Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

Каменную Софию начали возводить 21 мая 1045 года, на день Константина и Елены. Строительством руководил новгородский князь Владимир, выполнявший волю отца, великого киевского князя Ярослава Мудрого. В Киеве к тому времени уже стоял Софийский собор. Зачем же понадобился Ярославу подобный храм в Новгороде? Может быть, сказалась привязанность князя к городу, где прошло его детство, где он завоевал престол и учредил первый русский свод законов. Расширяя и укрепляя свою державу, великий князь обводил границы созданного им государства, над которым теперь от юга и до севера простиралось крыло Софии. Но возведение Софийского собора в Новгороде могло быть и условным признанием его независимости от Киева.

 

Новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы. В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника.

 

Каменный храм Софии изначально стал средоточием Новгородской земли. Располагаясь на границе между Владычным двором, местом поселения первого владыки, преобразованным позднее в замкнутую внутренними стенами крепость (Владычный двор), и основной территорией кремля, городской военной цитадели, расширившейся к 1116 году и охватившей его нынешнее пространство, Софийский собор был центром духовной жизни, Домом церковным, символом воинской славы и общественного богатства.

 

Предназначение собора во многом определило его облик. Традиционная крестово-купольная система дополнена в нем возникшими в процессе строительства приделами и галереями. Вначале по углам основного объема расположились три небольшие церкви (будущие приделы): Рождества Богородицы, Иоанна Богослова, Усекновения главы Иоанна Предтечи. Существует весьма убедительное суждение, что это были собственные церкви городских концов, с возведением которых собор приобрел устройство, аналогичное административной топографии, отвечая тем самым назначению общегородского храма.

 
Пророк Соломон. Фреска. 1108/1109

Пророк Соломон. Фреска. 1108/1109



На исходную страницу иллюстрации: Святая София Новгородская. (950 лет со дня освящения древнейшего русского храма (1045-1052).


Культура | История | Искусство | журнал "Наше наследие

Размер придельных церквей по оси север-юг равен ширине центрального нефа, в чем, очевидно, сказалось желание заказчиков уравнять свои сооружения с храмовым ядром. Но от этого размера зависели и высота сводов, способ перекрытий и завершений здания. Отстоявшие от него на полнефа боковые церкви соединялись между собой сначала открытыми галереями, замкнувшими собор с западной стороны, где в их структуру вписалась лестничная башня и, по-видимому, крещальня. На этом этапе возникла проблема перекрытия широких галерей. Нужно было охватить пространство более 6 метров и увязать эту систему сводов с уровнем пола второго этажа основного здания. Опорные точки примененных здесь четвертных пологих арок (появившихся позднее в романском зодчестве аркбутанов) дали высоту стен храма, которые теперь следовало поднять и вместе с ними повысить своды всех нефов. Вынужденная надстройка стен удлинила вертикали несущих опор, углубив тем самым и своды. Этим же обстоятельством объясняется и необычная высота хоров. Уровень их превышает нормы византийской и киевской архитектуры, но именно это нарушение канона стало характерным признаком новгородского зодчества в дальнейшем.

 

Особенности плана и опорной конструкции отразились в завершении здания. Наиболее выразительную картину представляет южный фасад. Широкая полуциркульная закомара центрального свода сосуществует с треугольным фронтоном свода под западной главой, за ними следует еще одна маленькая закомара. Вместе с фронтоном она уравновешивает размер большой закомары, образуя своеобразную симметрию фасада. С правой стороны нет подобного прикрытия, и можно видеть, что глава, подпертая с юга получетвертью свода, стоит здесь прямо на восточной стене2.

 

Своеобразный ритм разновеликих закомар, вклинившегося между ними фронтона и обнаженных угловых частей не имеет примеров ни в Византии, ни на Западе. В изобретениях новгородского зодчего живет движение его собственной мысли, призванной преодолеть сопротивление не только жесткой воли заказчика, но разрушительной силы материала

 
Софийский собор. Южный неф

Софийский собор. Южный неф



На исходную страницу иллюстрации: Святая София Новгородская. (950 лет со дня освящения древнейшего русского храма (1045-1052).


Культура | История | Искусство | журнал "Наше наследие"

Собор впечатляет высотой и объемом, тяжестью и легкостью, уродством и красотой. Он кажется огромной, только что созданной вселенной, на которой еще видны следы грандиозных усилий творения. Грубо слаженный каменный ковчег выплывает необъятным фасадом на восток, напрягая паруса апсид, устремляясь к сине-коричневому потоку Волхова. В береговых карьерах Поозерья природа заготовила для строителей обильный материал. Добываемые там тяжелые, почти необработанные камни ракушечника и плитняка укладывали на цемянку, выступающие углы и ребра сглаживали раствором, подрезали фаской. Сводчатые перекрытия, арочные полукружия окон и порталов с помощью деревянных опалубок выкладывались широким и тонким обожженным кирпичом, плинфой. Следы одной из таких опалубок до сих пор можно видеть при входе в лестничную башню. Первоначальный внутренний вид храма сейчас раскрыт на хорах. Красно-коричневые, зелено-голубые, серо-синие камни здесь уложены мозаикой открытой кладки. Выявляя форму дикого камня, дополняя его многоцветие орнаментальными деталями, вкладными крестами, росписью под кладку, строители, подчеркивая мощь и красоту материала, создали образ несокрушимой и светлой силы.

 

Не полагаясь на точность своего расчета, архитектор увеличил запас прочности, утолстил пилястры, загрузил пространство храма огромными крестчатыми в плане столбами, еще три округло-восьмигранных столба поставил в галереях, в центре южного, западного и северного проходов в собор. В сумрачной высоте его терялись своды, растворялись арочные перекрытия. Вырастая из толщи земли, храмовые столбы устремлялись к светлому, прорезанному огромными окнами куполу — тверди небесной, и в этом согласном и трудном взаимодействии тяжелых опор и легких сводов воплощалась идея христианского храма, земной модели мира.

 
Богоматерь Иерусалим-ская (Корсунская). Оклад: серебро, золочение, басманное тиснение, чеканка. XII, XVI века

Богоматерь Иерусалим-ская (Корсунская). Оклад: серебро, золочение, басманное тиснение, чеканка. XII, XVI века



На исходную страницу иллюстрации: Святая София Новгородская. (950 лет со дня освящения древнейшего русского храма (1045-1052).


Культура | История | Искусство | журнал "Наше наследие"

Принятие новой еще религии шло медленно. После возведения Софийского собора в Новгороде надолго прекращается храмовое строительство; следующая церковь Благовещения на Городище была поставлена князем Мстиславом лишь в 1103 году. Полвека собор оставался единственным прибежищем для христиан, едва ли составлявших большинство городского населения. В 1070-х годах в Киеве, в Ростовской земле, на Белоозере вновь появились волхвы и кудесники. В 1071 году в Новгороде хуливший Христа волхв «прельстил мало не всего града», обещая перейти Волхов по воде. Под крест епископа Федора встала тогда лишь княжеская дружина, и только вероломство князя Глеба, «растя» волхва топором, заставило людей разбежаться.

 

Но и после подавления языческих выступлений собор еще долго оставался в забвении. Благоустройство храма началось с появлением в Новгороде епископа Никиты. Особенно много на этом поприще потрудился сменивший его Нифонт. Бывший инок Киево-Печерского монастыря как никто другой обновил и украсил древний храм. Оплывшие снаружи красно-коричневыми потоками стены, багровый сумрак внутреннего пространства должны были претить его вкусу, воспитанному в традициях утонченной византийской эстетики. Начав с росписи притворов (папертей), Нифонт оштукатурил и обмазал известью стены, покрыл купола свинцом, отделал алтарь мозаикой, по-новому устроил престол, синтрон и горнее место, соорудил над престолом киворий и возвел алтарную преграду

 
Софийский собор. Центральный неф

Софийский собор. Центральный неф



На исходную страницу иллюстрации: Святая София Новгородская. (950 лет со дня освящения древнейшего русского храма (1045-1052).


Культура | История | Искусство | журнал "Наше наследие"

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений