Печать 

Акафист Пресвятой и Животворящей Троице (Читает Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)

Источник https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/o-raznyx-ikonax-presvjatoj-troicy.1435/

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге священник Константин Пархоменко

Часто в храм приходят с просьбой освятить икону, на которой изображена, как говорят, «Новозаветная Троица»: Бог Отец в виде старца, Бог Сын – в виде Христа Воплощенного и Дух Святой – в виде голубя.
Говорю: «А ведь эта икона – неканоническая…»
Люди недоумевают: «Погодите, это мы в церковной лавке купили. Что же там, будут неканоническое что-то продавать?..»

Давайте сегодня поговорим на тему: как допустимо на иконах изображать Святую Троицу.

Всего существует несколько типов икон Троицы. Я приведу основные.
1. «Ветхозаветная» Троица

Икона, изображающая Троицу в виде Трех Ангелов, пришедших к праотцу Аврааму. Это эпизод из 18-й главы книги Бытие. Давайте я приведу фрагмент этого рассказа: 

И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. 
Они сказали: сделай так, как говоришь. 
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. 
И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей... 

И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их. 

И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем... 

Вот в соответствии с этим рассказом о явлении Господа Его часто изображали в виде трех странников, или Трех Ангелов, сидящих в гостях у Авраама.

 

 

2. «Новозаветная» Троица, или икона «Сопрестолие»
Это второй тип иконы. Она изображает явление Трех Лиц Святой Троицы, сидящих на Небесном Престоле. 


 
3. Икона «Отечество»
Здесь сюжет вообще придуман. На Небесном Троне сидит Бог Отец. На коленях у Него – отрок Сын. Над ними парит Дух Святой. 

 

4. Икона Бога Отца

Очень редкое изображение, которое грубо, как бы в игнорируя всю догматическую логику запретов Бога Отца, именно Его и изображает.

 

5. Распятие в Лоне Отчем
Эта икона показывает нам, как Отец держит Крест с Распятым Сыном. Рядом помещается Святой Дух.

 
источник https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1486143/85df08ea-b86d-4369-887a-d848b9f4a89b/s1200?webp=false
 
 
Теперь – несколько слов о допустимости таких икон

Для нас программным в этом отношении является текст Апостола Иоанна Богослова: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1, 18). Бога Отца, продолжает Апостол Иоанн, что нам явил Сын Божий. 

Таким образом, изображение Бога Отца если и возможно, то только в том случае, если Он изображается символически, например, под видом Сына. Именно такой вариант мы встречаем на иконах Троицы первого типа (к которым принадлежит и рублевская «Троица»). На этих иконах все три изображенных персонажа имеют черты Сына. Таким способом достигается цель иконописца: показать, что Сын явил нам всю Тайну Пресвятой Троицы. Сын явил нам и Себя, и Отца, и Духа.
Все остальные иконы, несмотря на их назидательную доступность (прекрасно понятна психология простых верующих: чего гадать о тайне Троице, вот она вся, как на ладони), неверны с догматической точки зрения.

Искусствоведы гадают о причинах появления этих икон. Несомненно здесь влияние Запада, а именно Римско-Католической Церкви, где подобные сюжеты были широко известны. 
Самые древние православные образцы подобного рода находятся не в России. Это фреска в Матейче, в Сербии (1356–1360 годы) и фреска в церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Охриде, в Македонии (середина 15-го века).

В России такие иконы появляются в начале 16-го века. Московский собор 1554 года утверждал возможность подобных изображений по ветхозаветным свидетельствам, при этом многократно подчеркивается, что «живописцы Божьяго Существа не описуют», а описуют, то есть изображают, только тот вид, под которым Бог являлся в Ветхом Завете. 

Надо напомнить, что, говоря про Ветхий Завет, все подразумевают книгу пророка Даниила, где, действительно, пророку является некий старец Ветхий днями. Вот один из этих текстов: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 3-14).
Если в 1554 году разрешение на написание икон, на которых изображен Бог Отец и Бог Дух, было дано, то через 100 лет другой Собор запретил такие изображения.

В 43-м правиле Большого Московского собора 1667 года говорится (приведу текст подлинника без перевода): 
«Повелеваем убо над иконописцами, искусну художнику, и доброму человеку (от духовнаго чина) во старостах, сиречь началником и дозорщиком быти. Да не поругаются невежди святым иконам, Христа и Его Богоматере, и угодников Его, худым и нелепым писмом пищуще: и да престанет всякое суемудрие не праведное, иже обыкоша всяк собою писати безсвидетельства: сиречь Господа Саваофа образ в различных видех [...]. 
Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти. Токмо якоже Христос виден бысть в плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти: а не по Божеству: подобие и Пресвятая Богородица, и прочии святии Божии [...]. 
Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти… Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын. И Исаия пророк во главе 40 глаголет: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его?.. Подобие и святый Павел Апостол...: род убо суще Божий, не должни есмы непщевати, подобну быти Божеству злату, или сребру, или камению и начертанию художну, и смышлению человека. Глаголет бо и Иоанн Дамаскинский: коим же, невидимаго и безтелеснаго и не описаннаго и не образнаго Бога, кто может сотворити подражание; пребезумия убо крайняго и нечестия образовати Божество. Подобие же возбраняет о сем и Святый Григорий Двоеслов… 

И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. А Бога никтоже виде, якоже Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует, обаче аще во Иордане при святом Крещении Христове, явися Святый Дух в виде голубине; и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда, инако. Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица. По Дионисию Ареопагиту, Саваоф толкуется от жидовска языка, Господь сил: се Господь сил, Святая Троица есть, Отец и Сын и Святый Дух. Обаче аще и Даниил пророк глаголет: яко видех ветхаго денми седяща на судищи. И то не о Отце разумеется, но о Сыне, еже будет во Второе Его Пришествие судити всякаго языка страшным судом. 

Еще же пишут во иконах Святому Благовещению тоже Саваофа, Иже от уст дышет, и то дыхание идет во чрево Пресвятая Богородицы: и кто то виде, или кое Святое Писание о сем свидетельствует, и откуду сие взяша; явственно есть, яко таков обычай, и ина подобная, от некоторых суемудрых, или паче рещи буемудрых и безумных, приятся и обыче. Сего ради повелеваем, от ныне то суемудрое и безместное писание да престанет. Точию в Апокалипсисе Святаго Иоанна по нужде пишется и Отец в седине, ради тамошних видений». 

Отметим, что единственное допущение писать образ Отца и Духа было сделано:
А) Изображение Духа Святаго в виде голубя только для сцен Крещения Христова.
Б) Изображение Бога Отца оставить только для изображения сцен Апокалипсиса, «ради тамошних видений».

В Русской Церкви, таким образом, в этом вопросе была поставлена точка. Но споры о возможности написания таких икон не утихали. Еще через 100 лет аналогичный запрет был принят в Греции. 
Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 году «соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы (то есть «Новозаветная Троица») является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян». 

Последний вопрос, который нам нужно задать: как поступать с подобными иконами, которые можно встретить даже на прилавках церковных лавок?

Православный христианин не должен иметь подобных икон в своем молитвенном уголке. 
Как мы знаем, всякая икона нуждается в освящении. Существует чин освящения и иконы Святой Троицы. Однако в этом чине специально указано, какие иконы Троицы можно освящать. Это икона, изображающая явление Трех Ангелов Аврааму, и три иконы, которые рассказывают о явлении Троицы в Новом Завете: иконы Крещения, Преображения и Пятидесятницы. 
Икона запрещенного типа, таким образом, даже не может быть освящена.

Вопрос «на засыпку»

В нашем Соборе есть уникальная старинная икона Пресвятой Троицы. Икона датируется 1406 годом – это древнейшая из хранящихся в храмах Петербурга икон. В большевистские годы икона была продана за рубеж. Именно с этой иконы, хранившейся в Нью-Йорке, Пабло Пикассо срисовал быка для своей бессмертной Герники. 

В 2003 году икона вернулась в Россию. Ее купили меценаты и подарили Президенту России, тот, в свою очередь, преподнес ее в дар нашему Собору.
А теперь вопрос: какие надписи сопровождают персонажей, изображенных на этой иконе? Задумывались ли об этом прихожане, которые прикладывались к этой иконе?
 
Икона Пресвятой Троицы в Свято-Троицком Измайловском соборе.


Вы будете изумлены, в чем я совершенно уверен, если внимательно посмотрите на эту икону. Попытайтесь самостоятельно определить: какими именами надписаны изображенные Лица Святой Троицы?

Да, именно так: Каждого из Персонажей этой иконы сопровождает подпись: IС. ХС. То есть, каждый из Ангелов, оказывается… Иисус Христос?
Не совсем так. Это все Три Лица Святой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Просто изображения Отца и Духа нам запрещены. Всю Троицу – нам явил Сын Божий. Значит, если мы хотим показать Отца и Духа, мы все равно должны изображать Сына. Хотя можем сообщить тем Лицам, которых изображают под видом Сына, Отца и Духа, свойственные именно Им черты.
Вот такой богословский парадокс. Благодаря этому приему Православная Церковь не искажает библейский запрет на изображение Бога, Которого «…не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1, 18).

И не верьте протестантам, которые любят критиковать православных за то, что те нарушают библейскую заповедь о неизобразимости Бога. Мы можем им ответить: мы изображаем только Сына. Ведь никто не будет спорить, что Сына мы видели. А Отца и Духа изображаем условно, опять же, через образ Сына.
 

День Пресвятой Троицы

источник https://azbyka.ru/days/prazdnik-den-svjatoj-troicy-pjatidesjatnica

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Смотреть видео Великие праздники. Троица и "Лето Господне "Троица"

 
В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего («ветхого») Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода (выхода) из Египта, драматические события которого и стали основой еврейской Пасхи. Это произошло, по мнению большинства ученых, во второй половине XIII в. до н. э. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви. Теперь постараемся понять – как родилась Церковь Нового Завета, Церковь Христова. Обратимся к текстам.
 

ЧТО ПРОИЗОШЛО В ИЕРУСАЛИМЕ?

 
После Вознесения Господа с горы Елеонской апостолы вернулись в Иерусалим. Прошло десять дней, и наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как и повелел им Иисус Христос, – пишет евангелист Лука в своем продолжении Евангелия, – «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках» (Деян.2:1-4).
 
Иерусалим же был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке! Чтобы подчеркнуть это чудо многоязычия, апостол Лука нарочито приводит длинный список народов со всех концов Римской империи, включая и отдаленные окраины (смотрите выше текст Апостольского чтения на Литургии).
 

МЕССИАНСКОЕ ЦАРСТВО ИЛИ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА?

 
Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).
 
Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника. Прочтем его еще раз (слова в квадратных скобках даны для пояснения).
 
«Когда сошел Всевышний и смешал языки
[в Вавилонском столпотворении],
то этим Он разделил народы.
 
Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы],
то всех призвал к единству;
и мы единогласно славим Всесвятого Духа».
 
«Когда люди солидарны в дерзновенном зле, они теряют дар коммуникации, дар взаимного понимания. Но этот дар восстанавливается ради истины. Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идет к человеку не как к «эллину», «иудею» или «скифу», но именно как к человеку» (Рашковский Е. «С высоты Востока...», с. 60).
 
Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.
 

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПРОЗРЕНИЕ АПОСТОЛОВ

 
Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами («посланниками»). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, – но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу. Пройдет три века, и горделивые римские императоры, именовавшиеся «спасителями отечества» и причислявшиеся Сенатом к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.
 

ХРИСТИАНСКАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА: СОБЫТИЕ И ПРАЗДНИК

 
Почти две тысячи лет тому назад, в день еврейской Пятидесятницы, мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней «до скончания века». Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.
 
Богословское учение о взаимоотношении Лиц Святой Троицы было окончательно сформулировано еще в IV веке, в период ожесточенных тринитарных споров, вызванных лжеучением Ария Александрийского, и закреплено в Никео-Цареградском Символе веры. Но далеко не всем известно, что первые храмы во имя Святой Троицы появились в христианском мире гораздо позднее, не ранее XII в., причем, сначала на Западе (этот вопрос требует специальных изысканий). Вскоре, в 1335г., скромный инок Сергий построил первую на Руси деревянную Троицкую церковь посреди глухого Радонежского бора, ставшую основой будущей Троице-Сергиевой Лавры, – центра духовной жизни России.
 
Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота – день поминовения усопших.
 
В самый день праздника, после Литургии, совершается Вечерня, на которой читаются три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время, впервые после Пасхи, все становятся на колени.
 
Ко Дню Троицы храмы и дома у нас украшаются деревьями, травой и цветами. Обычай связан с историческим воспоминанием обрядов ветхозаветной Пятидесятницы, – принесением Богу зеленеющих начатков жатвы, а также с русской народной традицией проводов весны и встречи лета.
 
Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа. Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. С этого же дня начинается первая седмица по Пятидесятнице; она именуется «сплошной», потому что пост в среду и пятницу отменяется. А с понедельника второй седмицы начинается Петров пост.
 
Явление Трех Странников патриарху Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), изображаемых обычно в виде ангелов, понимается христианскими богословами как прикровенное явление в ветхозаветном мире Святой Троицы. Этот знаменательный эпизод библейской истории, имевший место почти четыре тысячелетия тому назад, породил замечательный иконографический тип «Троицы ветхозаветной», вершиной которого стала икона «Троица» кисти преподобного Андрея Рублева.
 
Изображение взято по ссылке http://verapravoslavnaya.ru/images/soshestvie-sv-Duha2-550.png
 
https://achair-city.ru/obryady/pravoslavnaya-simvolika-religioznye-simvoly-hristianstva-i-ih-znachenie-znaki-pravoslaviya-simvol-hristianskoj-very-troitsa-znak-svyatyh-biblejskie-simvoly-drevnie-hristianskie-simvoly.html
 
Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое. Смотреть видео 
 
источник https://vseprokamni.ru/wp-content/uploads/2019/12/trinity.jpg
 
 
Источник https://fb.ru/misc/i/gallery/42964/2647949.jpg 
 
http://www.orthedu.ru/news/obzor-smi/12862-o-simvole-glaz-v-treugolnike-vsevidyaschee-oko-bozhie.html

О символе "Глаз в треугольнике" (Всевидящее Око Божие)

Всевидящее Око Божие - это многовековой образ в христианстве. Это символ того, что Бог видит всё. 
 
Прежде всего, образ этот имеет основание в Писании:
Око, нарисованное в треугольнике, одной стороной вверх, обозначает Святую Троицу. То есть, Бог, в трех лицах, имеет свойство всевидения, так как прозирает глубины сердец человеческих.
 
источник https://kamencvet.kz/wp-content/uploads/2015/06/11.jpg 
 
Это изображение – напоминание о том, что Бог видит не только твои внешние дела, но и твои мысли, желания и чувства, глубины духа твоего. Такое напоминание помогает человеку удерживаться от греха.
В  трапезной  Троице-Сергиевой Лавры есть надпись на греческом языке в треугольнике, окруженном сиянием. Там написано: ο Θεος - о Теос. О — это артикль существительного мужского рода. Теос — Бог. Отсюда слово Теология – наука о Боге.
Тамплиерами, то есть храмовниками — хранителями Гроба Господня), он был взят в качестве определенного символа «знания» или «ведения». А потому, начиная с ХII в. стал появляться на некоторых западных иконах Св.Троицы. От тамплиеров этот знак перешел в масонскую (чем и объясняется его появление на долларовой купюре), а в XX веке — и в оккультную символику.
 
Поэтому существуют разные недоумения по поводу каноничности этого образа, во многом благодаря и масонам, и язычникам, и всякого рода мистикам. Однако глаз в треугольнике — совершенно христианский образ. 
Глаз (в треугольнике или овале) встречался в древне-византийской иконографии (есть образцы VI в.) и являлся символом всеведения Божия.  Оттуда он перешел на некоторые иконы в Российские храмы в XVIII столетии. И тоже именовался, как «Всевидящее Око». Всевидящее Око – одно из самых сложных символических иконографических композиций: Господь уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения — глазу. Появляется в русской иконографии изначально как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Встречается также на иконе «Неопалимая купина».
Всевидящее Око изображено на картине Иеронима Босха «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» 1485 года.

Икона "Спас Благое Молчание" — о чем перед ней молятся - Значение Святого Образа

«Спас Эммануил» Государственный исторический музей

Икона Спасителя «Спас Эммануил»

Икона "СПАС В СИЛАХ"

В Суздале воссоздают историческую икону «Спас на троне»

Чудотворная икона «Спас Москворецкий» передана в дар Историческому музею

Нерукотворные иконы Изображения Господа Иисуса Христа