Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

Спустя полстолетия, в 1108/1109 году по велению и на деньги епископа Никиты был расписан купол Софийского собора16. В скуфье купола помещалось изображение Христа Пантократора. С ним связана легенда о деснице. Писавшие фреску мастера пытались изобразить ее благословляющей и старательно переделывали рисунок, пока не услышали божественный голос, приказавший оставить руку такой, как есть. «Азъ бо в сей руце моей, — вещал он, — сей Великий Новград держу, а когда сия рука моя распространится (разожмется — Э.Г.), тогда будет граду сему скончание»17. Предсказание в какой-то степени сбылось. Во время войны снаряд разбил купол, погибло изображение Спаса, «разжалась» его десница, и вместе с этим город был разрушен, сохранились лишь считанные коробки зданий.

 

От купольной росписи фрагментарно уцелели изображения поддерживавших славу Христа архангелов и в простенках между окнами фигуры пророков (кроме царя Давида). Несмотря на утраты, эта живопись в полной мере свидетельствует о расцвете изобразительного искусства в Новгороде в XII столетии. Возрождение духовной жизни во многом зависело тогда от общественной ситуации в городе. Миролюбивая политика князя Мстислава, старшего сына Владимира Мономаха, позволила найти общий язык с коренным населением, внести в жизнь горожан необходимые и полезные изменения. Создавшаяся благоприятная обстановка способствовала возрождению храмового строительства, приглашению живописцев, накоплению необходимых для ювелирных мастерских золота и серебра.

 Телепроект «Новгородинки» телеканала «Триада»Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым

 

К лучшим творениям своего времени принадлежит купольная роспись Софийского собора и это, прежде всего, — изображение пророка Соломона. Если подняться на хоры, то прямо перед глазами зрителя предстанет его фигура: слегка удлиненный силуэт, узкие стопы ног, обутые в порфировые с жемчужными украшениями сапожки, тонкие руки и царственное, освещенное легким румянцем, юное лицо с темными миндалевидными глазами. Соломон в короне с жемчужными подвесками, украшенном каймами хитоне и мягко спадающем с плеч пурпурном гиматии. На груди его нашит орнаментированный лоскут материи, тавлий — полагающийся в византийском церемониале знак принадлежности императорскому дому. В этом небольшом кусочке живописи, кажется, заключено все достоинство росписи. Золотые ассисты воспроизводят здесь блеск драгоценных камней, ими усыпан тавлий, и чтобы достичь иллюзорности изображаемого сияния, художник прячет сверкающие камни в складках гиматия, добиваясь достоверности, которой так дорожили античные мастера. Оттуда, из эстетических глубин эллинизма, исходят корни этого искусства, нашедшего благоприятную почву при грекофильском дворе новгородского князя.

 

В те годы, вероятно, собор был полностью расписан. Найденные фрагменты подобной живописи в алтаре Рождественского придела, зафиксированные В.В.Сусловым остатки древней росписи в главном алтаре и других местах храма подтверждают это предположение.

 

В 1144 году епископ Нифонт велел расписать притворы. С этим сообщением принято связывать остатки фресок в южной (Мартирьевской или уже упоминавшейся Золотой) паперти. Кроме великолепного Деисусного чина над гробницей архиепископа Мартирия (отсюда еще одно название галереи), в галерее частично уцелели сцены из жития Георгия. Полустертые и разрушенные изображения позволяют различить среди них мучение святого в кипящем котле. Другие, найденные в археологическом слое куски фресок могут быть определены как сцены предстояния Георгия перед императором. На западной стене паперти, из-под поздней штукатурки хорошо видны ноги сидящего на троне святого воина. Исходя из сказанного, можно предположить, что в южной паперти изначально был алтарь Георгия Победоносца, посвященный патрону Ярослава Мудрого. В церковном уставе Софийского собора, дошедшем до нас в рукописи XII века18, находим этому косвенное подтверждение. На великую пятницу, когда храм готовили к Пасхе и мыли большую церковь, служба шла в «церковици Георгия» (маленькой церкви, приделе? — Э.Г.).

 Программа Новгородского областного телевидения: "По святым местам Новгородской земли. Софийский собор"

В Мартирьевской паперти, слева от прохода в основной храм, видны остатки святительского чина XV столетия. Возможно, это часть большой композиции, изображавшей видение пономаря Аарона, случившееся в 1439 году19. Оставшийся на ночь в соборе служитель увидел «в яве», как «прежними дверьми» в церковный притвор вошли в храм умершие владыки. Соблюдая чин, они прошли в алтарь, долго молились там, пели перед иконой Богородицы и потом «стали невидимы». Детали рассказа дают основание связать происходившее чудо с южной частью храма, где в галерее стояла древняя икона Богоматери в серебряном окладе и где, возможно, из придела Иоакима и Анны был какой-то старый вход в собор.

 

Самораскрывшийся фрагмент фрески XII века на своде в той же галерее означает, что под поздней живописью есть еще участки древней живописи, хотя большая часть ее погибла во время ремонтов и обновлений собора в XVIII—XIX веках. Первый раз роспись была срублена в 1830-х годах, в созданной заново большое место было отведено изображениям новгородских владык. К сожалению, и она была заменена в начале XX столетия клеевой живописью.

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений