Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

источник https://tsargrad.tv/articles/put-ikonopisca-isceljajushhaja-ljubov_4489

 

В Москве состоялась выставка памяти автора чудотворной иконы "Неупиваемая Чаша"

Чуть меньше года назад, в конце февраля 2015 года, выдающийся русский иконописец Александр Соколов скончался на 55-м году жизни. В память о нем в московском Центральном доме художника 9 февраля открыласьвыставка "Видеть любовь".

 

Сегодня чудесная целительная сила образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в Серпуховском Высоцком монастыре общеизвестна, и едут к ней паломники со всей России. Но вот о том, что написал ее наш современник в 1993 году, знают немногие. Мы привыкли к тому, что чудотворные иконы "намолены" веками… Александр Соколов - один из немногих иконописцев, кто смог при жизни наблюдать, как написанная им икона становится по-настоящему почитаемой в народе. Созданная для Серпуховского Высоцкого монастыря в 1993 году, икона "Неупиваемая Чаша" стала по глубоким и искренним молитвам являть чудеса, спасать жизни и судьбы самых отчаявшихся. Копия иконы есть на выставке, а оригинал находится в монастыре.

Впервые этот образ был обретен в конце XIX века, когда явился одному крестьянину, отставному солдату, жаждущему исцелиться от своего недуга… Самого горького русского недуга, самой пагубной страсти - винопития. Пройдя пешком нелегкий путь паломника, он отслужил молебен у обретенной иконы и вернулся домой абсолютно здоровым. Икону почитали, к ней притекало множество верующих вплоть до 1929 года, когда большевики подвергли серпуховскую обитель разорению, а икону уничтожили.

В 1993 году иконописец Александр Соколов фактически создал "Неупиваемую Чашу" заново, разрабатывая иконографию самостоятельно под чутким оком своих духовных наставников. Это был его вклад в восстановление монастыря, работал он бесплатно.

В лихие 1990-е, в самый разгар крушения страны, горькое пьянство для множества людей было печальной последней точкой в сломанной судьбе. Былая слава возрожденного образа Богородицы не угасла, и к "Неупиваемой Чаше" пошли люди. Сначала сотнями, потом тысячами, а вскоре - неисчислимым потоком. О том, насколько широким был молитвенный отклик, свидетельствует то, что икону буквально завесили плотной "занавеской" из приношений от исцелившихся прихожан. Жертвовали кольца (в благодарность за спасенную семью), цепочки, серьги и другие драгоценности. Благодаря щедрым дарам от паломников, иконе не только сделали новый оклад, но и начали работы по восстановлению монастыря.

На все вопросы по этому поводу Соколов отвечал, что чудо - это обычное явление для верующего человека, часть реальности. В одном из последних интервью иконописец признался, что не считает свой талант некой формой послушания или подвигом:

"Первое чувство, когда только начинал, было юношески-примитивным: я думал, что своим талантом мог бы послужить Церкви и людям. А потом появилось понимание совершенно другое, что это не служение Церкви и людям, а просто - путь".

Иконописца порой обвиняли в излишнем психологизме. И если его жена Мария занималась духовной живописью, где не так трудно соединить в образе священника или монаха черты человеческого характера и земной личности с высоким призванием служения Богу, то Александр Соколов писал лики Христа, Богоматери, святых - образы молитвенные. Но для него такой персонализированный подход - не попытка как-то принизить искусство иконописи или добиться портретного сходства. Скорее, попытка передать глубину личности святого. Так, например, над иконой "Царственные мученики" Соколов работал около 2 лет. Он изучал различные источники информации о жизни царской семьи, пытался узнать как можно больше о характере каждой из дочерей Романовых. Сегодня у этой иконы молятся монахи в Смоленском скиту на Валааме.

"Роль икон в нашей жизни - это роль свидетелей. Память Церкви хранит множество случаев воздействия на людей сверхъестественной силы непосредственно через иконы. Взгляд, иногда речь, обращенная к предстоящему. Поэтому страшно работать с этими досками, страшно быть недобросовестным, корыстным, невежественным, превращать иконописание в производство, иконы - в товар" (из записок Александра Соколова).

Многие из экспонатов - это эскизы, копии или фото, но иначе и быть не может, ведь оригиналы находятся в храмах - в виде фресок, мозаик, икон и целых иконостасов. Есть и много работ из частных коллекций, которые хранятся не как картины или предметы искусства для коллекционирования, но как настоящие семейные реликвии. Увидеть их можно будет до 27 февраля - закрытие выставки состоится в день трагической годовщины.

Работы, созданные русским иконописным мастером, дополняют живописные картины его вдовы, художницы Марии Вишняк. Творчество супругов во многом переплетается и дополняет друг друга. Мария Вишняк написала портреты многих духовных лиц, с которыми иконописец общался, которые оказали огромное влияние на его жизнь и творчество: митрополит Антоний Сурожский, архимандрит Зинон, отец Анатолий Яковин, который и благословил художника Александра написать свои первые иконы для маленького храма во Владимирской области. Сегодня этот храм в селе Великодворье недалеко от Гусь-Хрустального считается настоящим памятником возрожденного русского иконописного искусства.

Мария Вишняк отмечает, что на иконах, написанных Соколовым, никогда не увидеть слишком строгого, жесткого выражения ликов святых. Только бесконечное милосердие к молящимся грешникам.

"Я воспитывался в простой советской нерелигиозной семье и пришел в церковь во многом благодаря иконам… Икона влекла своей непонятностью. Это было послание на непонятном языке. Но главный смысл послания был понятен. И выражался он во взгляде Спасителя с иконы XV века (Рублевский Спас). Входя в зал, я встречал взгляд Любви. Это трогало, особенно учитывая наше "духовное сиротство" и мое личное…" (из записок Александра Соколова).

ДОСЬЕ

Александр Соколов родился в 1959 году в Москве. Служил в армии в Балтийском флоте. Прошел обучение в художественной школе им. Сурикова при Академии художеств, Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Работал со знаменитым русским иконописцем архимандритом Зиноном (Теодором) над иконостасом в селе Пятница Владимирской области. Расписывал храмы в России и за рубежом: в Польше, Японии, США, Греции, Азербайджане, на Кипре.

Персональные выставки икон Александра Соколова проходили в Японии (1997), Индии (1998), Люксембурге (1998), США (1998), Финляндии (2006) и т.д. В 2014 году работал над созданием алтарного образа для храма на Сицилии (Италия). Скончался 27 февраля 2015 года в Москве после тяжелой болезни.

Самые известные работы Александра Соколова

  • Образ Пресвятой Богородицы "Неупиваемая Чаша"
  • Иконы для храма Параскевы Пятницы в селе Великодворье Владимирской области
  • Икона "Царственные мученики"

Александр Соколов: Иконопись – удел маргиналов

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений