Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Источник http://orthos.org/grodno/history/sofija_sobor.htm

История Гродненской Епархии

Свято-Софиский собор

В результате социальных процессов проходивших в Беларуси во времена Советского союза многие архитектурные памятники носящие религиозный характер были разрушены. Уничтожение архитектурных памятников происходило под лозунгом « нет религии». Так как издревле церкви, костелы и другие религиозные постройки являлись шедеврами зодческого искусства, то изучение материалов по не существующим историческим памятникам дает большой вклад в познании исторической действительности Беларуси. Рассматривая разрушенные зодческие храмы, находящиеся на территории нашей страны мы понимаем, что многие из них были несправедливо забыты а народ, который не помнит своего прошлого, не может использовать богатый исторический зодческий опыт.

В нашем веке, на протяжении последних десятилетий Свято-Софийский собор в Гродно рассматривался как памятник разрушенной материальной культуры. Народ не должен был потерять свою святыню. Она обращалась к нашим предкам со словами Вечной Истины. Она звала к объединению, а не к вражде; к любви, а не к ненависти; к свету, а не к ослеплению. София давала возможность узнать, какими были наши предки. На протяжении веков стоял этот храм в самом сердце нашего города, воплощая в себе вечность нашего народа. Сам выбор посвящения главного собора Софии- Премудрости Божией также не случаен. По словам исследователя древнего искусства Н. П. Кондратева « в силу своего соборного значения Святая София получила свое посвящение не какой – либо частной местной святыне или святому, но высшей религиозной идее». Именно Софии- Премудрости мог быть посвящен означавший начало шествия по пути Истинны «Я премудрость, обитаю с разумом Господь имел меня началом пути своего, прежде созданий своих» (Притчи Соломона, глава 8, стихи 12,22-23) Храм этот стал настоящим духовным и архитектурным гимном, воплотившим триумф премудрости Божьей (Софии) на христианских землях.

Нет сомнений в том, что прообразом Гродненского собора были: Киевская, Новгородская, Полоцкая и, конечно, же Константинопольская Софии. Но Гродненский собор выгодно отличался от других собор не только географическим положением, находясь на стыке православия и католицизм, но и зодческим своеобразием. Начиная строится как Фарный костел (Фара Витовта) в последствии стихийных бедствий, пожаров долгое время храм оставался в запустении. После реконструкции и частичному изменению внешнего вида он был переименован именно в Софийский православный собор.

В конце XVII столетия Гродно снова вошел в состав русского государства. С утверждением Литовско-Гродненской губернии правительством было обращено внимание на то обстоятельство, что в губернском городе Гродно не было ни одного православного храма; отсюда для православных жителей города (военных и чиновников) возникали немалые затруднения в удовлетворении своих религиозных своих потребностях. Однако в Гродно в это время оставался запустешевший полуразрушенный от пожара древний римско-католический храм. В ввиду этого явилась мысль приспособить под православный храм опустошенное пожаром здание Фарного костела основанного, при Витовте в XV веке и возобновленного в 1551 королевою Бонною, женою Сигизмунда I, вместо деревянного устроен был при Стефане Батория каменный, также подвергавший пожаром в конце XVII века значительно повредило здание.

« По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушав предложение Синодального Господина обер прокурора Статс – Секретаря Действительного Камер – Гера и Кавалера Князя Александра Николаевича Голицына и приложенную при нем копию с полученного им Господина Сенатора и Кавалера Графа Виктора Павловича Кочубея отношение, в котором написано, что вследствие представлений Литовско - Гроденскогого губернского начальства, о предстоящей необходимости устроить в губернском городе Гродно Греко – российскую церковь. Государь Император высочайше указать соизволит обратить для сего находящийся в Гродно каменный католический костел, употребив на направление оного, сооружение иконостаса и отделку покоев для жительства Священно - церковнослужителей исчислены по сметам 18 тысяч 341 рублей серебром». Православный Софийский собор был расположен в середине города близ Парадной площади, со стороны которой был застроен деревянными лавками. По площади 100 квадратных сажень, который мог вместиться до 1000человек.

29-го февраля 1804 г. состоялось Высочайшее повеление, при чем на возобновление и приспособление храма отпущено было из государственного казначейство 18341 рублей серебром. Работы по возобновлению храма продолжались около трех лет и, наконец, 7августа 1807 года церковь была освещена. В ней было два храма главный (холодный) с престолом во имя Софии – Премудрости Божией и с южной стороны небольшой (теплый) придел с престолом во имя Святителя и Чудотворца Николая придел этот представлял собой невысокую пристройку, не достигнувшую и половины высоты стен главного храма. Снаружи храм имел костельный вид. На середине его купола не было, а только высокая башня на передней части храма, где помещались и колокола. Стены здания готического стиля XV- XVI веков с наружными колоннами и арками представляли прочное здание изящной легкой архитектуры. Внутри стены здания своими пустыми незакрытыми нишами, вмещавшими, некогда литинские престолы и скульптурные изображения напоминали, красоту бывшего костела.

Отрицательным фактом в истории церковного строительства является пожар Гродненского Софийского собора – 9 мая 1892 года. Какова причина пожара – это до настоящего времени не выяснено, но предполагают, что уличные мальчишки, для которых доступ на соборную колокольню был чересчур свободен, забрались в ее верхнюю часть (чуть не под самый крест) чтобы разорить голубиные гнезда в потемках кто-то из них зажег спичку, чтобы осветить внутренность башни, затем не потрудился ее погасить, но бросил в кучу стружек, оставшихся после последнего ремонта – и начало пожара было положено. В 12часов, когда богослужение не архиерейское, но обыкновенное – было закончено показался легкий дымок из верхней части колокольни сейчас же было дано знать о пожаре настоятелю собора, протоирею Григорию Кудрицкому, а также пожарной команде. К сожалению, пожарные трубы, по причине огромной высоты колокольни не могли достать до горевших его частей. Поставили на колокольню ручную машину для нее приносили ведрами воду, но получить ее удавалось в ничтожных размерах, вследствие узости лестницы. Несмотря на энергичную деятельностью пожарной команды, солдат охотничьей команды, равно нескольких рот Утюжного и Петрозаводского полков, огонь охватил весь купол. Стропила подгорели; жесть раскаленная и затем, по прошествии примерно получаса упала на крышу главного соборного здания, которое буквально было засыпано грудою пылающих бревен и стропил. Огонь распространился по всей крыше, средняя часть стропил сгорела; часть их рухнула и пробила в каменном сводчатом потолке собора, отверстие приблизительно сажени полторы в диаметре. Затем деревянные части колокольни догорели; колокола один за другим упали на землю, пробив четыре потолка колокольни. Два больших колокола (самый большой –155 пуд), дали сильные трещины, а два меньших (в 16 и 30 пуд), нисколько не пострадали. К 6 часам вечера пожар был почти совсем прекращен; кое – где тлел дымок, выходящий из кучи мусора и кирпичей. Все иконы и церковная утварь были спасены; деревянный пол собора дал трещины, почему его впоследствии пришлось разобрать. Теплая церковь в южном приделе (во имя Святителя и Чудотворца Николая) также нисколько не пострадала, почему оказалось возможность совершать в ней временно богослужении. По некотором ремонте вновь был освящен 22 мая 1892 года.

На возобновление сгоревшего собора согласно проекта и сметы, составленных академиком архитектуры Чагиным, отпущено было из сумм Святейшего Синода 150099 рублей. По возобновлении, наружный вид храма совершенно изменился. Южный придел увеличен; в согласовании с ним устроен такой же придел, во всю длину храма, с северной стороны, с посвящением престола в память первоучителей славянских, Святых Кирилла и Мефодия, а с восточной стороны была устроена часовня для голгофы. Храм украсился пятью куполами; кроме того, устроено три больших купола на обоих приделах и на полукруг впереди главного алтаря. Все купола фиолетовые с золотыми звездами. В западной части храма устроена величественная колокольня в виде высокой башни со шпилем купола и шпиль деревянные обшитые листовым железом. Высота колокольни несколько увеличена, так что после перестройки, расстояние от вершины креста до основания собора составляет 30 сажень храму. Придана чисто – православная внешность. Все три иконостаса дубовые резные, одноярусные с позолотой. В главном храме и Кирилло – Мефодиевском приделе новые иконостасы устроены. Ко времени освящения собора; в Свято – Николаевском приделе старый иконостас заменен новым спустя два года (в1901). По возобновлению собора деятельное участие принимало местное Софийское братство. Трудами братчиков устроен, на собранные пожертвования. Новый колокольный звон. Состоящий из 12 колоколов, из них самый большой 633пуд 10 фунтов, второй 297 пуд 15 фунтов, третий – 121 пуд, четвертый 60 пуд и т. д. и самый меньший в 23 фунта. На колоколах имеются изображения и надписи. Общая стоимость колоколов – свыше 12000 рублей. Кроме этого, братства за свой счет украсило собор двумя весьма ценными братскими хоругвиями. Хоругви эти темно-фиолетового бархата, шитые золотом в настоящее время хранятся в Гродненском Свято- Покровском соборе в числе других святынь, оставшихся после храма. Они имеют следующие изображения: на одной – Софии Премудрости Божий и Святого Благоверного Князя Александра Невского, а на другой – Успения Пресвятой Богородицы и Коложской иконы Божией Матери. Освящение Софийского собора после его отстройки совершил преосвященный Иоаким епископ Брестский , 28 марта 1899. Высочайшим повелением от 28 декабря 1899 года Гродненская губерния выделена из состава Литовской епархии с утверждением самостоятельной Гродненской епархии, при чем епископу новой епархии преосвященику Иоакиму присвоен титул «Гродненский и Брестский». 24 января 1900 Гродненская епархия торжественно открыта Гродненский Софийский собор наименован, «кафедральным».

Однако в 1919 году Софийский собор был опять возращен католикам для использования как гарнизонного костела. И именно это здание указом от 8 марта 1961 года по предложению директора краеведческого музея и «дерективных органов» Исполком принял решение № 213 « О сносе аварийного здания бывшего военного костела на Советской площади». В два часа ночи 29 ноября 1961 года специалисты «Ленвзрывпрома», военные саперы и сотрудники КГБ выполнили этот приказ. Был уничтожен собор. «Сразу – огонь по кругу. Здание приподнялось и стало медленно оседать, складывалось внутрь».

Уничтожение храма нарушило целостность архитектурного ансамбля исторического центра города. Он являлся одной из архитектурных доминант, на которую была сориентирована городская уличная сеть. Потеря памятника тем большая из-за его высоких художественных качеств. Поэтому память об этом здании до сих пор остается незаживающей раной в душах гродненцев, а круглый сквер на его месте с расходящимися дорожками, что еще больше оскверняет это священное для города место.

студентка исторического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы
Людмила МОЗОЛЬ

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений