Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2017 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Чудотворные иконы Афона

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://artfinift.ru/enamel

Ростовская финифть в современном понимании – это художественное произведение, написанное в технике миниатюрной живописи по эмали. Это может быть икона, портрет, пейзаж или натюрморт, кроме того, финифтью украшают церковную утварь, ювелирные изделия, предметы домашнего быта.

Портрет-миниатюра маршала Тюренна. Жан Петито. 1670 г.

  Финифть представляет собой стекловидную массу (эмаль), наплавленную на выкованную особым образом металлическую пластину и расписанную надглазурными красками. Краски поэтапно вплавляются в поверхность эмали в муфельной печи при температуре 700-900 градусов по Цельсию. Ростовская финифть – самая долговечная из технологий изобразительного искусства. Как и любые изделия из эмали, она чрезвычайно стойка к влиянию времени. Примером тому могут послужить самые ранние из найденных археологами эмалей. На протяжении трёх тысячелетий они сохраняют свой первозданный вид.

  В Древней Руси финифтью  называли художественную эмаль, изделия, украшенные такой эмалью и технологию изготовления подобных изделий. Единого мнения относительно этимологии слова финифть не существует. В этимологическом словаре русского языка Макса Фасмера указано, что слово произошло от греческого  χυμεύω  (химео) - "смешиваю". Такую же версию предлагает нам и толковый словарь Ушакова. Однако многие исследователи, не оспаривая греческого происхождения слова, полагают, что оно, как и слово “фенгит”, произошло от  существительного  φέγγος (фенгос), означающего “мерцание”.Миниатюра с натюрмортом. Филипп Парпетт. 1779 г.

  Первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи 1175 года. Однако мировая история эмали насчитывает несколько тысячелетий. Техника наплавления эмали на металл родилась на Ближнем Востоке в 1 тысячелетии до н.э. как побочное открытие в развитии производства стекла. Технология быстро перенималась другими народами. Вследствие прочных культурных и политических связей с Византией в XI веке эмаль попала в Россию.

  К этому времени были изобретены такие техники эмалирования, как шамплеве (выемчатая эмаль) и клуазоне (перегородчатая эмаль).  Революция в технологии эмали произошла в начале XVII века, когда эмальерам удалось добиться бездефектного обжига относительно больших плоскостей, покрытых белой эмалью, и, главное, когда французский ювелир Жан Тутен (1578-1644) смог значительно улучшить палитру надглазурных красок. Появившаяся благодаря этим технологическим прорывам техника расписной эмали изначально применялась для росписи циферблатов. Позже расписными эмалями стали украшать шкатулки, портсигары, вазы, изготавливать эмалевые миниатюры.

Портрет царя Петра I.Шарль Буат. 1698 г.

  В России технология расписной эмали появилась в конце XVII века. Историки обычно связывают её появление с именем Петра I. Именно при его правлении  мастера Оружейной палаты начали осваивать  новое ремесло. Первые документальные свидетельства о существовании финифтяной мастерской в Ростове относятся к 1760-м годам. Мастерская находилась  на территории Ростовского архиерейского дома  (Ростовского кремля) и выполняла церковные заказы для Ростова, Ярославля и, возможно, для других городов Ростовской митрополии.  Мастерская просуществовала лишь до 1780-х, однако во многом благодаря ей в Ростове появились такие замечательные мастера миниатюрной росписи по финифти, как иерей А.И.Всесвятский, иеромонах Амфилохий, диакон П. Иванов, А.Г Мощанский. Их насыщенные, динамичные работы заметно отличаются от иконописных канонов Ростово-Суздальской школы, и уже тогда у Ростовской финифти вырабатывается собственный неповторимый стиль.

Вознесение и Сошествие во ад. А.И. Всесвятский. 1793 г.

  К середине XIX века в Ростове уже насчитывалось более 50 мастеров финифти. Самые известные из них – Я.И.Шапошников, А.Г.Тарасов, Я.И.Рыкунин, И.Завьялов, Р.Ф.Виноградов, Н.А.Сальников. Многие имели свои художественные мастерские и были известны далеко за пределами России.

Ростовские миниатюристы относились к финифти не как народному промыслу, а как к высокому искусству. В отличие от европейских мастеров расписной эмали, они не только копировали, но и создавали свои оригинальные произведения. В Ростове не были знакомы с изобретенной в XIX в. технологией декалькомании и все работы выполняли исключительно вручную. Возможно, поэтому искусство ростовской финифти до сих пор существует, тогда как в Европе техника миниатюрной живописи по эмали канула в Лету.

Икона Божией Матери "Знамение". Петр Иванов. 1793 г.

В истории ростовской финифти были и взлёты, и падения. Однако, благодаря  преданным своему делу мастерам, ценящим финифть меценатам и энтузиастам, искусство ростовской миниатюрной живописи по эмали дошло до наших дней в первозданном своём виде.

  В наше время ростовская финифть стоит на пороге новой эпохи. Сейчас, как никогда, важно бережно относиться к традициям, развивать и усиливать те качества ростовской финифти, которые позволяли ей на протяжении трёх столетий оставаться востребованной: высокое качество художественной работы, главенствование в произведении творческого замысла художника, техническое совершенство исполнения. Каждый из нас – и покупатель, и художник,- несет ответственность за сохранение этого сокровища русского искусства.

Алексей Поляков.

Художник, руководитель художественной мастерской «АртФинифть».

 Анна Полякова.

Художник, искусствовед.

Интересное Вам

Выставки в Музее имени Андрея Рублева
Перспективы развития Музея имени Андрея Рублева
Памятник святому преподобному Андрею Рублеву
Иконы, с которыми побеждали
Образы второго пришествия Христа
Страж древнерусского искусства

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и праздником иконы Божией Матери "Казанская"
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге

Количество просмотров материалов
34540

доска объявлений