Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 Источник http://svartemiy.blogspot.ru/p/blog-page_3.html 

ИКОНА “СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ”  (ОГНЕЗРАЧНАЯ)

Это изображение появилось в Византии. Именно такому образу был посвящен юстиниановский храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, который был построен по божественному наитию: строителям этого храма тоже явилась София, указывая размеры и пропорции храма (по преданию, София как Огненный Ангел явилась сыну одного из строителей, повелев назвать храм Ее именем). Именно посещение этого храма послами князя Владимира, по свидетельству летописей, окончательно убедило их принять христианство по византийскому образцу. “Красота такая, как будто Сам Бог пребывает здесь с людьми”.
Кроме Великой Софии Константинопольской, известны Софийские храмы в Трапузенте (Трапезундская Святая София), Херсонесе, Никосии на Кипре (Собор Святой Софии в Никосии),  в Софии Болгарской (Святая София в Болгарии), где название храма перешло на сам город. На Руси Софийские соборы, огромные и великолепные, были построены вскоре после крещения – в Киеве (София Киевская ) и в Новгороде (Святая София Новгородская). Сохранились до настоящего времени Софийские храмы в Москве ( Храм Софии на Софийской набережной, Москва ), Вологде (София Вологодская), Полоцке (Софийский собор в Полоцке), Гродно (София в Гродно), Тобольске (Софийско-Успенский кафедральный собор). Исследователи считают, что Софийских храмов на Руси было множество, но со временем многие были переименованы в Успенские.
Особое почитание Софии в Болгарии и на Руси еще усиливало то, что по преданию, Кириллу – одному из двух просветителей славян и создателю славянской азбуки – явилась Дева София, которая вдохновила его, и которой он был предан всю жизнь. София еще и поэтому понималась как особая покровительница славянских народов. Особенно в Новгороде, который менее всего подчинялся византийскому контролю, почитание Софии достигло к 15 веку максимального расцвета. Это почитание давало новгородцам сознание как своей духовной независимости от подчинения Константинополю, так и духовной высоты и творческого развития в целом. София в глазах новгородцев являлась особым Божественным существом и патронессой города. Из Новгорода постепенно почитание и образ Огнезрачной Софии переходит и в Москву. “Где София – там Русь” говорили в то время.
Центральная фигура Софии с огненно-красным ликом и крыльями, в красно-золотых царских одеждах и короне, со скипетром и свитком в руках, сидящая на престоле, является олицетворением одновременно и Божественной царственной творческой силы, окруженной ореолом Божьей Славы, и чистого Божественного Девства, осеняемого Святым Духом.
Семь столпов, на которых установлен Престол Божественной Премудрости – семь дарований Святого Духа: “Дух Господень: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и Страха Господня…” (Исайя, 11, 2-3). Камень под ногами Девы – краеугольный камень веры во Христа и основание Церкви. “Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос” (1 Кор. 3:11).
Христос, как глава Церкви изображается над Огнезрачной Софией – устроительницей Церкви. Он подает архиерейское благословение. Соединение круга Славы с Софией в центре и круга Славы Христа графически составляет восьмерку, что символически выражает бесконечную единую связь и движение.
Нижняя часть иконы представляет собой по сути традиционную композицию деисус – молитвенное предстояние перед Господом. Богоматерь, как олицетворение земной Церкви и как исполненное Божье обетование о воплощении Сына Божьего изображена как Великая Панагия – Всесвятая с знамением Спасителя на груди. Иоанн Предтеча как Божий свидетель изображен со свитком своего свидетельства о Спасителе. Образно они вместе представляют женское и мужское служение Богу.
Самый верх иконы – изображение небес с водруженным на них престолом с Вечным Евангелием – Этимасией (от греч. приготовленный) – символ ожидания Будущего Века, грядущего Суда и Второго Пришествия Христа.
 
 
Икона Софии, Премудрости Божией (Киевская) 
 
