Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

В соборе всегда было несколько входов: западный — святительский, южный — общественный, обращенный на вечевую площадь, северный, выходивший на дьячий двор, и еще несколько хозяйственных дверей. С богато украшенными главными порталами связывалось понятие о библейских вратах, хранителях священного города, дверях Горнего Иерусалима. Величественные, как врата рая, они отделяли вертоград от геенны огненной, небо от земли. Чтобы предупредить оступившихся или неверующих, ручки дверей нередко оформлялись в виде львиных голов, с головами грешников в пасти, и только праведник мог пройти сквозь врата, не опасаясь попасть в адские челюсти.

 

Первоначальное оформление входов в собор не известно. Старейшими из сохранившихся до сих пор остаются медные Корсунские врата, навешенные теперь у входа в придел Рождества Богородицы. Они, скорее всего, предназначались для западного входа со стороны Корсунской паперти. Со временем врата претерпели немало изменений. Процветшие кресты на филенках — типичные приметы византийского искусства XII столетия, маскирующие винтовые крепления розетки, львиные головы ручек появились в XIV веке. В конце XVI века, возможно, при Борисе Годунове поля украсили орнаментальной резьбой по восточным мотивам10.

 

В 1335/1336 году повелением архиепископа Василия были изготовлены медные, украшенные золотой наводкой врата, не без основания связываемые исследователями с приделом Рождества Богоматери. Вход в него осуществлялся через портал южной, или Золотой паперти, получившей название, вероятно, от золотого узора дверей. Сами двери также иногда назывались золотыми, но исторически принято название Васильевские, по имени главного заказчика врат архиепископа Василия, изображенного на них перед троном Спасителя.

 
Малый сион. Большой сион. Серебро, золочение, чеканка. XI век

Малый сион. Большой сион. Серебро, золочение, чеканка. XI век



На исходную страницу иллюстрации: Святая София Новгородская. (950 лет со дня освящения древнейшего русского храма (1045-1052).


Культура | История | Искусство | журнал "Наше наследие"

Декоративную основу врат составляют евангельские сцены и полуфигуры избранных святых. Особенностью являются библейские и апокрифические сюжеты: «Китоврас мечет братом своим Соломоном», «Притча о сладости мира», «Весы духовные», или «Душа устрашается» (фрагмент из подразумеваемой композиции Страшного суда), «Царь Давид пред сеньми с ковчегом», или «Ликование Давида». Эти изображения принято считать личным выбором архиепископа Василия, не раз прибегавшего к фольклорным мотивам и запрещенным церковью «басням и кощунам». В целом же композиция XIV века может быть понята как своеобразная иллюстрация службы на Страстную неделю и сопровождающих ее чтений из Псалтири11.

 

В XVI веке створы были дополнены новыми пластинами, тогда появилось изображение Иоанна Предтечи, святого покровителя царя Ивана Грозного, и трех мучеников — Гурия, Самсона и Авива. В посвященный им придел двери переместились в 1560-х годах. Оттуда Васильевские врата увезли в Александровскую слободу, где на южном портале Покровского (Троицкого) собора они остаются и по сей день.

 

В конце XIV — начале XV столетия на западном входе Софийского собора появились бронзовые двери. Их створы покрывают сцены из Ветхого и Нового заветов, аллегорические фигуры, исторические личности, латинские и русские надписи, орнаментальные фризы.

 

В истории врат до сих пор остаются спорные вопросы. Связывая с событиями разного времени, их называли Корсунскими, Сигтунскими, Магдебургскими, Плоцкими. Но легенда о происхождении дверей из древней шведской столицы Сигтуны, откуда в 1187 году их якобы привезли воевавшие в тех краях новгородцы, в настоящее время отвергнута. Выяснилось, что легенду придумали шведы, оккупировавшие Новгород в начале XVII века12 . Между тем магдебургское происхождение достоверно свидетельствуют изображения епископов Вихмана и Александра. Годы их правления позволяют датировать врата между 1152 и 1154 годами. В середине XII столетия в Магдебурге работала крупная литейная мастерская, снабжавшая своими изделиями многие европейские города. Новгородские врата изготовили мастера Риквин и Вайсмут, фигуры которых помещены на левой створе, по сторонам нижней пластины. Еще в 1915 году, на XV Археологическом съезде шведский археолог О.Альмгрен высказал предположение о создании врат по заказу епископа Александра для собора в Плоцке. Сейчас эту гипотезу убедительно обосновывают польские ученые. В конце XIV — начале XV века., в момент благоприятных отношений Новгорода с Литвой, врата могли быть подарены Софийскому собору. Не исключено, что это произошло при архиепископе Евфимии I (1424 — 1429), активно развивавшем западные связи.

 

Мастер Авраам собрал врата, дополнил и реставрировал несколько фигур, снабдил некоторые сцены русскими надписями и поместил свое изображение между Риквином и Вайсмутом. В течение столетий двери неоднократно ремонтировались. Возможно, в XIV веке на них появилось изображение кентавра (вспомним Васильевские врата), в XVI — фигура Иосифа Аримафейского, в разное время неоднократно возобновлялись орнаментированные валы. И все же романский стиль середины XII века определяет художественный облик дверей, закрепляя за ними исторически достоверное название Магдебургских13.

 
Феодот Киренейский, князь Борис, мученицы Ксения, Мария Магдалина. Вкладная икона семьи Бориса Годунова. Конец XVI века

Феодот Киренейский, князь Борис, мученицы Ксения, Мария Магдалина. Вкладная икона семьи Бориса Годунова. Конец XVI века



На исходную страницу иллюстрации: Святая София Новгородская. (950 лет со дня освящения древнейшего русского храма (1045-1052).


Культура | История | Искусство | журнал "Наше наследие"

 

В 1560 году архиепископ Пимен поставил на южной паперти собора деревянные позолоченные врата, украшенные резной скульптурой и орнаментальной резьбой. Во время ремонта 1830-х годов Пименовские врата были сняты. Позднее в хозяйственном сарае, среди строительного мусора их обнаружил Ф.И.Солнцев14. Он же сделал зарисовки деталей и общего вида врат и способствовал передаче уцелевших фрагментов в Академию художеств, откуда они попали в Русский музей, где хранятся до сих пор.

 

В 1380-х годах к украшавшим собор вратам присоединился поклонный каменный крест, поставленный архиепископом Алексием в нише на западной стене, справа от Магдебургских врат. Четырехконечный, с соединяющимися в единый круг ветвями, он был украшен рельефами с изображением Благовещения, Рождества Христова, Распятия, Воскресения (Сошествия во ад), Вознесения. Последняя композиция на нижней ветви пропала во время войны, и вскоре после ее окончания была восполнена в гипсе. Дискуссия о назначении и причинах появления креста до сих пор не завершена. Его считали свидетелем подавления местных политических распрей, памятником победе в битве на Куликовом поле. Возможно, также, он был поставлен архиепископом Алексием в 1380 году после успешных переговоров с великим князем в знак подтверждения независимости новгородской церкви в духовном суде. Это право отстаивалось и оберегалось новгородскими владыками на протяжении столетий, и крест выступал одним из многих и очередных его символов.

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений