Печать 

Источники http://posmotrim.by/article/sofijskij-sobor-vologda.html и https://tonkosti.ru/Софийский_собор_в_Вологде

Софийский собор в Вологде — памятник архитектуры федерального значения и наиболее древнее каменное сооружение в городе, которое дошло до наших дней. Его начали строить в 1567 г., при Иване Грозном, и оно стало главным собором Вологодчины. Двумя столетиями спустя в пару к «холодному» Софийскому был выстроен «тёплый» Воскресенский храм, но это никак не повлияло на статус и огромную духовную значимость собора. И сегодня это одна из наиболее важных достопримечательностей города, которую обязательно стоит осмотреть, причём как снаружи, так и изнутри.

Собор был выстроен на берегу Вологды, на территории кремля, который застраивался в этот же период. Царь собирался сделать из Вологодского кремля свою резиденцию со всеми подобающими атрибутами, поэтому Софийский собор строили по образу и подобию московского Успенского храма. Строительство по разным причинам затянулось, и освящение собора прошло в 1587 г. Спустя 25 лет, во время польско-литовского нашествия, Софийский собор был серьёзно повреждён, но быстро восстановлен.

Архитектура Софийского собора в Вологде

Архитектура Софийского собора в Вологде

 

Образцом для Софийского собора в Вологде Иван Грозный избрал Успенский собор Московского Кремля. Но не только московские влияния можно увидеть в Софийском соборе. Близок он во многом и новгородским храмам. Процветший крест Существующие ныне купольные кресты Софийского собора выполнены московскими мастерами по образу крестов Николо-Явленской церкви в Москве на Арбате (не сохранилась). Они относятся к распространенному типу «процветших» крестов, когда из основания креста исходят две ветви (в процессе стилизаций уподобившиеся полумесяцу). Процветший крест является символом вечной жизни, а также «иллюстрирует» слова Христа, сказанные Им ученикам: «Я есмь лоза, . . .+

 

Иконы и святыни Софийского собора Вологды

В Софийском соборе всегда было множество чтимых икон и иных святынь. Некоторые из них по сей день пребывают на своем месте, хотя и в качестве музейных экспонатов. Среди древних икон Софийского собора особое место занимают иконы Всемилостивого Спаса с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими (ок. 1657), Божией Матери Одигитрии (1641) и Софии Премудрости Божией (1618). Все они находятся в местном ряду иконостаса. Что касается последнего образа, то он, в общем, близок новгородской традиции и не имеет каких-либо значимых отличительных особенностей.

А совершенно исключительная картина, которую можно увидеть внутри собора, — фреска «Страшный суд». Это наиболее крупная настенная роспись на эту тему в стране.

Как и другие храмы Вологодчины, собор был закрыт при советской власти, но здание сохранилось в целости, переданное краеведческому музею. Почти сразу, в 1935 г., его объявили памятником федерального значения. Впоследствии собор масштабно реставрировали в 1960-х и 2000-х гг., так что сегодня его можно видеть во всём первозданном блеске. Правда, только летом. Службы в соборе проводятся лишь изредка, по большим праздникам.

Конструкция собора представляет собой прямоугольник с пятью тонкими главами, накрытыми куполами-луковками, и замечательной колокольней, самой высокой во всей епархии (более 78 м). Внутри храм разделен на три нефа. Стоит обойти его со всех сторон, чтобы полюбоваться в том числе фресками южного портала. А затем зайти, чтобы увидеть своими глазами настоящие сокровища: изумительные настенные росписи, первые в Вологде.

Оригинальные росписи были выполнены мастерами из Ярославля и датируются 1686—1690 гг. Изнутри собор оказался расписан почти полностью: площадь поверхности, покрытой фресками, составляет 5 тыс. кв. м. На стенах, порталах, сводах можно увидеть множество фигур: святых, воителей, простых смертных и божественных сущностей. Наиболее крупная и впечатляющая картина — лик Христа, который занимает весь центральный купол собора.

В 19 веке практически все росписи переписали заново и дополнили новыми сюжетами, но в 1960-х гг. были начаты работы по восстановлению оригинальных фресок, и сегодня все следы позднейшего вмешательства уничтожены.

Не менее прекрасны и алтарные помещения Софийского собора, которые также расписаны сверху донизу. Одним из авторов алтарных изображений стал Максим Грек. Видео по теме Интерьер Софийского собора

А совершенно исключительная картина, которую можно увидеть внутри собора, — фреска «Страшный суд». Это наиболее крупная настенная роспись на эту тему в стране: её площадь составляет примерно 400 кв. м. Фреску можно увидеть на восточной стене собора, её фрагменты заходят внутрь оконных рам и на своды.

Традиционно изображение Страшного суда выполняли только в наиболее значимых и статусных храмах.

Иконостас собора не менее драгоценен. Первые два до него были утеряны, и нынешний, барочный, датируется 1733—1741 гг. Первым иконописцем, который над ним трудился, стал Максим Искрицкий, но его работа не удовлетворила церковные власти, и большую часть икон дописали вологодские мастера.

Интерьер Софийского собора в Вологде

Интерьер Софийского собора в Вологде

Но и этот иконостас не сохранился. Спустя менее чем пятьдесят лет, в 1733—1741 годах, его сменил ныне существующий. Причиной тому послужил пожар, сильно повредивший в 1724 году северную сторону иконостаса.

Писать иконы для нового иконостаса был приглашен изограф польского происхождения Максим Искрицкий, хорошо владевший приемами западноевропейской светской живописи, властно вторгшейся в церковное искусство. Искрицкий не завершил работу: в 1738 году его выслали из Вологды за промедление в писании икон. Образа местного ряда (кроме нескольких более старых икон) писали вологодские мастера.

Помимо иконостаса, внимание в соборе привлекают фрески работы ярославских изографов. Руководил ими Дмитрий Плеханов, приглашенный архиепископом Вологодским Гавриилом. Фрески покрывают «внутренность» собора сплошь, подобно некоему многоцветному ковру. Плоскости стен и откосы окон, алтарь и своды — все расписано в характерной для ярославской школы XVII века дробной, узорчатой манере.

Программа росписей в целом традиционна. В алтаре, согласно посвящению храма, изображена София, Премудрость Божия, на столпах —фигуры мучеников и благоверных князей. Верхние регистры северной и южной стен отданы евангельским композициям. Ниже изображены сюжеты земной жизни Пресвятой Богородицы и Вселенские Соборы.

Особое место среди росписей храма занимает огромная фреска «Страшный суд» на западной стене. Расположение ее традиционно, однако стоит отметить, что она является самой крупной в России фреской на данный сюжет (400 квадратных метров). Любопытная деталь: иноверцы, которые идут в муку вечную, почти сплошь изображены «ляхами». Видимо, за несколько десятилетий еще не истребилась память о горе, принесенном поляками на Русскую землю. Представлены, впрочем, среди грешников и старцы в условно-восточных костюмах, и женщины, облаченные в пестрые одежды.

В 1852 году интерьер Софийского собора капитально «поновили», почти полностью переписав все фрески. Эти записи, исказившие первоначальный авторский замысел, удалось снять в процессе реставрационных работ, проводившихся начиная с 1960-х годов. Кропотливой реставрации подвергся и соборный иконостас, также пострадавший от позднейших записей.