Сия икона занимает особое место в Русской Православной Церкви. На иконе изображена Божия Матерь и воплотившаяся из Нее Ипостасная Премудрость – Сын Божий. Под Премудростью, или Софией, разумеется Сын Божий, о Котором в Книге Притчей Соломоновых сказано: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» (9, 1). В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божия, Который в посланиях апостольских именуется «Божиею Премудростью» (1 Кор. 1, 30), а в слове «Дом» содержится указание на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился Сын Божий. Изображение иконы свидетельствует об исполнении пророчества. На иконе Софии Киевской изображен храм и стоящая в нем Богоматерь в хитоне, с покрывалом на голове, под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и ладони Ее распростерты, а стопы утверждены на серповидной луне. Божия Матерь держит Предвечного Младенца, благословляющего правой рукой, в левой руке Младенца держава. На карнизе сени начертаны слова из Книги Притчей: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь». Над сенью изображен Бог Отец и Бог Дух Святый. Из уст Бога Отца исходят слова: «Аз утвердих стопы Ея». По обе стороны изображены семь Архангелов с распростертыми крыльями, держащих знаки Своего служения в руках: с правой стороны – Михаил с пламенным мечом, Уриил – с молнией, опущенной вниз, Рафаил – с алавастром мира; с левой стороны – Гавриил с цветком лилии, Селафиил – с четками, Иегудиил – с царской короной и Варахиил – с цветами на белом плате. Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изображен амвон с семью ступенями (изображающий Церковь Божию на земле) со стоящими на них ветхозаветными тайнозрителями воплощения Премудрости – праотцами и пророками: царь Давид с Ковчегом Завета, Аарон с прозябшим жезлом, Моисей со скрижалью, Исаия с свитком («Се Дева во чреве приимет» — Ис.7:14), Иеремия с жезлом, Иезекииль с затворёнными вратами, Даниил с Горой Нерукосечной. На каждой из семи ступеней амвона надписи: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава.
 Семь ступеней амвона утверждаются на семи столпах, на которых начертаны взятые из Апокалипсиса изображения и их изъяснение как даров Святого Духа, согласно пророку Исаие (11:1—3): Книга за семью печатями — дар премудрости, семисвещник — дар разума, «камень единый с семью очесами» — дар совета, семь труб иерихонских — дар крепости, десница с семью звездами — дар ве́дения, семь фиал златых полных фимиама (молитвы святых) — дар благочестия, седмь молний — дар страха Божия.
 
 
 
Изображение взято по ссылке https://azbyka.ru/palomnik/Файл:Софийский_храм_Самара6.jpg
 
http://diak.ortox.ru/*_gospodu_i_krestu/view/id/7118

Ипостасной Премудрости Божией, Спасителю нашему Господу Иисусу Христу (тропари, кондак, молитва и величание)

Тропарь Премудрости, глас 1:

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ яви́тися на земли́, я́ко челове́к,/ исполня́я предве́чный о нас Сове́т Святы́я Тро́ицы, Христе́ Иису́се;/ сего́ ра́ди и пострада́л еси́ пло́тию,/ да спасе́ши мир и вознесе́ши избра́нныя Твоя́,/ иде́же при́сно, я́ко Бог, во сла́ве ца́рствуеши./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ Сове́ту,/ сла́ва прему́дрому смотре́нию Твоему́,// сла́ва неизрече́нному снизхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Ин тропарь Премудрости, глас 8:

Прему́дрость О́тчая,/ Сия́ние сла́вы и О́бразе Ипоста́си Его́,/ в нача́ле Небеса́ и зе́млю основа́вый,/ благослови́ достоя́ние Твое́,// сохрани́ в ми́ре Це́рковь и град Твой и лю́ди Твоя́ спаси́.

Кондак Премудрости, глас 8:

Избра́нному пре́жде век соде́лати спасе́ние ми́ра,/ Вели́каго Сове́та А́нгелу, Сы́ну Бо́жию, Иису́су Христу́,/ прииди́те, ве́рнии, поклони́мся и припаде́м Ему́,/ сла́вяще неизрече́нное о нас Боже́ственное смотре́ние,/ и, я́ко изба́вленнии от ве́чныя сме́рти,/ вознесе́м Ему́, Спаси́телю на́шему и Бо́гу, благода́рственную песнь,/ душа́ми чи́стыми и нескве́рными устна́ми взыва́юще:// сла́ва Тебе́, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Молитва

Влады́ко Многоми́лостиве, Го́споди Иису́се Христе́, Безнача́льнаго Отца́ Собезнача́льный и Соприсносу́щный Сы́не, Непостижи́мая Му́дросте, Непристу́пный Све́те, Вседе́тельная и Всесодержи́тельная Си́ло, всемогу́щим сло́вом Твои́м от не су́щих во е́же бы́ти приведы́й вся́ческая, и вседержа́вною во́лею Твое́ю управля́яй и устроя́яй всем благопотре́бная и поле́зная! Благода́рно испове́дуем Твое́ Боже́ственное о нас промышле́ние, велича́ем непостижи́мую та́йну Твоего́ смотре́ния, и с ве́рою прие́млем спаси́тельную благода́ть Твою́.

Ты бо, неизглаго́ланная благосты́не, не по беззако́нием на́шим творя́й нам, но по безме́рному благоутро́бию Твоему́ ми́луяй и спаса́яй нас, благоизво́лил еси́, исполня́я Сове́т и изволе́ние О́тчее, истощи́в Себе́, сни́ти на зе́млю и немощно́е естество́ челове́ческое восприя́ти, в не́мже пострада́в во́лею закла́лся еси́ на кресте́, я́ко а́гнец непоро́чный, за грехи́ ми́ра, и, сим стра́шным и спаси́тельным священноде́йствием преклони́в пра́вду Боже́ственную на ми́лость, Хода́тай Бо́гу и челове́ком яви́лся еси́, и па́дшее и растле́нное естество́ на́ше возста́вил еси́, и обнови́л и освяти́л еси́, я́ко бы́ти ве́рующим в Тя и Небе́снаго Бо́га Отца́ святы́м и непоро́чным в насле́дие нетле́нно и неувяда́емо соблюде́но на Небесе́х.

Те́мже мо́лимся Тебе́, Спаси́телю наш, при́зри ми́лостивно на нас, и приими́ на́ше испове́дание, хвалу́ и благодаре́ние за вся, я́же возда́л и угото́вал еси́ нам, ве́рующим в Тя и испове́дующим всесвято́е И́мя Твое́. Спаси́ Го́споди лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́. Помяни́ в щедро́тах Твои́х Це́рковь Твою́ святу́ю, ю́же стяжа́л честно́ю Твое́ю Кро́вию, утверди́, умири́, разшири́ и сохрани́ ю́ непреобори́му и непоколеби́му и а́довыми враты́, но да сокруша́тся пред не́ю и изче́знут вся сопроти́вныя си́лы, и да расточа́тся вси врази́, ви́димо и неви́димо ополча́ющиися, е́же озло́бити достоя́ние Твое́ и разори́ти заве́т святы́й Твой.

Осени́ Боже́ственным благослове́нием Твои́м страну́ Росси́йскую, сохраня́я ю́ в ми́ре, благоде́нствии и тишине́, побе́ду же и одоле́ние на супоста́ты ей да́руя. Отжени́ от правове́рнаго оте́чества на́шего вся́каго ду́ха ле́стча, внося́щаго к нам пле́велы ло́жных уче́ний и си́лящагося водвори́ть у нас нра́вы и обы́чаи, проти́вныя святы́м за́поведем Твои́м; утверди́ нас в Правосла́вном испове́дании ве́ры и соде́лай нас ревни́тели оте́ческих преда́ний и вся́ких до́брых христиа́нских дел, да вы́ну сия́ет в оте́честве на́шем свет и́стинный, и сла́вится в род и род пречестно́е и пребоже́ственное и́мя Твое́.

Спаси́ Го́споди и поми́луй град сей, в не́мже живе́м, и вся гра́ды и ве́си, и всю страну́ благослове́нныя па́ствы Росси́йския; всех правосла́вно ве́рующих в Тя в ми́ре, тишине́ и благоде́нствии соблюди́, Це́ркви Святе́й и вся́кому нача́лу и вла́сти послу́шны и благопоко́рны соде́лай, и все́ми христиа́нскими доброде́телями украси́, отпа́дшия же и проти́вящияся к едине́нию с Свято́ю Правосла́вною Це́рковию спаси́тельною Твое́ю благода́тию призови́, боже́ственным сло́вом Твои́м просвети́ и обрати́, я́ко Благи́й и Человеколю́бец.

Спаси́, Го́споди, и святы́й храм сей, его́же поста́вил и утверди́л еси́, я́ко столп кре́пости, да́же до сего́ дне, мно́гое число́ лет неразруши́мо и невреди́мо сохраня́я, в не́мже в моли́твах призыва́ем Тя и слу́жим Тебе́, живу́щему на Небеси́ Царю́ ве́ков, и́мже украша́ется и освяща́ется град наш и низпосыла́ется Твоя́ Боже́ственная благода́ть на вся гра́ды и ве́си страны́ на́шея. Да пребу́дет на нем, мо́лим Тя, Го́споди, и во пре́дняя в род и род Твое́ Боже́ственное благослове́ние, да прино́сится в нем вы́ну благоприя́тная Тебе́ моли́тва и да излива́ется чрез него́ на всех моля́щихся и с ве́рою призыва́ющих Тя Твоя́ спаси́тельная благода́ть, ми́лующая и избавля́ющая нас от всех бед.

Помяни́, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м раб Твои́х (имярек), воздви́гших Тебе́ сей святы́й и приснопа́мятный дом на земли́ во сла́ву прему́дрости Твоея́, явле́нныя в та́йне спасе́ния ми́ра, и в похвалу́ всечестна́го и всеблаже́ннаго успе́ния Пречи́стыя Ма́тере Твоея́, и, прости́в им вся, я́же соде́лаша, я́ко челове́цы, прегреше́ния, ве́ры ра́ди и любве́ к Тебе́, Бо́гу и Спаси́телю на́шему, возда́ждь им Небе́сными и ве́чными благи́ми в Пренебе́снем и Боже́ственнем дому́ Твое́м.

Помяни́ в щедро́тах Твои́х, Ми́лостиве, преосвяще́нных иера́рхов, от созда́ния хра́ма сего́ благоукраше́нию его́ усе́рдно послужи́вших, и всех правосла́вных христиа́н, с ве́рою и любо́вию плодоноси́вших и доброде́явших в нем и ны́не святы́ми же́ртвами и благотворе́нии поревнова́вших к благоче́стию и сла́ве его́, и о́нем блаже́нное упокое́ние и ве́чное ра́дование в Ца́рствии Небе́снем, сим же здра́вие, благоде́нствие и в ве́ре и благи́х де́лех преспе́яние ко спасе́нию душ всеми́лостивно да́руй.

Прему́дрый и Всеблаги́й Го́споди, Спаси́телю наш! Просвети́вый сия́нием прише́ствия Твоего́ ми́ра концы́, и сопризва́вый нас в Це́рковь Твою́ Святу́ю с обетова́нием насле́дия нетле́нных и ве́чных благ, при́зри ми́лостивно и на нас недосто́йных рабо́в Твои́х, и не помяни́ беззако́ний на́ших, но по безме́рному благоутро́бию Твоему́ осла́би, оста́ви, прости́ нам вся прегреше́ния на́ша. А́ще бо и преступа́ем святу́ю во́лю Твою́, но не отмета́емся Тебе́ Бо́га и Спа́са на́шего: Тебе́ еди́ному согреша́ем, но и Тебе́ еди́ному слу́жим, в Тя еди́наго ве́руем, к Тебе́ еди́ному прибега́ем и Твои́ то́чию раби́ бы́ти хо́щем.

Помяни́ не́мощь естества́ на́шего и обдержа́щия нас повсю́ду искуше́ния врага́ и пре́лести и собла́зны ми́ра, и́хже ра́ди без Тебе́, я́коже рекл еси́, не мо́жем твори́ти ничесо́же, и Сам очи́сти и спаси́ нас, Сам просвети́ умы́ на́ша, е́же непоколеби́мо ве́ровати в Тя, Еди́наго Спа́са и Изба́вителя на́шего, Сам подви́гни сердца́ на́ша е́же всеце́ло люби́ти Тя, Еди́наго Бо́га и Творца́ на́шего, Сам напра́ви стопы́ на́ша, е́же непреткнове́нно ходи́ти во све́те за́поведей Твои́х.

Ей, Го́споди, Спаси́телю наш, яви́ нам вели́кую и бога́тую ми́лость Твою́, и́же по неизглаго́ланной любви́ Твое́й и страда́ти за нас изво́лил еси́, и всеси́льною Боже́ственною Твое́ю благода́тию, предста́тельством же Пречи́стыя и Пренепоро́чныя Святы́я Ма́тери Твоея́ Мари́и, Ея́же честно́е и блаже́нное успе́ние и к Тебе́, Сы́ну и Бо́гу, Пренебе́сное возше́ствие ны́не пра́зднуем, и моли́твами уго́дников Твои́х, страну́ на́шу честны́ми телесы́ освяща́ющих и вы́ну пред Тобо́ю за нас хода́тайствующих, сотвори́, да в преподо́бии и пра́вде поживе́м вся дни живота́ на́шего, и та́ко досто́йни бу́дем во второ́е сла́вное прише́ствие Твое́ услы́шати от Тебе́ ми́лостивое призыва́ние в Ца́рствие Небе́сное, е́же получи́ти сподо́би нас, гре́шных и недосто́йных рабо́в Твои́х, и в наслажде́нии неизрече́нных красо́т его́ сла́вити Тя вку́пе с Безнача́льным Твои́м Отце́м и Присносу́щным Боже́ственным Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Единоро́дный Сы́не Бо́жий, Иису́се Христе́,/ вся прему́дростию Твое́ю в нача́ле сотво́ршаго/ и челове́ческий па́дший род от ве́чныя сме́рти// всеми́лостивно искупи́вшаго.

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений