Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://www.nsad.ru/articles/chto-takoe-plashhanica 

«Плащаница» — древнерусское слово, соответствующее нынешнему «простыня», по-гречески — синдон, отсюда и русское «саван». 


В церковно-богослужебном обиходе этим словом стали именовать изображение, которое используется в Православной церкви во время богослужения Великой пятницы и Великой субботы, его несут крестным ходом и выставляют в храме для поклонения. В Древней Руси этим словом могли именовать также изображение на доске, которое в страстные дни ставили для поклонения в храм, но изображение на ткани были распространены гораздо шире. 

Плащаницы были одним из главных видов церковного шитья. Обычно это полотна с вышитым изображением «Положения Христа во гроб» или «Оплакивания Христа», символизирующем погребальную пелену, в которую было завернуто тело Спасителя после Распятия.

Иконография композиций, украшающих плащаницы, сложилась на основе евангельских текстов. Здесь изображается лежащий Спаситель, Богородица, поддерживающая Его главу, оплакивающие Христа жены-мироносицы — Мария Магдалина, Мария Клеопова, Соломия, Иоанна, а также Иоанн Богослов, Никодим и Иосиф Аримафейский, припадающие к ногам Господа. Нередко здесь изображались ангелы с рипидами или орудиями страстей, солнце и луна, апостолы, пророки, святители. Кайма плащаниц нередко украшается вышитой надписью – молитвами и песнопениями Страстной седмицы.

Церковное шитье всегда выделялось из ряда женского рукоделия. Вышивание церковных тканей именовали «иконным» шитьем». Обычно рисунок делал иконописец —знаменщик. Он «знаменовал» образец на бумаге, а с бумаги переводил на ткань. Иногда рисовал прямо на ткани. Нанесенный на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем уже вышивали шелками, золотом, серебром, жемчугом. Ткани для церковного шитья использовали самые разные — иногда простое полотно, а чаще дорогие и роскошные — бархат, шелк, камку, парчу, часто использовались привозные ткани с узорами – итальянские, персидские, турецкие.

Традиции церковного шитья пришли к нам вместе с христианством из Византии. Но уже в Древней Руси искусство лицевого шитья достигло высокого уровня. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были светлицы — особые комнаты, отведенные для женского рукоделия. Славились шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые горожанки. Вышивание было трудоемким делом, требующим кропотливой работы, поэтому его доверяли женщинам. Многие произведения лицевого шитья достигают большого размера — более 2 и даже 4 м в длину, и над одним произведением работали несколько мастериц. 

В книге «Домострой» Сильвестра Медведева (XVI в.) читаем: «которая женщина или девка рукодельна, и той дела указати: рубашку делати, или убрус брати, или постав [пряжу] ткати, или золотное или шелковое, пяличное дело». 

Согласно преданию, Сама Богородица была искусной мастерицей, так в момент Благовещения Дева Мария ткала храмовую завесу, что отражено в иконографии Благовещения, где Святая Дева изображается с пурпурной нитью в руках. 

Древнерусские мастерицы настолько преуспели в искусстве церковного шитья, что их произведения были не только предметами культа, но и вызвали неподдельное эстетическое восхищение у современников. Например, знаменитый путешественник Павел Алеппский, посетивший Россию в XVII веке, так описывает крестный ход в Троице-Сергиевом монастыре: «Когда мы вышли с великим выходом, множество священников шли с тремя плащаницами: одна из них с изображением «Снятия Господа со креста», с узорами и письменами кругом,— все из крупного жемчуга, которого так много, что кажется будто это рассыпанный горох; вторая плащаница — вышитая, от превосходного цвета одежд и лиц кажется, будто это нарисовано красками; такая же и третья».

Сегодня традиции церковного шитья возрождаются, однако в век высоких технологий плащаницы изготавливают при помощи машинной вышивки, а ручным искусством «иконного шитья» владеют, увы, немногие.

Ирина Языкова
 
См. книгу. И.К. Языкова  Богословие иконы
 
Источник http://www.sakkos.ru/cat-khramovoj-utvari/plashchanitsy.html

ПЛАЩАНИЦЫ

Плащаница — полотно большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Пресвятой Богородицы
Плащаница с изображением Иисуса Христа используется в Православной церкви во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы (Господская плащаница), а плащаница с изображением Богородицы - в богослужении Успения (Богородичная плащаница).

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений