Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

В конце XIX века, когда в соборе проходил грандиозный ремонт, проводили отопительные коммуникации, археологическое наблюдение было поручено академику В.В.Суслову, одному из первых и авторитетных исследователей древнерусского зодчества. Открытия ученого, публиковавшиеся в отчетах, докладах, сохранившиеся в архивных документах положили начало научному изучению храма. Тогда же были найдены остатки сооружений в алтарном пространстве. В начале 1960-х годов эти раскопы и другие шурфы повторил, заложил заново и исследовал архитектор Г.М.Штендер, для которого изучение новгородского зодчества и, прежде всего, Софии стало делом всей жизни. Именно он уточнил время архитектурного оформления алтаря, связав престольный камень на четырех столбиках, обрамленные мозаиками горнее место и ступенчатые возвышения для восседания клира (синтрон) с нововведениями епископа Нифонта 1130-х годов.

 

Здесь, на глубине более полутора метров, под многочисленными поздними полами была сокрыта древняя церковь, на престоле которой находила некогда свое место сокровенная храмовая утварь. Теперь это памятники древнейшего русского серебра, составляющие гордость Новгородского музея. Среди них два сиона, символизирующих образ небесного храма на земле, модель всеобщей христианской святыни, — часовни Гроба Господнего в храме Воскресения в Иерусалиме3. Оба сиона использовались в литургии, когда на Великом входе вносили в алтарь Святые Дары. Малый, более древний, сион сильно разрушен и несет на себе следы насилия. Без дверец, с разбитыми хрустальными вставками, он как будто «ободран» налетевшим на Новгород в 1055 году полоцким князем Всеславом Брячиславичем, а потом собран из разных частей и уцелевших деталей.

 
Верхняя тарель панагиара Ивана с сюжетом “Вознесение”. Серебро, золочение, чеканка, литье. 1435

Верхняя тарель панагиара Ивана с сюжетом “Вознесение”. Серебро, золочение, чеканка, литье. 1435



На исходную страницу иллюстрации: Святая София Новгородская. (950 лет со дня освящения древнейшего русского храма (1045-1052).


Культура | История | Искусство | журнал "Наше наследие"

Большой сион создан позднее, скорее всего, при епископе Нифонте. Колонны серебряного храма-ротонды держат сферический купол с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и Василия Великого. На дверцах сиона помещены фигуры двенадцати апостолов. Колонки украшены чернью, в люнетах арок — резные плетеные узоры. Купол отделен от арок фризом из трехлепестковых дробниц, заполненных черно-зеленой мастикой. Классическая гармония пропорций, монументальная лаконичность форм, архитектоническая ясность частей позволяют сравнивать сион с современными ему архитектурными соборами. Как будто в сияющем позолотой серебряном храме сконцентрирован эстетический идеал новгородской культуры первой половины XII века, в драгоценном ювелирном изделии выражена торжественная сдержанность и духовное величие своего времени.

 

В первой половине — середине XII века мастера Братила-Флор и Коста-Константин изготовили для Софийского собора два кратира, чаши для причастия. Большие сосуды в форме квадрифолиев предназначались для большого собрания людей, но патрональные фигуры апостола Петра, мучениц Варвары и Анастасии на полукруглых выступах, вкладные надписи на поддонах с именами Петра и Марьи, Петрилы и Варвары свидетельствуют, что чаши были заказаны какими-то знатными новгородцами. Кто были эти люди, остается пока загадкой. А.А.Гиппиус предполагает, что это были посадник Петрила Микульчич и боярин Петр Михайлович, вложившие драгоценные сосуды в собор в ознаменование важных событий своей жизни4.

 
Кратир мастера Братилы — Флора. Серебро, золочение, чеканка. XII век

Кратир мастера Братилы — Флора. Серебро, золочение, чеканка. XII век



На исходную страницу иллюстрации: Святая София Новгородская. (950 лет со дня освящения древнейшего русского храма (1045-1052).


Культура | История | Искусство | журнал "Наше наследие"

В 1435 году мастер Иван изготовил панагиар — сосуд для артоса, изображающего собой хлеб вечной жизни. Артос помещался между серебряными тарелями, на внутренней стороне которых изображались Троица и Богоматерь Знамение, на внешней — Вознесение. Тарели поддерживают ангелы, стоящие на спинах львов, и все сооружение покоится на подиуме, обрамленном стилизованными цветами. На Пасху в Софийском соборе происходило освящение артоса, а затем в течение всей Святой недели панагиар находился в устроенной для него церкви Евфимия Великого. В наступившую субботу, после литургии артос раздробляли и раздавали верующим.

 

Множество других изделий, произведений высокого искусства, священных предметов богослужения, находилось в «сосудохранительнице» собора. Выносные и воздвизальные кресты XII — XVI веков, ларцы, панагии, посохи, кадила, потиры, блюда, дискосы, серебряный золоченый голубь, символ Святого Духа, паривший над престолом — дары и вклады князей, владык, представителей знати и простых людей. Среди них золотой крест, дар Бориса Годунова, водосвятная чаша, датируемая 1592 годом, вклад царя Федора Иоановича, панагия и посохи, принадлежавшие архиепископу Пимену, изгнанному из Новгорода после царского погрома, случившегося в 1570 году. Все они составляли «серебряную казну» храма, особое «копление» владык, в казенной и художественной стоимости которого выражалось духовное богатство и благосостояние общества.

 
Корсунские врата Софийского собора. XII, XIV, XVI века

Корсунские врата Софийского собора. XII, XIV, XVI века



На исходную страницу иллюстрации: Святая София Новгородская. (950 лет со дня освящения древнейшего русского храма (1045-1052).


Культура | История | Искусство | журнал "Наше наследие"

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений