Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=99046

Более 11 тысяч икон и рукописей оцифровано на Синае

 В библиотеке синайского монастыря святой Екатерины оцифровали более 11 700 икон и рукописей. Работу начали в 2018 году для их сохранения и изучения.

На платформе sinaiarchive.org можно найти обширную коллекцию икон, рукописей и литургических предметов из синайского монастыря. Веб-сайт впервые объединил фотоархивы визуальных ресурсов Принстонского и Мичиганского университетов, сообщает интернет-ресурс «Приходы».

Монастырь пережил за минувшие столетия множество войн, но сохранил богатое собрание рукописей и икон. В библиотеке монастыря хранится 4500 древних христианских рукописей. Один из манускриптов — знаменитый «Синайский кодекс» IV века, греческая рукопись Библии, сообщает «Россия и христианский Восток». Кодекс содержит самый старый из сохранившихся полных текстов Нового Завета. Большая часть кодекса до революции хранилась в России, при советской власти ее продали за рубеж.

В монастыре святой Екатерины находится коллекция палимпсестов IV-XII веков. Это рукописи на пергаментах поверх смытых или соскобленных текстов. В проектах монастыря — создать исследовательскую онлайн-библиотеку библиотеку с восстановленными стертыми текстами.

Источник http://pravlife.org/content/pervye-hristianskie-ikony

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» - живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была  реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря  совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку  монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Богоматерь - Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере

 

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Богоматерь - Царица Небесная. Ангел. Фрагмент

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств  имени Богдана и Варвары Ханенко.

Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи - Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго  до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Дмитрий Марченко

https://athos.guide/monasteries/pantokrator

Монастырь Пантократор

Пантократор находится в 2 часах пути от Кареи на северо-востоке полуострова Афон, неподалёку от развалин древнего города. Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров.

Источник https://athos.guide/uploads/monastery/4vlaq86ja6ckcc.jpg

Пантократор представляет собой четырёхугольную крепость с бойницами и разделяется внутри на два двора. На первом расположены гостиные кельи, разные мастерские и высокая башня с придельной церковью при ризнице; на втором — главный храм Преображения, колокольня и трапезная.

Монастырь был основан двумя греческими аристократами, окончившими здесь жизнь в иночестве: стратопедархом Алексием и братом его Иоанном, саномом примикирием. Однако существует легенда, что монастырь основал император Алексий Комнин.

Византийский период

Монастырь, находящийся на северо-восточном побережье полуострова. Он был основан в середине XIV века военачальником Алексием, освободителем острова Тасос от турецких набегов, а также его братом Иоанном. Два брата, одержав победу над турками в регионе, сформировали своё небольшое государство на Тасосе.

Прот Святой Горы и парламент в 1357 году передали успешным полководцам разрушенную пиратскими набегами обитель Равдуху, рядом с которой те и основали новый монастырь. И Алексий, и Иоанн были похоронены в монастыре, в мраморных мавзолеях в главном храме.

источник https://athos.guide/uploads/fm/images/-%20DJI_0028.jpg

Без сомнения, ктиторы позаботились о благосостоянии монастыря, но поддержку также оказали и представители императорской семьи Палеологов. Именно благодаря этой поддержке стало возможно восстановление монастыря после страшного пожара 1393 года, принесшего с собой многие разрушения. Монастырь обладал землями на островах Лемнос и Тасос, а также в других регионах Греции. Со временем он присоединил к себе другие небольшие обители, которые из-за набегов турок не могли существовать автономно. Впоследствии Пантократор достигает экономического и духовного пика своего развития, но к тому времени Греция переходит во владычество Оттоманской Империи.

Турецкое владычество

Благодаря присоединению небольших обителей и соседству со столицей полуострова Карьесом, в 1574 году Пантократор находится на 7 месте в иерархии монастырей Афона. Благодаря щедрым пожертвованиям правителя Молдавии, Пантократору удаётся провести ряд реставрационных работ и даже завершить строительство водопровода и укрепить крепостные стены. Несмотря на то, что эта обитель никогда не отличалась благосостоянием, ей удалось избежать серьезного упадка в период турецкого владычества. Пантократор обладал земельными угодьями на островах Тасос и Лемнос, а также на полуострове Халкидики. Перепись 1808 года относит к Пантократору 128 монахов, из которых 40 жили в его стенах.

Наши дни

Направляясь на северо-запад, путник встречает на своём пути монастырь Пантократор, высокую башню которого в окружении других зданий можно увидеть издалека.

Главный храм монастыря находится в западной части узкого двора и, как и другие храмы Святой Горы, относится к типу крестово-купольного храма. Два нартекса храма объединились в 1847 году. Иконостас был создан в 1640 году. Храм был расписан в XIV веке, сразу по завершении строительства; это яркий пример македонского искусства, но, к сожалению, большинство из фресок были утеряны, т.к. храм был расписан вновь в 1854 году.

В главном храме Пантократора хранится одна из важнейших чудотворных икон Богородицы Святой Горы — так называемая "Герондисса", или "Старица".

Из 8 часовен монастыря наиболее примечательной является одна, посвящённая Успению Богородицы. Часовня расписана датируемыми 1538 годом фресками критской школы, скрытыми под изображениями 1868 года. Неподалёку от неё расположилась часовня Святого Николая, которая находится рядом с входом в монастырь.

Из-за небольшой площади узкого двора, трапезная монастыря находится в непривычном для обителей месте — на верхнем этаже юго-западной стороны, и обращена на северо-запад. Эта часть монастыря была отремонтирована в 1741 году; тогда же была построена трапезная, украшенная фресками. Очевидно, что старая трапезная находилась на первом этаже во дворе, но была оставлена, т.к. не могла вмещать большое число монахов. Библиотека также расположена на первом этаже восточной стороны.

Монастырю подчиняется скит Пророка Ильи, находящийся над обителью, в получасе ходьбы от неё. Главный храм скита был заложен русским адмиралом Вириловым и вместе с остальным комплексом представляет собой яркий пример русской архитектуры. К скиту относятся ещё 5 часовен.

К монастырю также относится около 15 келий, расположенных в разных местах района Карьеса и Кутлумуша. Самая примечательная из них с исторической точки зрения — это келья Равдуху, которая когда-то являлась одним из древнейших монастырей Святой Горы, занимавшим в иерархии Афона в XIV веке 14 место между 25 существовавшими тогда монастырями. Храм кельи был построен на месте старинного главного храма и на основании его архитектурного плана, поэтому здесь сохранились части старинных фресок, датируемых XII веком.

Другая примечательная келья — так называемая "Достойно Есть", в которой раньше хранилась икона Богородицы, находящаяся сегодня в Протате. Одна из келий используется как представительство монастыря в Карьесе.

Реликвии:

  • мощи великомученика Феодора Стратилата;
  • мощи бессребреников Космы и Дамиана;
  • частица Животворящего Креста;
  • часть щита великомученика Меркурия;
  • иконы XIV века (иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне);
  • икона Богородицы Геронтисса (покровительница монастыря) — одна из наиболее почитаемых чудотворных афонских икон.
 

 

Лик Спасителя. Фреска монастыря Пантократор на Афоне. 1363 год.

Источник https://fs3.fotoload.ru/f/0318/1521566246/04dd1f3a0e.jpg

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений