Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

Пожалованиями и вкладами в Софийский собор были отмечены все славные баталии русского воинства. Наиболее раннее известие такого рода связано с драгоценным убором иконы Софии Премудрости Божией. Среди многочисленных украшавших ее крестов и панагий находилась золотая цепь из 97 звеньев с тремя ромбовидными листочками и начертанными на них краткими летописцами царя Ивана IV и его сына. Подобные цепи служили военными наградами. Эта была пожалована царевичу Ивану за поход в Ливонской войне (1560 — 1580). В те времена полагалось передавать военные награды в храм, поэтому цепь нашла свое место на софийской иконе. В 1725 году вместе с другими украшениями древних икон по приказу архиепископа Феодосия она была снята с иконы и расплавлена. В ризнице собора хранилось потом несколько серебряных и золотых слитков, сырьем для которых послужили драгоценные произведения, памятники истории. Костяная панагия с образом Андрея Первозванного и литой крест с изображением Полтавской баталии были пожалованы императором Петром Первым в честь победы, одержанной в 1709 году. Хоругвь с изображением Богоматери Знамение, участвовавшая в войне 1812 года сохранялась в Рождественском приделе собора.

 

Драгоценные реликвии нередко уничтожались по невежеству в разное время. Огромный ущерб был нанесен в период петровских преобразований, когда древнее художественное наследие энергично вытеснялось светской культурой. Многое погибло во время синодальных обновлений в XIX веке.

 

Невосполнимый ущерб нанесло состоянию новгородских храмов наступление на церковь в 1920-х годах, но, защищенный авторитетом исторического и художественного значения, Новгород меньше, чем другие города, пострадал от санкционированных государством и проводимых ОГПУ разрушений. Спасению новгородских сокровищниц во многом тогда способствовало Общество любителей древностей. Члены Общества, входившие в Комиссию по изъятию церковных ценностей, позволили взять в Гохран и Госфонд серебряные ризы с икон и раки середины XIX века. Но эти вынужденные согласительные меры позволили сохранить и оставить в соборе наиболее ценные произведения древнего искусства.

 

Последним актом антирелигиозной политики было закрытие в 1929 году Софийского собора как действующего храма. С этого времени собор-музей использовался для просветительских целей, но собор продолжал сохранять храмовый облик, нетронутыми оставались все иконостасы, на хорах собора было устроено открытое хранение ризницы с демонстрацией знаменитых произведений новгородских ювелиров XI — XIX веков.

 

Новгород был оккупирован немцами в августе 1941 года, и спешная, неподготовленная эвакуация исторических ценностей проходила в экстремальных условиях. Из находившегося в прифронтовой зоне города в отведенных музею двух вагонах удалось вывезти немногое. Во всех новгородских храмах, в том числе и в Софийском соборе остались иконостасы. Заняв город, оккупанты вскоре занялись вывозом икон, книг и других ценностей. Одновременно продолжались боевые действия. Со стороны Малого Волховца, где проходила линия фронта, город обстреливался. Несколько ударов разрушили центральный купол Софийского собора, кровлю южной галереи. Осколки снарядов попали в большой иконостас, выбив центральную часть иконы Пророка Даниила. Один из осколков до сих пор виден на иконе Димитрия, на плече мученика.

 

По окончании войны решением Государственной комиссии Новгород попал в число городов, подлежавших полному и немедленному восстановлению. Уже в 1944 — 1947 годах бригада Академии архитектуры СССР под руководством архитектора Н.И.Брунова приступила к исследованию Софийского собора и его восстановлению. Наиболее полное представление о ходе тех работ дают реконструкции находившегося в составе бригады К.Н.Афанасьева21. В 1960-х годах архитектурные изыскания в соборе успешно продолжил Г.М. Штендер. В послевоенное время начинается, может быть, самый плодотворный период в истории изучения Софийского собора. Трудами С.Н.Азбелева, Г.Н.Бочарова, В.Г.Брюсовой, Ю.Н.Дмитриева, Н.Казаковой, М.К.Каргера, А.И.Клибанова, А.И.Комеча, В.Н.Лазарева, О.В.Лелековой, Я.С.Лурье, отца Макария (Веретенникова), Н.А.Маясовой, А.А.Медынцевой, Г.Н.Моисеевой, Л.А.Монгайта, М.М.Постниковой-Лосевой, А.Д.Седельникова, Э.С.Смирновой, И.А.Стерлиговой, А.С.Хорошева, В.Л.Янина и мн. др. исследователей архитектуры храма, его истории, памятников письменности, произведений живописи, шитья, ювелирного искусства были пополнены знания о соборе, расширен горизонт отечественной истории и культуры.

 

В 1988 году Софийский собор со всеми имевшимися в нем историческими и художественными ценностями был передан православной церкви. Открылась следующая страница летописи древнейшего русского храма, завершающего первое свое тысячелетие.

 

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений