- Подробности
- Автор: Super User
- Категория: Книги об иконописании, иконах и иконописцах
- Опубликовано: 06 Май 2017
- Просмотров: 3786
Святая Святых собора — алтарь, символ неба. Здесь произносилась тайная молитва, приготовлялись Святые Дары и совершалось жертвоприношение. В алтарь могут входить только священнослужители, и все, что происходит внутри него, должно быть скрыто от глаз мирян. И только помазанник божий, исполнитель вышней воли на земле, царь, имел право причастия в алтаре, у престола. По правилам церковного устава духовный владыка и царь имели отдельные помещения в соборе, где они переодевались, слушали службу. В XVI веке в Софийском соборе для этих целей предназначались украшенные разноцветной резьбой и позолотой деревянные моленные места в виде тронов под кивориями15. Святительский трон существовал еще при Макарии, в 1560 году он был воссоздан по заказу архиепископа Пимена. После разорения Новгорода Иваном Грозным в 1570 году художники Иван Белозерец, Евтропий Стефанов и Исак Яковлев исполнили государственный заказ, создав в 1572 году царский трон, на который со святительского места перенесли пышно убранный шатровый верх. Владычному трону придали более скромный облик.
Установление царского молитвенного трона в Софийском соборе было символом второго покорения Новгорода, окончательного искоренения его вольности. И, кажется, не только пространная надпись, извещавшая о владениях царя владимирского, московского, новгородского, казанского, астраханского... югорского... черниговского... сибирского, не только изображения гербов покоренных и подвластных городов, но и каждый элемент орнамента, извив стебля должны были убеждать в могуществе державной власти, воплощенной в аллегориях солнца и луны, в плодоносных ветвях райских растений, в грозных ликах фантастических зверей.
Вначале в соборе почти не было живописных изображений. Возможно, это объясняется отсутствием квалифицированных мастеров, но не исключено, что в этот становительный период в соответствии с существовавшей тенденцией отрицания изобразительных символов в них не было необходимости.
В середине XI века лишь немногие живописные изображения располагались в первом ярусе, напоминая о присутствовавших в храме святых, поясняя содержание проходившей в соборе службы. Возможно, к середине — второй половине XI столетия — времени освящения и постепенного освоения храма, относится роспись на пилоне южной паперти, изображающая императоров Константина и Елену В день их празднования был заложен собор и, следовательно, роспись могла иметь календарное значение. Но представленные на ней святые почитались основателями христианской церкви на земле, и значит, пребывание их в соборе осознавалось еще как покровительство храму и преображенному городу, как признание исключительной роли его создателей, утвердивших «богоизбранное место» на скрещении важнейших жизненных путей.
Отсутствие точных сведений побуждает исследователей высказывать разные мнения о времени совершения росписи. С момента открытия датировка ее «продвигалась» от середины XI к XII веку, сейчас есть попытки находить в ней черты XIII столетия. Между тем технология росписи, нанесенной на сухой грунт, по существу тонкую обмазку, сглаживающую неровную поверхность каменной кладки, позволяет склоняться к более ранней датировке. Кроме еще немногих фрагментов подобной живописи, обнаруженных в соборе, техника письма «по сухому» (al secco) никогда в Новгороде в чистом виде не применялась. Как будто только в недавно возведенном и, может быть, еще не просохшем здании была необходимость использования быстрого письма.
Но и в стилистическом облике произведения очевидны признаки искусства середины — второй половины XI века. Главным средством выразительности здесь выступает линия. Яркая, широкая и упругая, она очерчивает контуры лика, одежд, пренебрегая пластикой рельефа, исключая глубину построения. Легкий цветовой покров раскрашивает рисунок блеклыми розовыми, серыми и голубыми красками и кажется необязательным его дополнением. Несмотря на то что прямых аналогий этой живописи найти трудно, она занимает свое место среди многих памятников на островах Средиземноморья, в пещерных храмах Малой Азии, деревянных церквах Скандинавии, вместе с ними представляя провинциальную ветвь византийского искусства XI века.