Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2013/04/07/istoriya-vozniknoveniya-mozaiki

07.04.2013 Виссарионова Татьяна Николаевна

 
Мозаикой называется изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц - цветного непрозрачного стекла, смальты или камня, и является одним из видов монументального искусства. Мозаика набирается из отдельных частиц, которые закрепляются в специальном клее.
В классический период в Греции, под влиянием древневосточных образцов, получили распространение мозаичные узоры и надписи (первоначально выполнявшиеся цветной галькой на полах). В период эллинизма стали создавать мозаичные композиции из цветных камней и смальты.
В раннем средневековье своими мозаиками славился итальянский город Равенна, который украшали мозаикой многочисленные дворцы и храмы.
Высокого совершенства мозаика достигла в ранневизантийский период, когда мозаичными изображениями украшали стены и своды церквей. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться глубины цвета. Мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны, оптически расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов и дворцов знати.
Вместе с принятием христианства на Русь пришло и искусство мозаики, тесно связанное с фресковой живописью. Первые образцы мозаичной смальты привозились в Киев с Византией. В последствии производство стеклянной смальты было налажено в Киеве в соборе Св. Софии и Михайловском Златоверховском монастыре (Х1-ХП вв.). Соборы поражают величием и богатством мозаичного декора. Даже ступени винтовых лестниц собора Св. Софии были выложены золотой смальтой. Учёные насчитали в мозаичной палитре собора Святой Софии сто семьдесят семь оттенков. После татаро-монгольского нашествия, ни один последующий правитель в Восточной Европе не мог позволить себе такого атрибута истинного богатства и просвещения.
Мозаика отличается роскошью и нарядностью, сложенная из смальты — небольших модулей цветного стекла. Хорошо отражая солнечный свет, смальта отдаёт цветовыми переливами, подобно мерцанию драгоценных камней.
На протяжении многих веков мозаика распространялась по всему миру, и каждое государство вносило свои изменения в технику выполнения мозаики. Рассмотрим некоторые направления развития мозаики.
 
Александровская мозаика. Это условное название мозаики эллинистического времени, выполненной во II веке до нашей эры и изображающей эпизод битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием III, спасающимся бегством на колеснице. Мозаика была найдена в «Доме Фавна» в Помпеях и теперь находится в Неаполе. Мозаика размером 5,82x3,13 м., исполнена в четыре цвета: белый, желтый, красный, коричневый. Она покрывала пол дома и являлась повторением картины, по сообщению Плиния Старшего, созданной живописцем Филоксеном из города Эретрии на о. Эвбея, в конце IV века до нашей эры. Считается также, что первоначально эта мозаика находилась в Александрии. «Мозаику Александра» следует отличать от «александрийской» - особого способа облицовки стен плитками разноцветного мрамора, порфира, стекла, вырезавшимися по контуру рисунка, орнамента. Такая мозаика зародилась в античной Александрии.
Для византийских храмов (V в. до н.э.) типично соединение мозаик с мраморной облицовкой стен. Как правило, мозаики украшали лишь верхние части интерьера - купола, своды, конхи, тромпы. Стены же остаются скрытыми за мраморной облицовкой - крепкой и монолитной, с блестящей
полированной поверхностью. Эта твердая поверхность, контрастируя с живописным мерцанием мозаических кубиков, еще более подчеркивает художественные своеобразные эффекты мозаики. Кубики смальты имели разнообразную форму и текстуру, выгодно отличавшие византийскую мозаику от других видов мозаики.
Александрийская мозаика
 
Изображение александрийской мозаики взято по ссылке
 http://4.bp.blogspot.com/-ewL-2qyFC1U/Tz7hchBPq5I/AAAAAAAAGmw/
Qc-5oL7GnlI/s1600/Ceiling+with+mosaic+of+the+Baptism
+of+Christ+surrounded+by+apostles.jpg
Флорентийская мозаика. Эпоха XIII в. и первой половины XIV столетия в Италии была эпохой расцвета декоративной живописи, в том числе и декоративной мозаики. Мозаика являлась в то время одним из приемов монументальной декоративной живописи, которым художник должен был владеть наравне с другими ее приемами. В технике мозаики в то время часто работали выдающиеся мастера монументальной живописи — Чимабуэ, Джотто, Капаллини и др. Мастера разрабатывавшие композицию предстоящей к выполнению мозаики и выполнявшие картоны для нее. Они руководили исполнением мозаичного набора, вероятнее всего непосредственно ведшегося мастерами-мозаичистами, хотя и не исключена возможность участия самих маэстро в выполнении мозаичного набора.
 
Баптистерий православных Италия
 
Изображение взято по ссылке http://anagr.com/internet/Italy/Italy-196.jpg
Благодаря непосредственному участию в создании композиции и картонов мозаики, а также руководству мозаичным набором, авторы мозаик Чимабуэ, Джотто, Петро Капаллини, Андреа Тафи, Андреа Гадди, Джакобо Торрити, Иоанн Косматы и др. мастера монументальной живописи XIII— XIV вв., создали мозаичные произведения. Они отличались не только большим живописным мастерством, но и общей гармонией цветового решения и более свободным и монументальным характером исполнения, выгодно отличавшимся от византийских приемов мозаичной живописи. Часто применявшиеся в мозаиках этой эпохи золотые фоны в значительной мере способствовали гармоничному объединению всех частей композиции в одно целое и в то же время усиливали звучание цветового решения мозаичных композиций.
 
Михайловская мозаика выделяется исключительной красотой своих густых, сочных красок. Среди них преобладают зеленые цвета, от изумрудно-зеленого до приглушенных темно-зеленых. Во фресках в разделке складок хитонов и плащей широко применяется золото, придающее одеяниям парадный характер. Лица набирались из белых, розовых, серых и красных кубиков, в тенях широко использовались темно-серые, красно-коричневые. Так создается совсем особая переливчатая гамма, которой византийские мастера владели с замечательным искусством. Краска берется не в ее случайном, изолированном, статическом аспекте, а в тесном взаимодействии с соседними красками, с которыми она образует единое целое. Каждое одеяние представляет собой законченную композицию, но из сочетания одеяний всех 12 апостолов, Христа и ангелов рождается новое, еще более совершенное единство. В этом отношении Михайловская мозаика занимает выдающееся место в истории монументальной средневековой живописи.
 
Изображение взято по ссылке 
http://www.pravenc.ru/data/846/492/1234/i400.jpg
 
Софийская мозаика. Самой сильной стороной софийской мозаики является ее колорит. Он поражает своей цветовой насыщенностью, а также разнообразием и богатством красочных оттенков. Нетрудно понять, что подобное цветовое богатство мозаической палитры можно было обрести лишь в результате высокоразвитой техники производства смальты. Вот почему ремесленники, непосредственно изготовлявшие смальты, ценились в средние века не ниже тех, кто эту смальту выкладывал на плоскости, то есть мозаичистов. И самое примечательное в софийской мозаике - это то, что огромное обилие красочных оттенков никак не идет в ущерб яркого цвета, а, наоборот, обогащает цвет в силу совсем особых свойств смальты, которая обладает поблескивающей поверхностью. В софийской мозаике преобладают элементы прямоугольной формы, треугольной и овальной формы. Сама укладка выполнена легко, без лишнего педантизма, но и без излишней торопливости.
На протяжении многих лет мозаика внедрялась в различные страны, каждая из которых вносила свои изменения в технологию выполнения мозаичного набора, цветовую гамму и т.д. Для того чтобы наглядно проследить за особенностями развития мозаики,  приведем таблицу,  где отображены особенности византийской и русской мозаики.
 
Мозаика Софии Киевской
Изображение взято по ссылке
http://pravlife.org/sites/default/files/field/image/drsk075.jpg

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений