaya/
20 ноября Русская Православная Церковь чествует образ Пресвятой Богородицы, именуемый Угрешская. История и имя иконы связаны с Николо-Угрешским монастырем, основанным св. Димитрием Донским в Подмосковье.
Николо-Угрешский монастырь
Сегодня святая обитель располагается всего в нескольких километрах от МКАД — в городке Дзержинский. Но в XIV веке здесь были леса, по которым великий князь вел свою дружину на сражение с Мамаем. На одном из привалов Димитрию Ивановичу явился образ свт. Николая Чудотворца. Красивая икона светилась над кроной дерева, паря в воздухе. Князь горячо помолился святителю и дал обет, что воздвигнет на этом месте монастырь, если ему будет суждено победить неприятеля. Глядя на чудесное явление, Димитрий сказал: «Вся сия УГРЕША (согрело) мое сердце!» Одолев врага, Димитрий Донской исполнил обещание, заложив обитель в честь святителя Николая. Он назвал ее «Угрешской» — то есть, согревающей, радующей.
Именно здесь, в период тяжелого упадка обители, явилась икона Божией Матери «Взяграние младенца», названная впоследствии «Угрешской». Особую помощь образ подавал семейным парам, молящим о чадах, непраздным (беременным) женщинам и матерям, которые просили исцеления детям. Благодатью Царицы Небесной и монастырь восстановил свое благолепие и вошел в пору наивысшего расцвета.
После революционного разорения обители икона исчезла. Ее чтимый список, сделанный вскоре после обретения, хранился в Московском Государственном музее-заповеднике. Во время возрождения монашеской жизни в конце XX века с этого образца была сделана копия для Угрешской обители. А в 2013 году к настоятелю монастыря обратилась женщина, желавшая передать икону, пребывавшую долгое время в ее семье. Выяснилось, что это, также, старинный список образа Пресвятой Богородицы «Угрешская». Так обитель обрела еще одну святыню.
Иконография образов Божией Матери «Взыграние младенца»
Среди многочисленных типов икон, являющих нам взаимоотношения Богородицы и Богомладенца, есть целый ряд образов, на которых Дитя предстает в наиболее «свободной» позе — движется, играет, тянется ручками. Здесь мы видим, поистине, Младенца-Христа — его «детскость» проявляется непосредственно и живо. Близко к этому ряду примыкают иконы «Умиление» (Елеуса) «Сладкое Лобзание» (Гликофилуса), где Спаситель прижимается к Матери щечкой, целует Её. Непостижимой высоты достигает нежность и любовь, явленные в образе Пресвятой Богородицы «Владимирская».(Владимирская икона Божией Матери)
«Взыграние» — более активный сюжет. Здесь Младенец не просто обнимает и прижимается к Матери — Он запечатлен в порыве. Причем, на многих изводах этот порыв — от Богородицы. Считается, что на таких иконах изображен момент, когда Христа приносят во храм. Здесь Святое Семейство встречает Симеон Богоприимец, готовый принять на руки Спаситеся мира и изречь свое пророчество Богоматери («Тебе Самой оружие пройдет душу» — Лк. 2:35). И Богомладенец взыграл, явственно двинулся, рванулся навстречу праведному Симеону, в храм, к исполнению Своего Божественного Замысла и Воли, Своего грядущего Предназначения.
Наиболее ярко этот сюжет предстает на иконах Божией Матери Пелагонитисса (происходящая из Пелагонии — нынешней греческой Македонии):
Пречистой Деве словно приходится удерживать Младенца, а Он выворачивается в порыве шалости или желания перейти на руки к праведнику Симеону.
На иконе Богородицы из Николо-Угрешского монастыря мы видим более спокойного Богомладенца. Его поза свободна и естественна. В правой ручке свернутый свиток — но она пока убрана за спину: время Откровения о Спасении еще не пришло. Левой ручкой Дитя благословляет и, в то же время, словно прикасается к плечу Матери. Младенец и Богородица прижимаются друг к другу щеками — в этом образ напоминает сюжет «Умиления».
Существует две версии происхождения подобных икон в Византии. Одни исследователи связывают извод «Взыграние» с итальянским средневековым искусством. Другие находят намного более древние аналогии в раннехристианском искусстве Востока. В любом случае, иконы с таким и подобным сюжетом появляются с XII века и приобретают большую любовь верующих.
На Руси, наряду с совершенно особым — глубоким, сердечным — почитанием Божией Матери, образы «Умиление» и «Взыграние» приобрели огромное значение. Живое и непосредственное общение, взаимные чувства Матери и Младенца вызывали искренний отклик в душах верующих и помогали им в молитве, в укреплении духовных сил.
Божья Матерь "Елеуса", или "Умиление"
Икона Богородицы «Сладкое Лобзание» («Гликофилуса»)