Печать 

https://www.icon-art.info/author.php?author_id=1245&ysclid=lv3lmbufmo91190839

Соколов Степан Афанасьев (род. 1681, уп. 1742, Великий Устюг)

 — иконописец Великого Устюга, сын Афанасия Петрова Соколова и брат Василия и Андрея Афанасьевых Соколовых. По свидетельству писцовых книг, родился в 1681 г. (РГАДА. Ревизские книги. Книга 1-й ревизии. № 20453/3753. Л. 167) (Брюсова 1986). В 1721 г. у него были дети: Иван 12 лет и Яков 3 лет (Устюг Великий 1883).

В 1718–1719 гг. писал местные иконы в церкви Вознесения (Попов 1875), а в 1724 г. — икону «Жены мироносицы» в Сретенском Мироносицком монастыре Великого Устюга (Непеин 1917).

Его икона «Воскресение» 1740 г. в серебряном окладе находилась в церкви Александра Невского на Лисьем носу в Санкт-Петербургской губ. (Историко-статистические сведения 1884).

    Сохранившиеся произведения:
  1. Семь спящих отроков Ефесских. 1705 г. ГТГ. Инв. 14241. 33×30 см. Собр. А. С. Уварова. Пост. из ГИМ в 1930 г.
    Над нижнем полем черная летописная надпись: «1705 году июня в 25 день изобразишаста сия икона на Устюге Великом. Стефан Соколов изограф». На обороте доски, под нижней шпонкой, надпись черной краской: «Сии святии мученицы восташа августа 4 дни октября же 22 дни паки оуспоша» (Антонова, Мнева 1963. Т. 2).
  2. Богоматерь Одигитрия Смоленская. 1718 г. ВУМЗ. Инв. 17586. 133,5×96,5 см. Из местного ряда иконостаса Воскресенского придела церкви Вознесения в Великом Устюге. Реставратор А. С. Терентьев, 1989–1990 гг. (Вологодская СНРПМ).
    На нижнем поле надпись белилами: «Написан сей образ в лето от сотворения мира 7226 от Рождества по плоти Бога Слова 1718 месяца июля в 6 день. Писал устюжанин Степан Соколов» (Рыбаков 1995).
  3. Воскресение — Сошествие во ад. 1719 г. ВУМЗ.
  4. Богоматерь Одигитрия Смоленская. 1741 г. ВУМЗ. Инв. ИК 21196. 128×99×3,8 см. Рестарация: ВУМЗ, 1982 г., М. П. Брызгалова.
    На нижнем поле надпись: «Написан сей святый образ 1741 в мае тщанием изографа Стефана Соколова» (Возрожденные шедевры 1998).
  5. Преображение. 1742 г. Москва, частная колл. 125×98 см.
    Подпись на поземе: «1742 написан сей святый образ наукрашение храма и напоклонение христианом», «устюжанин зограф Стефан Соколов».

Соколов Степан Афанасьев: иконы

Приписываемые произведения:

В. Г. Брюсова приписывает ему поновление в 1709 г. иконы «Дмитрий Солунский на троне» (ВУМЗ), путем сравнения с подписной иконой «Семь спящих отроков Эфесских» из собрания ГТГ (Брюсова 1986; Брюсова 1984).

Библиография:

Литература

Один из последних представителей династии — Прокопий Соколов

https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=6390
 
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО Прокопий Соколов
«Воскресение Христово» Прокопия Соколова(1803)  Иллюстрация предоставлена Натальей КОМАШКО
источник изображения https://antiqueland.ru/articles/1222/

 

Великий Устюг
104,0 × 69,5 см
Дерево, левкас, темпера
[Собрание В. А. Бондаренко]

Происхождение: Вывезена из под Великого Устюга, с правого берега Сухоны (Кичменский Городок ?). Приобретена в 2003 году.

Сохранность: Мелкие утраты красочного слоя. Потертости красочного слоя, особенно по кракелюру.

Реставрация: Реставрирована О. Б. Воробьевой и М. Г. Степановым и в 2003 году.

Внизу на поземе надпись в две строки: Написан Сей С(вя)тый Ѡбраз 1803 Года Декабря 20 днѧ // Писал Прокопей Соколовъ

Композиция иконы восходит к широко популярным в русской иконописи Нового времени западноевропейским графическим образцам, в частности, гравюрам на этот сюжет нидерландского мастера XVII века Иеронима Вирикса, где Восресение Христово предстает в исторической интерпретации — в виде восстания из гроба. Композиция дана в зеркальном переводе, в связи с чем Христос благословляет левой рукой. Икона выполнена в живописных традициях зрелого XVIII века с преобладанием барочной стилистики, которая задержалась в провинции до второй четверти XIX века.

Прокопий Соколов — один из поздних представителей известной иконописной династии Соколовых из Великого Устюга, работавшей приблизительно на протяжении 150 лет. Публикуемый памятник — первая выявленная подписная работа мастера.

Публикации:

Н. И. Комашко