Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

В стенах собора покоились останки новгородских святителей, ратников, сражавшихся на западных рубежах, князей, мятежных воителей, искавших в разных краях своей «доли и славы». Право быть погребенным в соборе имели иерархи, избранные князья и члены их семьи, в редких случаях высшие должностные лица20. Первым в соборе был похоронен его основатель, князь Владимир Святославич. С тех пор в течение многих столетий в соборе создавался пантеон прославленных деятелей. Последним в 1912 году в соборе был похоронен архиепископ Гурий. Некоторые захоронения, например, первого епископа Иоакима Корсунянина, княгини Анны, супруги Ярослава Мудрого, епископа Луки Жидяты, князя Федора Ярославича, брата Александра Невского, носят мифический характер, места других потеряны, но предание упорно хранит память о тех, кто удостоился чести быть положенным в Софийском соборе. В воспоминание о них в соборе совершались отдельные службы. Одна из наиболее торжественных, установленная на 4 октября еще в 1439 году по велению архиепископа Евфимия, совершалась на гробах архиепископа Иоанна, князя Владимира, княгинь Анны и Александры, князей Мстислава Ростиславича и Федора Ярославича. На все великие праздники на гробах святитетелй и князей служили панихиды. Большинство новгородских владык: князья Мстислав Ростиславич Храбрый и Мстислав Ростиславич Безокий, посадник Стефан Твердиславич, умерший в 1243 году, сыгравший главную роль в сплочении общественных сил перед лицом военной опасности, грозившей Новгороду с запада и востока, посадник Михаил Федорович, герой Раковорской битвы 1269 года, положившей конец военным действиям в XIII веке, погребены в каменных саркофагах на южной, западной и северной галереях храма. Особый характер имело захоронение архиепископа Иоанна (Илии), к которому несколько позднее присоединили гроб его брата Григория (Гавриила). Захоронение располагалось в северной галерее, в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, под полом, и представляло собой своеобразную часовню, крипту, подземное помещение со сводами, сообщавшееся с основным храмом лестничным ходом. Наверху этой крипты вначале был установлен деревянный киворий. В 1547/1548 году, в связи с предстоящей общерусской канонизацией Иоанна (Илии), архиепископ Феодосий обновил гробницу, «подпоры деревянные из церкви выметал да своды каменные доспел, да над гробом чудотворцовым доспел теремци каменные, и да и церкву всю выбелил… да иконами, и свещами и книгами церковь украсил…» и еще поставил в иконостасе украшенную серебряным окладом и золотой гривной икону Архиепископа Иоанна. Традиция подобных устройств восходила к глубокой древности и напоминала о первых христианских храмах в катакомбах. Вместе с часовней Гроба Господнего гробница архиепископа Иоанна составляла одну из замечательных особенностей Софийского собора.

 

История собора, хранившиеся и сохраняемые в нем памятники духовной культуры свидетельствуют о значении этого великого сооружения, выступавшего не только символом Новгорода, но и важнейшим звеном общерусской культуры. В периоды собирания земель и княжеских усобиц собор оставался олицетворением «отчины и дедины» Русского государства. В лихую пору монголо-татарского плена, когда погибли многие русские города, возвысилось значение Софии Новгородской, избранное покровительство ее распространилось далеко за пределы вольнолюбивого города.

 

Утверждение Софии как храма объединенного государства, общенационального символа происходит при Иване III, присоединившем Новгород к Москве (1478). Его сын Василий III взятием Пскова (1510) завершил объединительную политику отца. В ознаменование этого события великий князь поставил перед иконой Софии Премудрости Божией свечу неугасимую. Все русские цари считали своим долгом поклониться святыням храма, оставить в нем память о себе и своих деяниях. Им не мешали старые новгородские легенды о независимости и непокорности «низовцам». Некоторые из них возрождались в новых сказаниях, в повторениях чудотворных икон. Сохранившиеся иконы, драгоценная утварь, шитые покровы, плащаницы, пелены, рукописные и старопечатные книги, инвентарные описи собора доносят до наших дней имена знаменитых жертвователей: царей Федора Ивановича, Бориса Годунова, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, цариц Евдокии Ульяновны, Марии Ильиничны Милославской, Параскевы Федоровны, боярина Б.И.Морозова, патриарха Никона, митрополитов Варлаама, Исидора, Макария, Питирима, Иова, Корнилия, императора Петра Первого, князей М.Я.Черкасского, М.П.Гагарина, княгинь Д.И.Дашковой, К.Шуйской, дворян Бутурлиных, Коновницыных, пополнивших сокровищницу собора.

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений