Поиск

Православные выставки-
ярмарки: московские в 2024 г,
сокольнические

Пешеходные экскурсии
по Москве

Все московские выставки
в одном месте

Икона дня

Строим храмы всем миром

Обзор росписей храмов
и монастырей online
Красота - великая сила.
Она может быть духовной.
Вы в этом месте уже были?

Иконы известных мастеров.
Их стоит увидеть.
Вы это уже видели?

Banners

Blue Flower

 

Иконописный ряд собора не был следствием случая или воли одной, пусть даже очень влиятельной личности. Каждый образ в храме играл определяемую божественным уставом роль и поэтому занимал строго определённое место. Первые иконы располагались у алтаря и, раскрывая происходившие в нем действия, располагались в установленном порядке. Нифонтовская алтарная преграда, устроенная в 1130-х годах, состояла из четырех больших настолпных икон, обрамлявших входы в главный алтарь, жертвенник и диаконник. От нее дошли иконы «Апостолы Петр и Павел» и «Спас» (последняя не раскрыта и хранится в фондах Новгородского музея). Конструкция представляла фланкируемый живописными изображениями своеобразный портик. Между предалтарными столбами располагался горизонтальный брус или архитрав, то, что потом по-русски назовут «тябло». На нем могла помещаться деисусная икона и/или небольшой праздничный ряд. Образованные деревянными опорами архитрава интерколумнии центральной апсиды закрывались дорогой завесой, катапетасмой.

 

Икона «Апостолы Петр и Павел» — ровесница великих творений конца XI — первой половины XII века. Как и парная ей икона Спаса, в середине столетия она была укрыта серебряным окладом, но после уникальной, совершенной в 1949 году. В.О. Кириковым реставрации, предстает в первоначальном виде. Изысканная светлая палитра, идущие из глубины золотого пространства фигуры апостолов, легкий и свободный рисунок свидетельствуют о редком и вдохновенном даре живописца, возможно одного из тех, кто в 1108 году расписывал купол Софийского собора.

 

Апостолы Павел и Петр изображены по сторонам Христа, вручающего своим ученикам Закон веры. Оба они, верховные ученики и учители, знаменуют в иконе храм Слова, являясь аллегорическим воплощением многоликого понятия Софии.

 

В 1341 году при архиепископе Василии для алтарной преграды тремя мастерами был написан Праздничный чин. Два из них — балканского происхождения, в почерке третьего мастера много общего с рисунком и золотой моделировкой Васильевских врат.

 

В 1439 году уже известный нам пономарь Аарон по заказу архиепископа Евфимия создал для главного алтаря пятифигурный Деисусный чин. Вместе с праздничным рядом он располагался между центральными восточными столбами. В 1508/1509 году иконописцы Андрей Лаврентьев и Иван Дерма Ярцев по велению архиепископа Серапиона дополнили старый пятифигурный Деисусный чин. Включавший теперь 13 образов, он вышел за пределы главного алтаря, закрыв собой пространство жертвенника и диаконника. Тогда же Андрей и Иван написали страстной чин, четыре иконы которого расположились по две по сторонам праздников XIV века.

 

В середине XV века в большом иконостасе появилась икона Софии Премудрости Божией. Красноликий ангел на престоле, Богоматерь с Христом-Младенцем в лоне, Иоанн Предтеча, предрекающий явление Христа в облике ангела мира, развернутый ангелами небесный звездный свод, благословляющий Христос и Престол Уготованный — слагаемые новгородского варианта софийной темы. В соотношении действующих лиц прослеживается долгий путь размышлений о понятии Софии Премудрости Божией: от верховных апостолов к Богоматери—заступнице, до Христа Владыки мира, держащего в руке «весь Новгород».

 

В храме было много образов, заказанных в честь значительных исторических событий, в память людей царского и княжеского родов. В иконостасах и на столбах помещались иконы, поставленные Иваном Грозным и его сыновьями, Борисом Годуновым, царем Алексеем Михайловичем и царевной Софьей.

 

Приблизительно в то же время были созданы небольшие двусторонние иконки, написанные на двух загрунтованных лоскутах холста, из-за чего в древности их называли «полотенцами». Таблетками они были названы уже в 1910-х годах, (от фр. tableau — картина, доска). На лицевой стороне иконок изображался праздник, на оборотной — святые, в соответствии с календарной датой или по общности духовного подвига. Такие ансамбли представляли собой иллюстрированный месяцеслов, годовой круг церковных праздников.

 

Софийские таблетки — одно из совершенных произведений новгородской иконописи. Большую часть их составляют иконки XV века. Написанные лучшими мастерами в архиепископской мастерской, они считались образцами, художественным эталоном, которому должны были следовать художники.

 

В начале XVI столетия в ансамбле появилась иконка «Спас Нерукотворный. — О тебе радуется». Мысль о несотворенности иконы воплотилась в ней в прозрачных красках, ярких световых бликах.

 

В середине XVI века, возможно, при архиепископе Пимене, в ансамбль вошли еще четыре иконки: «Отвержение очей слепорожденного», «Стефан Сурожский, Савва Сербский, Павел Комельский (Обнорский)». Появление новых святых, скорее всего, было связано с введением их в русский месяцеслов на церковных соборах 1547 и 1549 годов.

 

Драгоценная живопись иконок XVI века родственна произведениям ювелирного искусства. Обильное использование золота, лаков, яркие цветовые отношения создают образ украшенного храма, второго неба, куда, преодолевая земные страдания, стремится человеческая душа.

 

К XVII веку в Софийском соборе насчитывалось 36 таких иконок, стоявших перед главным иконостасом, на правом клиросе, в двух, украшенных серебром ковчегах. В определенный праздничный день одна из иконок возлагалась на аналое, на Страстную неделю ставили иконки с изображением страданий Христа. К началу XX века святцы вышли из употребления и вскоре про них забыли. Постепенно они стали уходить в частные собрания, в Москву и Петербург. К 1916 году в Новгороде осталось 18 таблеток. В настоящее время вместе с подаренной г. Рокфеллер иконой-таблеткой «Богоматерь Одигитрия. — Троица» они принадлежат Новгородскому музею.

 

Всякое дыхание Славит Господа!

Описание иконы и изображение
Акафист "Слава Богу за Все!"
Торжество православия

Икона Божией Матери "О Тебе Радуется"
Торжество Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери "Милующая"
Поздравление
С Днем Народного Единства и Праздником Казанской иконы Божией Матери!
Становление духовной личности - работа над духовным образом
O первом храме Христа Спасителя
O Казанском Соборе в Санкт-Петербурге
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Владимирские музейные работники
начали создавать комиссию
по взаимодействию с Церковью
О Владимиро-Суздальском
музее-заповеднике
Кирилло-Белозерский музей
в Вологодской области взаимодействует с РПЦ

доска объявлений