Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://www.ceninauku.ru/page_25454.htm

Санкт-Петербургский Государственный университет 

На правах рукописи 
Круглова Анна Рослановна 
ЗОЛОТОШВЕЙНОЕ РУКОДЕЛИЕ 
ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИХ И ЦАРСКИХ МАСТЕРСКИХ 
XV – XVI вв. 
Специальность 07.00.02 — Отечественная история 
Автореферат 
диссертации на соискание ученой степени 
кандидата исторических наук 
Санкт-Петербург 2009

Работа выполнена на кафедре Истории России с древнейших времен до начала 
ХХ века исторического факультета Санкт-Петербургского государственного 
университета 
Научный руководитель: доктор исторических наук, 
профессор 
Петров Алексей Владимирович 
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, 
профессор 
Альшиц Даниил Натанович 
кандидат исторических наук 
Лобин Алексей Николаевич 
Ведущая организация: 
Удмуртский Государственный университет 
Ученый секретарь 
диссертационного совета О. Н. Бачурина 

 

Общая характеристика работы 

Актуальность темы. В последние десятилетия к художественному наследию древнерусской культуры историки стали обращаться все чаще. Действительно, памятники искусства Древней Руси помимо своей эстетической значимости представляют интерес и в качестве отдельного вида источников, проясняющих некоторые не вполне изученные события и явления, касающиеся отдельных персоналий, эпизодов их жизни, обычно довольно скудно освещенных в памятниках письменности того времени. 

Золотное шитье — памятники золотного шитья и сама традиция благочестивых занятий шитьем — является необычным для отечественной историографии, но весьма информативным источником, который дает широкое общее представление о жизни и быте женщин Древней Руси, а также сведения о жизни конкретных более или менее известных личностей. Иногда шитые произведения содержат имена людей, нигде в каких-либо других памятниках не упоминаемых1. О значении такого рода данных на древних памятниках — от сфрагистических до иконописных — писал еще В. Л. Янин2. Эти памятники также отражают, так или иначе, процессы в развитии культуры — бытовой и художественной, в истории повседневности и праздников. 

Исследование произведений золотошвейных мастерских Древней Руси (X–XVII вв.) началось со второй половины XIX в., и за полтора столетия было накоплено большое количество материала, который нуждается в осмыслении и обобщении. Были опубликованы каталоги музейных коллекций памятников шитья, статьи, в которых давалась атрибуция этим вещам. Однако эти памятники, безусловно, представляющие историческую ценность, так как они имеют вкладные надписи с именами и датами, исследовались до сих пор лишь в области искусствоведения и еще не были использованы историками в качестве источников по, собственно, истории, или даже по истории культуры и быта Древней Руси. 

Данная работа является как раз такого рода попыткой использования памятников золотного шитья как источников по истории жизни и быта женщин великокняжеского рода Древней Руси XV–XVI вв. Золотное шитье, связанное с именами представителей знати, с их молитвенными прошениями к святым, которым они посвящали свои вклады, с творчеством художников, рукоделием мастериц, традиционным укладом жизни, литературой и фольклором, драгоценными материалами, наконец, дает довольно широкое представление о культуре и быте Древней Руси. 

Объект и предмет исследования.Объектом исследования в данной работе является деятельность великокняжеских и царских золотошвейных мастерских XV–XVI вв., шитые произведения которых ныне хранятся, в основном, в государственных музеях. Предметом исследования — уклад жизни русских княгинь, их роль в работе мастерских, их важнейшие душевные и духовные потребности, выразившиеся в произведениях шитья, их ценности жизни. 
Источники. Основным видом источников в данной работе были памятники золотного шитья, которые были вложены некогда в монастыри и церкви представителями великокняжеского рода, а сейчас находятся в музеях. Самыми важными для исследования памятников шитья являются, прежде всего, фонды Государственного музея «Московский Кремль», Сергиево-Посадского музея-заповедника и Русского музея, коллекции которых содержат произведения шитья, вложенные княгинями, соответственно, в Успенский собор Московского Кремля3, Троице-Сергиеву лавру4 и Кирилло-Белозерский монастырь5.

Сведения о некоторых несохранившихся вкладах великих княгинь содержатся в монастырских описях и во вкладных книгах6. Это еще один вид источников, который использовался в работе. Монастырские описи имеют также большое значение и для атрибуции сохранившихся памятников, не имеющих вкладных надписей. Отдельным видом источников явились летописи7, имеющие указания на те или иные события, в связи с которыми великие княгини могли делать вклады шитьем: освящение храма, по случаю которого могла быть подарена церковная утварь, в том числе шитая, или торжественное перемещение чудотворных икон из одного города в другой, паломнические поездки великокняжеской четы к мощам чудотворцев и т.п. Использовались также другие памятники древнерусской словесности (послания, письма, повести, жития и др.)8 и записки иностранцев9, которые могли бы дополнить наши представления о традиции шитья и о персоналиях, затронутых в исследовании. Кроме того, были использованы вербальные, не письменные источники, фольклор, для подтверждения традиционных черт в занятиях золотошвейным рукоделием русских княгинь. 

Историография проблемы. Интерес к произведениям шитья как к памятникам старины возник еще во второй половине XIX в. по мере формирования музейных коллекций. Первые публикации об отдельных памятниках золотного шитья и, позднее, каталоги и описания собраний древностей появились во второй половине XIX в.10 — начале XX в.11, а после национализации церковного имущества в 20-е гг. XX в. государственные музейные фонды стали пополняться вещами из монастырских ризниц, и появилась возможность их более масштабного исследования. Все исследования, посвященные золотному шитью Древней Руси (X–XVII вв.), по своим задачам можно разделить на четыре основные группы: статьи о технических приемах в шитье и реставрации шитых произведений12, публикации отдельных памятников13, описания коллекций музеев или бывших собраний монастырей и церквей14, выявление и характеристика отдельных мастерских15. Все они, главным образом, решают вопросы классификации и атрибуции памятников по их стилистическим особенностям, материалам и технике исполнения. Появился также интерес к типологии памятников шитья по их иконографическим особенностям16. Однако, собственно, к вопросам культуры и быта Древней Руси, раскрывающихся, в том числе и через деятельность золотошвейных мастерских при великокняжеских и царских дворах, впервые обратился И. Е. Забелин.

В его труде о домашнем быте русских цариц в XVI–XVII вв.17 царицыным светлицам XVI–XVII вв. посвящена небольшая глава, в которой говорится о традиционности этого благочестивого занятия знатных русских женщин, о постническом идеале, который поддерживался в их быту, включавшем непременно и церковное рукоделие, а также об устройстве мастерской и организации работы в ней, о чем свидетельствовали единичные документы, в XIX в. еще сохранявшиеся в архивах Кремля. Позднее, когда начали уже исследоваться и публиковаться памятники шитья государственных музейных коллекций, были сделаны в 20-е гг. и попытки исследования летописных известий о тех или иных шитых памятниках А. П. Лебедянской18. Однако ее работы не были изданы.

Две ее рукописные статьи были недавно обнаружены в фондах БАН, где она работала19. В 60-х гг. Н. А. Маясова предложила, правда, в рамках искусствоведческой науки, комплексный метод изучения шитья, который предполагал исследование памятников как произведений искусства и культурно-исторических источников20. Условием его является привлечение письменных исторических и литературных источников, раскрывающих конкретные события, связанные с самим произведением или его создателями. Благодаря такому подходу стала проясняться яркая история создания памятников шитья, связанная с общественно-политическими событиями государства и биографиями многих исторических лиц. Н. А. Маясовой удалось также выявить несколько значительных мастерских и дать точную атрибуцию многим десяткам шитых произведений21. Таким образом, памятники шитья стали изучаться в историческом контексте, однако предметом исследования в этих работах, по-прежнему, остаются произведения шитья, а не исторические лица. 

За полтора столетия было накоплено достаточно материала об искусстве золотного шитья, чтобы можно было его использовать и в качестве источника о жизни и деятельности хозяек великокняжеских и царских золотошвейных мастерских XV–XVI вв. 

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является выявление малоизвестной сферы жизни и деятельности великих княгинь XV– XVI вв. — их творчества в золотошвейных мастерских, а также определение значения золотного шитья в жизни знатных женщин великокняжеского рода, его места в истории повседневности великокняжеского быта и в истории культуры Древней Руси указанного периода. 

Задачи работы сводились к следующему: 

1. Собрать все разрозненные и доступные на сегодняшний день сведения о памятниках золотного шитья, изготовленных в великокняжеских мастерских в XV–XVI вв., и выстроить эти сведения в хронологическом порядке по периодам руководства ими великими княгинями и царицами. 
2. В некоторых случаях атрибутировать или уточнить прежние данные о памятниках шитья, относящихся к кругу исследуемых произведений, но имеющих неверную или неточную атрибуцию. 
3. Показать масштаб деятельности золотошвейных мастерских, в отдельных случаях — материальные и временные затраты вкладчиков на создание шитых произведений. 
4. Определить важнейшие побудительные мотивы создания шитых произведений. 
5. Составить род жизнеописания великих княгинь на основании свидетельств их деятельности в мастерских. 

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений