Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://rusteacher.ru/poleznye-materialy/30-osobennosti-russkoj-ikony

Происхождение иконы

Русское слово «икона» происходит (от греческого «ейкон» (eiicwv), что значит «образ» или «портрет». И хотя на иконах изображаются люди, это не портреты в привычном смысле слова, потому что человек представлен в особом, преображенном виде. Да и не вся­кий человек достоин быть изображенным на иконе, а только тот, кого мы называем святым, - Иисус Христос, Богородица, апостолы, пророки, мученики. На ико­нах изображаются также ангелы - бес­плотные духи, которые и вовсе отлича­ются от людей. Мир в иконе тоже являет­ся преображенным - это не окружающая нас действительность, а мир духовный, «Царство Небесное». Задача иконописца весьма трудна, ведь он должен написать то, чего нет или почти нет в нашем при­вычном опыте. Апостол Павел писал: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не при­ходило на сердце человеку, что пригото­вил Бог для любящих Его».

Иконописное изображение на первый взгляд необычно: оно не реалистично, вернее, не натуралистично, а сверхприродно. Язык иконы условен и глубоко символичен, потому что в иконном обра­зе открывается нам иная реальность. Соз­дание первых икон предание относит ко временам апостолов и называет первым иконописцем апостола и евангелиста Лу­ку. Правда, историки отрицают, что в то время вообще кто-либо писал иконы. Но Лука создал одно из четырех Евангелий, а в древности Евангелия называли «словесной иконой», икону - «живописным Евангелием», так что в каком-то смыс­ле Луку можно назвать одним из первых иконописцев.

Однако первые три века своей исто­рии христиане не писали икон и храмов не строили, поскольку жили в Римской империи в окружении язычников, враж­дебно относившихся к их вере, и же­стоко преследовались. В таких условиях христиане не могли проводить богослу­жения открыто, они собирались тайно, в катакомбах. За стенами Рима простирал­ся целый город мертвых - Некрополь, состоящий из многокилометровых под­земных галерей-катакомб. Здесь-то и со­бирались римские христиане на молит­венные собрания - литургии. В катаком­бах сохранилось немало изображений II-IV вв., свидетельствующих о жизни первых христиан - рисунки-граффити, живописные композиции, образы моля­щихся людей (орант), небольшие скульптурки, рельефы на саркофагах. Именно здесь истоки иконы - в этих символиче­ских изображениях вера христиан обре­тала зримый образ.

На плитах захоронений и на сарко­фагах рядом с именами умерших встречаются очень простые рисунки: рыб­ка - символ Христа, кораблик - символ Церкви, якорь - знак надежды, птицы с веточкой в клюве - души, обретшие спасение, и др. На стенах можно видеть и композиции более сложные - сцены из Ветхого Завета: «Ноев Ковчег», «Сон Иа­кова», «Жертвоприношение Авраама», а также из Нового Завета - «Исцеление расслабленного», «Беседа Христа с самарянкой», «Крещение», «Евхаристия» и др. Часто встречается образ «Доброго пастыря» — юноши с овечкой на плечах, символизирующего Христа Спасителя. И хотя первые христиане вынуждены бы­ли скрываться в катакомбах, их искусство свидетельствует о радостном восприя­тии жизни, и даже смерть они встречали светло, не как трагичный уход в никуда, а как возвращение к Богу, в Отчий дом и встречу с Христом, их Учителем. В роспи­си катакомб нет ничего мрачного, манера письма свободная, лег­кая, сцены перемежаются орнаментами с изображениями цветов и птиц, симво­лизирующими рай и блаженство вечной жизни.

В 313 г. римский император Констан­тин Великий издал Миланский эдикт о ве­ротерпимости, отныне христиане могли исповедовать свою веру открыто. По всей империи стали возводить храмы, их укра­шали мозаиками, фресками, иконами. И все, что было наработано в катакомбах, пригодилось в украшении этих храмов.

Древнейшие из дошедших до нас икон были найдены в монасты­ре Святой Екатерины на Синае, их датируют V-VII вв. Написаны они в тех­нике энкаустики (восковыми красками), энергично, пастозно, натуралистично, как было принято в античности. Стили­стически они близки фрескам Геркуланума и Помпеи и позднеримской портрет­ной живописи. Некоторые исследователи прямо выводят икону из так называемого фаюмского портрета (первые такие портреты были найдены в оазисе Фаюм, близ Каира) - небольшие дощечки с изо­бражением умершего человека, их клали на саркофаги при погребении. На этих портретах мы видим выразительные ли­ца с широко раскрытыми глазами, глядя­щими на нас из вечности. Сходство с ико­ной значительно, но велико и различие, оно касается не столько изобразительных средств, сколько смысла образа. Погре­бальные портреты писались, чтобы удер­жать в памяти живых облик ушедших из жизни. Они всегда напоминают о смер­ти, о ее неумолимой власти над миром. Икона же, напротив, свидетельствует о жизни, о ее победе над смертью, ведь образ святого на иконе есть знак его присутствия рядом с нами. Икона есть об­раз Воскресения, ибо религия христиан зиждется на вере в Воскресение — побе­ду Христа над смертью, которая, в свою очередь, есть залог всеобщего воскресе­ния и жизни вечной, в которую первыми входят святые.

В VII-VIII вв. христианский мир стол­кнулся с ересью иконоборчества, кото­рую поддержали императоры Византии, обрушившие весь репрессивный аппарат империи не только на иконы, но и на при­верженцев священных изображений. Бо­лее ста лет в Византии шла борьба меж­ду иконоборцами и иконопочитателями, закончившаяся победой последних. На VII Вселенском соборе (787г.) был провозглашен догмат об иконопочитании, а Константинопольский собор (843г.) утвердил праздник Торжества Правосла­вия как истинного исповедания Христа, исповедания и в слове, и в образе. С это­го времени во всей христианской ойку­мене иконы стали почитать не только как священные изображения, но и как образ, в котором выражена вся полнота веры в Боговоплощение и Воскресение Христа. В иконописном изображении соедини­лись слово и образ, догмат и искусство, богословие и эстетика, поэтому икону на­зывают умозрением, или богословием в красках.

Согласно церковному преданию, первое изображение Иисуса Христа бы­ло создано при его земной жизни, вер­нее, оно проявилось само собой, без всякого человеческого усилия, отче­го и получило название Нерукотвор­ного образа, по-гречески Мандилион, в русской традиции - Не­рукотворный Спас.

Происхождение Нерукотворного об­раза предание связывает с исцелением царя Авгаря, правителя Эдессы. Будучи неизлечимо больным, Авгарь услышал об Иисусе Христе, исцеляющем больных и воскрешающем мертвых. Он послал в Иерусалим своего слугу, чтобы пригла­сить Иисуса в Эдессу, но Христос не мог оставить предназначенного ему дела. Слуга попытался нарисовать портрет Христа и не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от его лика. Тогда Иисус по­просил принести воды и чистое полотен­це, умыл лицо и вытерся полотенцем, и тотчас на ткани изобразился нерукотвор­но его лик. Слуга доставил это изображе­ние в Эдессу, и Авгарь, приложившись к образу, получил исцеление.

Однако до IV в. о Нерукотворном об­разе в христианском мире ничего не было известно. Первое упоминание о нем мы находим у Евсевия Кесарийского (ок. 260-340) в «Церковной истории», где он называет Нерукотворный образ «бо­годанной иконой», а история Авгаря рассказана в «Учении Аддаи». Епископ Эдессы Аддаи (541 г.) повествует так­же, что во время нашествия персов на Эдессу плат с запечатленным на нем ли­ком Христа был замурован в стене, но в один момент образ проступил на стене и так был вновь обретен. Отсюда берут происхождение два иконописных вари­анта Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» (то есть на полотенце), и «Спас на чрепии» (то есть на черепице, или на кирпичной стене).

Постепенно почитание Нерукотворно­го образа стало широко распространять­ся на христианском Востоке. В 944г. ви­зантийские императоры Константин Ба­грянородный и Роман Лекапин выкупили святыню у правителей Эдессы и торже­ственно перенесли в Константинополь. Этот образ стал палладиумом Византий­ской империи. В 1204 г. во время раз­грома Константинополя крестоносцами Нерукотворный образ исчез. Считается, что французские рыцари вывезли его в Европу. Многие ученые отождествляют пропавший Нерукотворный образ с Ту­ринской плащаницей. И сегодня в науч­ных кругах споры о происхождении Ту­ринской плащаницы не прекращаются, в церковном же предании Нерукотворный образ считается первой иконой.

Человек согласно Священному Писа­нию также есть образ, или икона, Бога, т.к. в книге Бытие читаем, что Бог создал че­ловека по образу Своему. Святость в христианстве всегда вос­принималась как отражение Божьей сла­вы, как печать Бога, поэтому уже в пер­вых веках христиане почитали тех, кто последовал за Христом, и прежде всего апостолов и мучеников. Святого можно назвать живой иконой Христа.

Первые иконы Богоматери христиан­ская традиция приписывает евангелисту Луке. На Руси Луке приписывается око­ло десяти икон, на Афоне - около двад­цати, столько же на Западе. Наряду с Не­рукотворным образом Христа почитался и Нерукотворный образ Божьей Матери. Так именуется Лиддская-Римская ико­на, представляющая первоначально изображение на столбе. Предание гласит, что Богоматерь обещала апостолам Пе­тру и Иоанну, шедшим в Лидду на пропо­ведь, что она их там встретит. Когда они явились в город, то увидели в храме изо­бражение Богоматери, которое, по сло­вам жителей, нерукотворно проступи­ло на столбе. В иконоборческие времена по приказу императора это изображение пытались убрать со столба, его закраши­вали, стесывали штукатурку, но оно снова проступало с неумолимой силой. Список этого образа был отослан в Рим, где так­же прославился чудесами. Икона полу­чила именование Лиддской-Римской.

Церковное предание знает немало историй о чудотворных иконах, но церковь, утверждая иконопочитание, под­черкивает, что главный смысл его в почи­тании Иисуса Христа как истинного образа Бога. В своей глубине христианское искус­ство направлено на восстановление ис­тинного образа человека в его подлинном достоинстве, как создания богоподобно­го. Святые Отцы говорили так: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». 

Входя в храм, мы видим множество самых разных образов: иконы в иконо­стасе и киотах, фрески на сводах и сте­нах, вышитые изображения на пеленах и хоругвях, каменные рельефы и метал­лическое литье и др. Через эти изобра­жения невидимый духовный мир стано­вится зримым. В Средние века церковное искусство называли «Библией для негра­мотных», потому что для людей, не уме­ющих читать, оно служило главным ис­точником знаний о Боге, мире и челове­ке. Но и сегодня, несмотря на то, что все стали грамотными, икона остается кладе­зем мудрости.

Ветхий и Новый Завет, сотворение мира и будущая его кончина, история церкви и судьбы царств, чудесные явле­ния и Страшный суд, подвиги мучеников и жития святых, представление о красоте и святости, о доблести и чести, об аде и рае, о прошлом и будущем — все это за­печатлено в иконописном искусстве. Ико­нопись - древнее искусство, но оно не принадлежит только прошлому, оно жи­во и сегодня: иконописцы пишут священ­ные образы, как и много веков назад, В сюжетах, казалось бы, традиционно по­вторяемых веками, как в зеркале вечно­сти, мы находим новый и порой неожи­данный взгляд на нас самих, нашу жизнь и наш мир, его идеалы и ценности.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений